С. Серебряков: "Пусть правительство разработает требования к нашим тракторам, и мы их обязательно выполним"

В 2009 г. Харьковский тракторный завод в основном простаивал. Работать завод начал в мае, проработал месяц, выпустил 160 тракторов и снова остановился на два месяца. 1 сентября на заводе начали сборку тракторов. Руководство предприятия сообщило, что завод сформировал производственный план до октября (примерно по 50 тракторов в месяц), а дальнейшая судьба завода будет зависеть от позиции правительства Украины. Если правительство организует лизинговые закупки продукции ХТЗ, то завод продолжит работу, если не получится, то завод остановится или, как минимум, проведет существенное сокращение персонала, оставив только его костяк - 2,5 тыс. работников. О стратегических планах развития предприятия рассказал генеральный директор ОАО "Харьковский тракторный завод им.С.Орджоникидзе" Сергей Серебряков.

- Планируется ли предлагать покупателям тракторы новой конструкции?

- По поводу новой или старой конструкции все гораздо проще. Конструкция сельхозмашины не может быть новой или старой. Она может или удовлетворять требования технологии, которая применяется в сельском хозяйстве, или не удовлетворять их. Но есть еще дополнительные опции, которые существенно на технологию не влияют, но могут быть востребованы потребителями. А это - другая история. Если вопрос в том, будут ли в тракторах ХТЗ дополнительные опции (например, кондиционеры в кабинах), то все опции, которые предлагают мировые производители, уже есть и могут быть установлены на харьковские тракторы, если это будет нужно.

Больше критики, чем остальные части трактора, вызывала его кабина, где требовалось улучшить условия работы оператора. Мы продемонстрировали, что эта проблема решена. Сейчас в кабинах ХТЗ улучшена обзорность и устанавливаются системы климат-контроля.

Для повышения конкурентоспособности нашей техники перед конструкторами была поставлена задача, чтобы тракторы ХТЗ агрегатировались с сельхозоборудованием различных производителей. На тракторах могут быть установлены системы контроля за работой оператора, например, тест-системы контроля топлива и системы ЖПР. Тракторы со всеми опциями можно купить прямо сейчас.

Кстати, на предприятии созданы шесть конструкторских групп, которые совместно с конструкторскими группами из разных стран (в т.ч. Финляндии) работают над созданием новой техники. Харьковский завод создает семь сборочных производств в России, Узбекистане и Казахстане.

- В рамках общего повышения качества тракторов не планируется ли отказаться от ряда поставщиков комплектующих?

- Устраивает ли качество чего-то – это вопрос философский. В нем больше субъективизма. Например, по объективным причинам тот продукт, который выпускает ЗАО "Лозовской кузнечно-механический завод", не входит в число стандартных системных проблем с качеством тракторов. Потому что они делают нормальные на хорошем производственном уровне тракторные мосты. Есть предложения - где и что можно улучшить, но это вечная проблема. Постоянно нужно что-то улучшать.

Кстати, проблеме качества, в широком его понимании, мы уделяем очень много времени. На полевые испытания у нас выезжает много специалистов и дирекция в том числе. У завода есть опытное поле, где испытывается техника. И вот я, главный инженер и главный конструктор, а также руководитель департамента по качеству раним утром выезжаем в поле и отрабатываем на тракторе половину рабочего дня. А потом пишем свои замечания.

- Проводились ли исследования на предмет того, что экономически эффективнее эксплуатировать в Украине - импортные тракторы или тракторы ХТЗ?

- Одно такое исследование мы провели в России, в одном из сельскохозяйственных предприятий, входящих в структуру компании "ГАЗ". На предприятии в течение года эксплуатировали тракторы ХТЗ и тракторы импортного производства и тщательно записывали эксплуатационные расходы. В результате выявилась существенная экономия. При этом нужно учесть, что тракторы ХТЗ дешевле импортных. А какая разница, на что цеплять сельхозорудия - на "Джон дир" или на "ХТЗ", если со своей задачей хорошо справляются оба трактора?

- Смотрю и удивляюсь, как развивается Минский тракторный завод. Почему так не получилось с ХТЗ?

- Заводы развивались после распада СССР в разных условиях и при разных моделях промышленной политики. В Беларуси государство более плотно занималось проблемами предприятия, чем украинское правительство проблемами ХТЗ. Теперь можно только констатировать, где промышленная политика была более удачной, а где менее.

