Директор ЕБРР по связям с банками Ж.-М. Петершмитт: У "Мегабанка" есть все возможности для того, чтобы успешно развиваться в будущем

23 сентября харьковский "Мегабанк" посетил директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по связям с банками Жан-Марк Петершмитт. В рамках визита Ж.-М. Петершмитт и председатель правления "Мегабанка" Елена Жукова подписали кредитный договор о предоставлении банку долгосрочного финансирования на сумму 15 млн. долларов США. После заключения соглашения представитель ЕБРР ответил на несколько вопросов журналиста "SQ".

- Как Вы оцениваете ситуацию на банковском рынке Украины?

- В данный момент на банковском рынке трудное положение. Я полагаю, что Украина, как и все остальные страны мира, переживает достаточно сложные времена. Кризис в Украине ощущается сегодня в полной мере, он влияет и на экономику в целом, и на портфели украинских банков, их ликвидность и банковский капитал. Чтобы держать банковскую систему на плаву, владельцы акций украинских банков должны принимать серьезные решения. Мы работаем рука об руку с нашими партнерами, стремясь облегчить им этот процесс. Полагаю, наши усилия приведут к стабилизации ситуации и помогут банкам эффективно работать со своими клиентам, что, в свою очередь, заложит основу для роста экономики.

Должен отметить, что по результатам работы ЕБРР в Украине к концу года в украинский банковский сектор суммарно будет инвестировано около 500 млн. евро. Поэтому мы можем утверждать, что ЕБРР прилагает значительные усилия в этом направлении, ведь главной целью нашего сотрудничества с банками является укрепление их ликвидности и возобновление кредитования ими реального сектора экономики.

Мы работаем со многими крупными украинскими и иностранными банками, а совсем недавно вошли в состав учредителей ПАО "МЕГАБАНК". Я бы особо хотел подчеркнуть данную инвестицию. Несмотря на то, что этот банк входит в группу средних, это очень надежный банк. И мы полагаем, что у этой финансовой организации есть все возможности для того, чтобы успешно развиваться в будущем.

- Какими критериями руководствуется ЕБРР при выборе банка-партнера для инвестирования?

- Мы ищем, прежде всего, те банки, которые находятся в финансово здоровом состоянии и занимают сильные позиции на национальном или местном уровнях. В этих банках должен быть высокопрофессиональный менеджмент и отлаженная система работы, которая обеспечивает предоставление наибольшего спектра услуг для клиентов. Все эти составляющие есть у "Мегабанка". В ЕБРР верят, что он обладает потенциалом для дальнейшего роста, и мы хотим этому содействовать.

- В чем состоит суть подписанного сегодня договора?

- Мы начали работать с "Мегабанком" в 2007 г., когда подписали первый кредитный договор. В последние несколько месяцев мы углубили партнерское сотрудничество и вошли в состав учредителей "Мегабанка". Сегодня мы предоставили банку очередной кредитный транш в размере 15 млн. долл. Этот кредит позволит использовать все имеющиеся у "Мегабанка" возможности для расширения своего присутствия на рынке. В регионе есть много перспективных клиентов, например, предприятия малого и среднего бизнеса, которые еще не получили доступа к кредитным ресурсам. Благодаря траншу у таких клиентов появится возможность кредитоваться, а у "Мегабанка" - привлекать новых клиентов.

- Каким образом ЕБРР как новый акционер "Мегабанка" намерен влиять на стратегию его дальнейшей работы?

- Мы предоставляем средства, и это является отправной точкой нашего сотрудничества. В то же время мы хотим помочь банку стать крепкой финансовой структурой, и с этой целью будем давать определенные советы и предоставлять поддержку руководящему составу "Мегабанка". Кроме того, мы хотели бы тесно сотрудничать с наблюдательным советом банка, и поэтому предложим нашего представителя в качестве члена набсовета. Учитывая эффективную работу наблюдательного совета, полагаю, что совместными усилиями мы сможем сделать работу "Мегабанка" еще более успешной.

- Будут ли меняться приоритеты в работе банка?

- Мы не хотим менять курс или тактику работы, которые проводит руководство "Мегабанка". ЕББР стал партнером банка, потому что нам понравилось, чем и как "Мегабанк" занимается. Это прочный фундамент, на котором мы бы хотели развивать банк, предоставив ему и финансовые ресурсы, и организационные возможности.

- Как Вы оцениваете работу эксклюзивного продукта "Мегабанка" - Единого расчетного центра?

- Это действительно уникальный продукт, который представляет особую ценность для клиентов. Единый расчетный центр, с одной стороны, облегчает абонентам оплату счетов коммунальных компаний, а с другой - он очень удобен для самих компаний, потому что они получают эффективное обслуживание с точки зрения сбора всех платежей населения. Это очень хорошее направление деятельности банка.

- Планирует ли ЕБРР в этом году подписать инвестиционные соглашения с другими банками Украины?

- Есть еще несколько банков, с которыми мы подпишем договоры к концу этого года, кроме того, запланирован ряд соглашений на начало следующего года. Опять-таки, это те банки, которые соответствуют нашему видению того, какой деятельностью следует заниматься и какие инструменты для этого использовать.

- Есть ли какие-то признаки того, что украинский финансовый сектор экономики выходит из кризиса?

- Определенно, мы еще ощущаем кризис и очень хотели бы увидеть определенные признаки того, что он преодолевается. Но пока мы их не видим. Я не берусь прогнозировать, когда закончится кризис, но, думаю, в среднесрочной перспективе можно рассчитывать, что 2010-й год станет годом, когда мы начнем видеть признаки оздоровления финансовой системы. Прежде всего, мы должны увидеть стабилизацию ситуации, и только после этого периода стабилизации можно будет говорить о разворачивании активных действий, особенно в сфере кредитования клиентов.

- В странах Восточной Европы больше признаков оздоровления финансовой системы, чем в Украине?

- Это международный кризис, который задел все страны. В некоторых из них уже можно ощутить хоть и малую, но долю оптимизма. И это плюс, потому что если где-то появились признаки оздоровления, то и для Украины это хороший знак. Но в глобальном масштабе - ситуация очень шаткая, и мы не можем пока сказать, что в какой-то стране кризис уже закончился.