театр шевченко, березиль, курбасВ этом году зданию, в котором работает харьковский театр имени Шевченко, исполняется 175 лет. Об истории театра и о том, кто ставил постановки в его стенах, - в интервью с руководителем литературно-драматургической части театра Еленой Лыбо.

- В 2016 году театр им. Шевченко отмечает очень интересную дату -  175  лет театральному зданию.

- Совершенно верно. Театр был построен в 1841-м. Это здание - памятник архитектуры государственного значения.

- Это первое театральное здание в Харькове?

- Нет, это не первое театральное здание в Харькове. Известно, что в первой половине ХІХ в Харькове существовало два театральных здания. Первое - "театр Шредера", который был расположен в помещении балагана и находился он на главной городской площади. А деревянный театр был выстроен антрепренером Штейном в 1816 г. и находился как раз напротив нашего театра, приблизительно там, где сейчас здание "Аве Плаза". Это театральное здание было трехъярусное, с ложами, партером и галереей. Этот театр  был выстроен антрепренером  Иваном  Штейном. И вот в этом здании впервые, после премьерных спектаклей в Полтаве,  играли "Наталку-Полтавку" и "Москаля-Чаривныка" Котляревского. Впервые на сцене этого театра поставили пьесы Квитки - Основьяненко ''Шельменко- денщик'' и "Сватанье на Гончарочке".

- Это играла труппа Штейна?

- Да.

- Они  первыми в Харькове стали показывать спектакли?

-  Нет. На Университетской горке находился Дворец намесников, и к этому помещению был пристроен деревянный зал для балов. И вот там  в 1780 году впервые было показано театральное представление. В воспоминаниях Квитки-Основьяненко указывалось, что никто не помнит ни названия труппы, ни кто играл главные роли, ни кто был антрепренером, но то, что это был балет, музыкальный спектакль и труппа состояла из двадцати человек, - это Квитка-Основьяненко помнит наверняка.

А первая деревянная постройка появилась в 1791 году.

- Уже нашего театра?

- Пока еще нет. Она была там же, на Университетской горке. Потом  в Харьков стали приезжать профессиональные актеры из Петербурга и Москвы.

- Почему?

театр шевченко, березиль, курбас

- Потому, что у Штейна были хорошие условия. Здесь работали Щепкин, Барсов, Угаров, Соленик, Рыбаков – это был костяк той труппы, лучшие на тот момент провинциальные  артисты (Щепкин Михаил Семенович -  русский актер, один из основателей русской актерской школы. Специально для него основоположник современной украинской литературы Котляревский создал роли в своих всемирно известных пьесах "Наталка-Полтавка" и "Москаль-Чаривнык" - SQ, на фото).

- У Штейна?

- Конечно! Щепкин ко всему прочему тогда был крепостным… Они были безумно популярны. И вот, на одно из представлений приезжает губернатор Полтавской губернии - посмотреть на известных артистов. Спектакль ему так понравился, что он тут же  предложил Котляревскому  возглавить театр в Полтаве, а актерам  труппы Штейна - переехать в Полтаву. При этом губернатор  создал там такие условия, от которых артисты не смогли отказаться: они уехали в Полтаву и создали там театр.

- А что это за условия?

- Губернатор  дал артистам квартирование, приличное жалование и бенефисы. А что такое бенефис?! Это когда вся прибыль от сыгранного  отдается бенефицианту. Сейчас такой практики уже, естественно, нет. Конечно, артисты согласились и уехали. А Штейн, получается, обеднел, поскольку не мог платить так, как генерал-губернатор. Он тут помучился, а  через некоторое время поехал в Полтаву и уговорил артистов, чтобы те играли и в Харькове, и в Полтаве. Но  Штейну все равно надо было  добирать труппу,  и он пригласил  актеров. Среди них был актер Людвиг Млатковский, который впоследствии стал большим соперником Штейна. И вот как раз этот Млатковский вырос в довольно успешного антрепренера и добился постройки первого каменного театрального помещения на территории левобережной Украины .

-  Ну вот! Все-таки первый! Первый каменный театр на левобережной Украине!

- Он добился, но генерал-губернатор Харьковской губернии сказал ему: "Новое здание будет, если ты снесешь  эту деревянную постройку".

- Театр Штейна?!

