М. Добкин: Мне приходится сдерживать себя в эмоциях и оценках, потому что по моим поступкам будут воспринимать всю власть в целомДо выборов в местные советы осталось два месяца. В Харькове еще больше активизировалась и без того бурная деятельность городской власти, и.о. мэра Геннадий Кернес почти ежедневно объезжает дворы и улицы, встречаясь с жителями города. Что думает о методах работы своего преемника председатель Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин? Как сейчас строятся отношения между областной и городской властью, а также о том, какие приоритеты избрал губернатор в своей работе – в интервью М.Добкина ИА "STATUS QUO".

- Когда Вас назначили губернатором Харьковской области, первая моя мысль была – не могу представить Михаила Марковича в полях, с крестьянами… Вот лично Ваши впечатления – что в работе губернатора для вас оказалось самым непривычным, неожиданным, сложным? Много ли общего в работе губернатора и мэра?

- Неожиданного ничего нет, очень многое пересекается с той работой, которая была у меня на посту городского головы. Поменялся масштаб, а проблемы везде одни и те же. Появились и новые задачи, которых не было в сфере ответственности городского головы, среди них, конечно же, сельское хозяйство. Это приоритет моей работы, это реальный сектор экономики, который при правильном подходе и использовании современных технологий может стимулировать всю экономику региона.

Здесь не нужно изобретать велосипед. Можно посмотреть, что успели сделать наши соседи, например, Белгородская область, при стабильной работе президентской ветви власти, правительства, обладминистрации и районов. Семь-восемь лет назад специалисты из Белгородщины приезжали к Евгению Петровичу Кушнареву (в то время губернатор области - "SQ") смотреть на передовые сельхозпредприятия нашей области. Сегодня Белгородская область производит в год столько свинины, сколько почти вся Украина. Вдумайтесь. Сегодня Белгородщина развивает дороги, обеспечивает работой людей, живущих в селах, и восстанавливает инфраструктуру – клубы, кинотеатры, больницы и, конечно же, школы. Стабильно работающий аграрный комплекс несет с собой в село жизнь. Почему я год назад, будучи мэром, протестовал против решения Арсена Авакова (на то время губернатор области - "SQ") закрыть некомплектные школы в области? Потому что понимал, что наличие школы в селе – это жизнь, школу закрывают – село умирает. Мы приняли для себя однозначное решение: как бы нам не было тяжело в финансовом плане, как бы не было сложно, мы не закроем ни одной школы.

- Тот успех в сельском хозяйстве, который Вы наблюдали в Белгородской области, у нас возможен?

- Да, конечно.

- В отдельно взятой Харьковской области?

- Белгородская область добилась серьезного успеха на фоне других областей Российской Федерации. Значит, мы можем говорить о правильном руководстве областью, о правильно выбранных приоритетах. С другой стороны, я вижу сегодня возможность возрождения животноводства в Харьковской области хотя бы на уровне начала 2000-х годов.

- Что конкретно нужно сделать, с чего начать?

- У нас сейчас есть специальная комиссия, которая обследует все мясокомбинаты любой формы собственности, оптовые базы и рынки, которые торгуют мясом. Мы это проводим с целью пресечения торговли контрабандным импортным мясом. Всю информацию, которую мы собрали, мы передадим правоохранительным органам - пусть они этим занимаются. Ведь что делается? Из-за границы завозится небольшая партия нормального мяса, растаможивается, на него выдается сертификат, делаются копии сертификата, ставится мокрая печать предприятия, подпись какого-то несуществующего директора, и под этот сертификат привозят абсолютно непригодное для реализации мясо.

- До Вас этим вопросом никто не занимался?