В годы СССР тракторные заводы специализировались на производстве тракторов различной мощности. Самые маломощные тракторы выпускал Владимирский тракторный завод, сверхмощные - Кировский тракторный, а средние тракторы - Минский и Харьковский. Харьковские тракторы были мощнее минских. Самым популярным харьковским трактором был Т-150 (его мощность - 150 л.с.).

Заводы пытались расширить ассортимент мощностей выпускаемой продукции и в годы СССР. Минский тракторный завод, кстати, в нашем сегменте мощностей ничего хорошего так и не сделал. Все продолжали делать то, что они умели делать хорошо. А вопрос расширения мощностного ассортимента обострился только после распада СССР. ХТЗ не стоял на месте, была создана машина ХТЗ-2570 , которая хорошо себя показала. Есть и другие идеи. Все технологические и конструкторские трудности мы победим. Главное, чтобы в Украине была выработана хоть какая-то политика в области промышленности.

Пока мы видим поддержку только Харьковской облгосадминистрации. В остальных госструктурах позиция выжидательная – дистанцироваться и посмотреть: а как там эти ребята - выкрутятся или не нет.

- Продаются ли тракторы завода?

- С начала текущего года потребителям в Украине и за рубежом было продано 700 тракторов. За этот период было произведено около 160 машин.

- Почему так мало произвели и так много продали?

- Потому что остались заделы с 2008 г. В прошлом году за этот же период произвели почти 1 тыс. тракторов. Кроме тракторов завод производит бульдозеры ТС-10. Серийно производить их начали в марте 2008 г. С тех пор реализовано 50 машин, в том числе 35 - в 2009 г.

В 2007 г. завод увеличил объем производства в сравнении с 2006 г. почти в три раза. А в 2009 г. из-за системного кризиса и из-за отсутствия системных мер по поддержке сельхозпроизводителей объемы производства и продаж упали. Помогать заводу финансированием – дело неблагодарное. Помогать нужно сельхозпроизводителям, чтобы создать спрос на тракторы. Сейчас отложенный спрос на тракторы ХТЗ составляет около 1,2 тыс. машин.

- Есть ли проблемы со сбытом тракторов за рубежом?

- Проблема связана с тем, что Россия заняла очень жесткую позицию в отношении импорта. В стране серьезно развивается протекционизм. В связи с этим в России запрещается покупать товары иностранного производства. Эта страна избрала в отношении своей промышленности примерно такой же путь, как и Беларусь. Не буду оценивать, хорошо это или плохо, но сегодня это так.

На Украине совсем другая ситуация: наша промышленность практически не защищена. Рынок открыт полностью, и в него многие предприятия страны вошли практически не готовыми. Но несмотря на это, мы еще работаем и ХТЗ - жизнеспособен. У нас нет проблем с выплатой зарплаты и оплатой энергоносителей.

- Так что же продается за рубеж?

- Как я уже говорил, сбыта в Украине нет, и это общая тенденция в стране по многим видам товаров. А в Россию ХТЗ поставляет тракторокомплекты, которые состоят из шасси и кабины. То есть проблему поставок техники в Россию мы решаем различными способами, в том числе за счет организации сборочных производство на территории России. Единственный сложный момент состоит в том, что от нас требуют графика локализации этих производств. То есть графика, когда предприятие в России перестанет зависеть от создавшего его предприятия.

- Что дает организация сборочных производств?

- Сборочные производства дают возможность презентовать завод и новую продукцию, которую он производит. Наши сборочные производства в России сейчас на стадии создания. Мы планируем завершить этот процесс до конца 2009 г. На них будут поставляться наши тракторокомплекты, будут собраны тракторы, и торговля пойдет отлично.

- Что нужно сделать, чтобы и в Украине торговля пошла отлично?

- В Украине должна быть четкая промышленная политика. Она должна быть ясной, долгосрочной, ощущаемой с точки зрения экономики в области промышленности и требований к промышленности. Например, в правительстве можно говорить о китайских товарах или о том, что наш трактор не соответствует каким-то там требованиям. А у меня всегда на это есть ответ: а вот вы покажите, когда к нашим тракторам было выдвинуто хотя бы одно требование? Пусть правительство разработает требования, и мы их обязательно выполним.