- Раз такая проблема есть, значит, если и занимались, то занимались неправильно. Мы закрыли в городе три цеха по производству мясных продуктов, из-за того что они использовали некачественные ингредиенты. Более 80 тонн продукции было запрещено к реализации, и относительно ее подготовлены акты на уничтожение, составлено большое количество протоколов в отношении людей, которые пытались реализовывать контрафактную продукцию. Ведь никто не следит ни за сроком годности, ни за условиями хранения вот этой гадости, которая называется импортное мясо, а на самом деле мясом не является.

Но есть еще множество проблем, о которых обязано заботиться областное руководство. В частности, я дал несколько поручений Алексейчуку (Виталий Алексейчук, замгубернатора по вопросам АПК – "SQ") по поиску площадок для строительства свинокомплексов. Другие люди занимаются поиском финансирования. Экономистам я поручил найти возможность и предложить нам максимально эффективную форму собственности: то ли это будет частный бизнес, то ли областное коммунальное предприятие.

- Кстати, нужна ли для ваших планов законодательная поддержка? И вообще, работает ли облгосадминистрация с нардепами-харьковчанами?

- Депутаты-харьковчане, которые представляют наш регион в Верховной Раде, работают с нами очень тесно. Сейчас у нас пока нет необходимости инициировать принятие каких-либо законов, потому что сегодня в стране принимаются изменения к базовым законам. Придет время, и я передам нашим депутатам вот эту папку, которую мы подготовили (достает из ящика стола папку с надписью «Специальный режим инвестиционной деятельности» - "SQ"). Здесь собраны документы, в которых идет речь о возврате спецрежима инвестиционной деятельности. Эта идея не утратила актуальности. На основании этих документов можно спокойно вносить изменения в закон. Но сегодня не до этого – когда пройдут выборы, тогда можно будет над этой идеей работать.

- Скажите, стать губернатором - это было Ваше решение и желание? Или партийное?

- Это было решение президента.

- Но он с Вами советовался?

- Он в таких вопросах не советуется, а приглашает и объявляет о своем решении. Конечно, у меня была возможность отказаться и остаться работать в городе, но, выслушав президента, я согласился.

- Достаточно ли Вам сейчас свободы действий? Ведь мэр – должность избираемая, он, по сути, подотчетен только громаде. А губернатор подчиняется и президенту, и Кабмину. В Вашем случае к жесткой вертикали власти добавляется еще и вертикаль партийная…

- Будучи харьковским городским головой, я был подотчетен только харьковчанам, ну и как член партии – руководству партийной организации (здесь и сейчас ничего не изменилось). Это помогало не колебаться при принятии тех или иных сложных решений. Ведь самое главное - принять для себя внутреннее решение, а если сомневаешься, то лучше не начинать. Будучи губернатором, я в случае каких-либо просчетов могу вызвать волну критики не только в свой адрес, но и в адрес руководства страны. Поэтому ответственность на этой должности несколько иная – здесь как никогда чувствуешь себя членом большой команды.

- Можете ли Вы, несмотря на принятое в Партии регионов единодушие, высказаться против какого-либо партийного решения, если оно идет вразрез с Вашим мнением? Я очень удивилась, когда вы подвергли критике намерение ввести единый регулятор тарифов на ЖКХ…

- Ну, вот видите, вы сами ответили на свой вопрос. С участием руководителей центральных органов власти проходит очень много рабочих совещаний, в том числе по телефону. Например, перед обсуждением в Харькове проекта Налогового кодекса мы передали очень много информации в Киев. К первому варианту проекта Налогового кодекса я не просто негативно относился - я говорил, что буду открыто его критиковать, если не поменяют там серьезные фискальные моменты в отношении предпринимателей. Я разговаривал по этому поводу с представителями профильных министерств, которые готовили проект кодекса.

Потом было обсуждение, и мы тоже сделали много предложений. Например, Харьков кардинально отличается от Тернопольской области, потому что у нас много машиностроительных предприятий, и нам очень важно иметь возможность без потери налогов инвестировать свои собственные деньги в обновление основных фондов: замену станков, технологий и т.д.

Мы, понимая, что новый проект Налогового кодекса - это единственно возможный случай изменить действующее законодательство, внесли хорошее предложение: не облагать налогами инвестиции в основной фонд. Это же моментально сдвинет с мертвой точки нашу плохую оснащенность, отсутствие современных технологий и невозможность конкурировать даже со странами из Восточной Европы. Я это озвучивал. Не как критическое замечание, а как элемент дискуссии. У нас сложился нормальный, абсолютно рабочий диалог. Будет ли мое мнение учтено – не знаю.

- Говорят, что Вы очень жесткий руководитель. Правда ли, что по итогам уборочной кампании Вы намерены предложить уволить нескольких глав райадминистраций?

- Да, мы уже подали Киеву свои предложения по поводу увольнения нескольких председателей районных администраций. Я думаю, что в ближайшее время эти предложения будут рассмотрены в Киеве. Не надо стесняться признавать свои ошибки, в том числе кадровые, если они есть. Их надо исправлять.

Бывают и другие случаи. Нам подается отчет, что 100% площади пересеяно такими-то культурами. А когда заходит уборочная техника, мы видим, что вместо одних культур посажены другие, и они не дали урожая. Оказывается, что никто ничего не пересеивал, а статистика была подана. Люди, которые обманывают, будут нести наказание.

Мы сегодня следим за достоверностью поданной нам информации, за тем, как выполняются решения, и тот, кто допускает такие наглые поступки, как обычное вранье, будет работать в другом месте.

- Оппозиция утверждает, что в области начались политические расправы (об этом говорили экс-председатели райгосадминистраций Виктор Слыш и Анатолий Гацько) и что команда Януковича уволила намного больше чиновников, чем в свое время команда Ющенко. В этом есть доля правды?

- Это абсолютно не соответствует действительности. "Оранжевые", когда в 2005 г. пришли к власти, уволили по всей стране почти 20 тыс. чел. Мотивом увольнения служила просто работа этих людей с предыдущей властью. Сейчас в Харьковской области большинство людей второго уровня продолжают работать, как работали при предыдущих губернаторах – при Авакове, многие - еще при Кушнареве. Из чиновников первого уровня остался Бабаев (Владимир Бабаев – первый вице-губернатор - "SQ"), Терехов (Игорь Терехов – вице-мэр -"SQ") ушел работать в город.

Есть действия, которые попадают под разные статьи Уголовного кодекса. Вот, например, Слыш: ведь его еще не трогали - почему он возмущен? Работает на опережение? В Великом Бурлуке, где он был главой администрации, упала водонапорная башня, Великий Бурлук остался без воды. Району выделили миллион гривень на ее восстановление, вместо этого они там построили что-то непонятное, вообще без проектной документации. Что это, никто не может понять, потому что проблему воды они так и не решили, а построенный бетонный чан, оказывается, съел весь бюджет. На место выезжал Дулуб (Валентин Дулуб, вице-губернатор - "SQ"). По его словам, выход из ситуации один: разломать этот чан и на его месте построить нормальную водонапорную башню. Получается, мы же второй раз потратим на это бюджетные деньги. Я же не говорю, что Слыш их украл. В этом будет разбираться милиция.

Гацько тоже заявляет о преследованиях. А он взял миллион гривень из бюджета и передал котельной больничного комплекса, чтобы она рассчиталась за долги по газу. Но котельная - это коммерческая структура, причем его коммерческая структура. То есть это нечистоплотные люди и, что самое главное, небольшого ума: они даже не смогли как-то завуалировать свои действия. Я думаю, что по ним правоохранителями будут приняты серьезные меры, а дальше пусть суд решает. Никакой мести нет, но оставлять их безнаказанными нельзя, ведь люди, видя ситуацию, подумают, что такие поступки сходят с рук.

- Некоторые источники утверждают, что Вы расправляетесь в области с "людьми Шенцева", например, не по своей воле ушел в отставку председатель Чугуевского райсовета Майстренко. Это слухи?

- У нас с Шенцевым (Дмитрий Шенцев – нардеп от Партии Регионов, занимавший до выборов президента пост руководителя Харьковской областной организации ПР и претендовавший на должность губернатора – "SQ") прекрасные отношения. Господин Майстренко пил, что мешало ему адекватно выполнять свои обязанности. Поэтому мы порекомендовали на эту должность другого человека.

- Все знают о Вашем крепком тандеме с Геннадием Кернесом. Когда получилось так, что Вы стали руководить областью, а он городом, многие ждали, что нерушимость тандема пошатнется. И действительно, неужели не возникает противоречий по рабочим вопросам? Например, связанным с субвенциями, долгами - тем вопросам, когда обычно город все валит на область, а область – на город?

- У нас в городе работает один уникальный человек - она работала при всех мэрах, которые были в годы независимости, и при многих руководителях в Советском Союзе. Это директор городского департамента бюджета и финансов Татьяна Таукешева. Она абсолютно искренне сказала, что впервые за 33 года ее работы видит полный взаимный рабочий процесс между областью и городом. Никогда еще не было, чтобы с таким взаимопониманием решались вопросы, нет никакой конкуренции, нет никаких соревновательных ноток. Нет противоречий ни по поводу денег, ни по кадровым вопросам.

- Идея выдвинуть в мэры Геннадия Адольфовича – Ваша или его?

- Это была наша общая идея.

- Как Вы оцениваете его работу в качестве и.о. мэра, его методы работы и, по сути, начавшуюся кампанию как кандидата в мэры?

- В Киеве люди могут начитаться интернета, насмотреться телевизора и иметь превратное представление о Харькове. Но по административным возможностям, по умению добиваться поставленной цели, по возможности принести пользу городу - другого такого человека нет.

Выборы делают ноги: там, где ты будешь лично, где пообщаешься с людьми, где поговоришь о чем-то, там у тебя и будет результат. Там, где ты только на экране телевизора или на биллбордах, результат может быть непредсказуемый. Я же с ним приезжаю во дворы и вижу, что его очень тепло и хорошо встречают харьковчане.

- В одном из интервью Вы заявили, что Партии регионов придется на выборах бороться за голоса избирателей "в гордом одиночестве", потому что конкуренции практически нет. Геннадию Адольфовичу тоже придется бороться за кресло мэра в одиночестве? Или вы все же видите тех, кто составит ему реальную конкуренцию?

- От БЮТ пойдет, скорее всего, Аваков. Если вообще рассматривать кого-то, кто может набрать какие-то голоса, то это, конечно, представитель БЮТ. Сегодня в Харькове они способны набрать до 10%. А Белогрищенко, Швайка, возможно, еще кто-то выдвинется… Мы даже не обсуждаем такие кандидатуры.

Белогрищенко работал у нас. Мы его сначала убрали с руководящей должности, после того как выяснили, что он пытался обложить поборами предпринимателей, выдавая лицензии. А потом, видя вообще всю его  бесполезность, просто уволили. Этот человек - не наш проект, он не технический кандидат Кернеса, как говорили в городе. Шумилкин (бывший мэр Харькова, предшественник М.Добкина - "SQ") не пойдет на выборы, а если и пойдет, то не станет мэром. Он во многом изменился.

- Недавно в качестве возможного конкурента Г.Кернеса называли Александра Ярославского...

- Мы просчитывали такую ситуацию. Узнаваемость в Харькове Ярославского (Александр Ярославский - президент ФК "Металлист", куратор подготовки к Евро-2012 в Харьковской области - "SQ") - 35%, Кернеса – 98%. К тому же, не думаю, что Ярославскому это нужно.

- Вам удалось отдохнуть этим летом?

- Был только на рыбалке. Отдыхать будем после выборов.