- Да. "Эту деревянную постройку" снесли и в 1871 году выстроили наш театр. К этому времени в Полтаве Котляревский  провел благотворительный вечер, собрал деньги, выкупил Щепкина  и его семью из крепостничества, дал ему вольную. Щепкина пригласили в Москву, и он остался там в Малом театре.

- Интересно, Котляревский, наверное, рассчитывал, что Щепкин будет играть в его театре в Полтаве…

- Ну, не знаю… Думаю, что все понимали, какая мощная величина Щепкин. От него пошел реалистический театр, реалистический метод игры.

В общем, вот так мы получили в 1871 году это здание. Млатковский, конечно, вложил безумное количество денег и, в конце концов, угробил свое состояние, но театр не окупился. Через некоторое время он развелся  с женой,  и ему пришлось и  вовсе уехать из страны.  А театр достаточно долго сдавался в аренду. И когда его дочка Вера выросла и вышла замуж за приближенного к генерал-губернатору по фамилии Дюков, с этого момента и далее антреприза  была связана уже с Млатковскими-Дюковыми. Костяк ее состоял из Барсова, Угарова, Соленика, Рыбакова. Да и сама Вера Млатковская была блестящей актрисой. Эта антреприза дала начало разговорам в Российской Империи о том, что Харьков становится одним из передовых провинциальных театральных городов.

- А что за репертуар был у этого театра?

- Фонвизин, Гоголь, Грибоедов, Островский, Тургенев. И это на фоне водевилей! Масса водевилей в угоду публике - и рядом с ними Сухово-Кобылин, Квитка- Основьяненко, Котляревский. Из зарубежных - Шиллер, Шекспир, другие западноевропейские авторы.

- Ничего себе! Серьезный репертуар!  А публика  была готова  принять такой репертуар?

- Конечно! Был же университет со студентами, которые были вполне передовыми и образованными людьми.

- А цензура как относилась к Фонвизину, например?

- У генерал-губернатора была строгая цензура. Прежде чем антрепренер подписывал контракт на аренду помещения, он должен был предоставить полный список репертуарных пьес. Репертуар полностью несли в комитет цензуры, цензура вычитывала это все. Я лично видела  у нас в дореволюционном архиве опусы, где цензор перечеркивал все красным жирным карандашом  и подписывал: "Не дозволено к постановке!"

- А что было не дозволено?

- Естественно, и Фонвизин изначально не допускался… Многие вещи не допускались,  украинские вещи не допускались.  Поэтому Карпенко-Карый уже гораздо позже, во второй половине ХІХ века, будет по три-четыре раза переписывать свои пьесы, меняя все - от названия до целых актов. Вообще драматургия первой половины ХІХ столетия связана с Харьковом - это и Котляревский, и Квитка-Основьяненко. А во второй половине ХІХ века, в  1881 году, Кропивницкий основал профессиональный украинский театр - то, чего раньше в России не могло быть в силу Эмского указа и  Валуевскго циркуляра…

- А что это за указы?

- Об ограничении использования и преподавания украинского языка (по терминологии того времени – "малорусского наречия") в Российской империи. Но закручивание гаек наоборот дает толчок к развитию... В то меккой украинских театральных трупп стали Харьков, Полтава и Суммы.

- А с чем связано то, что в это время так бурно начала развиваться украинская драматургия?

- В 1881 году был издан циркуляр, даже не циркуляр, а пункт к запрету, о том, что можно разрешить украинскую постановку, но только после сыгранной русской пьесы. Этот пункт был рассчитан на то, что пока пройдут пять актов пьесы на русском языке, все устанут и уйдут домой. Да не тут-то было! Оказалось, что зрители с нетерпением ждали дивертисментов, одноактовок или украинской драмы, потому что это был совершенно другой театр, совершенно самобытный. И получилось так, что эта поправка и стала зацепкой для того, чтобы Кропивницкий создал украинский театр.  В 1882 сыграли "Наталку-Полтавку", затем Кропивницкий написал "Дай серцю волю - заведе в неволю", в Киеве начал писать Старицкий…

- И это все играли и в Харькове?

- Играли. Но корифеи же играли не в нашем театре, а в театре на Полтавском шляхе. Кропивницкий, Заньковецкая, Садовский играли  там.  Кстати сказать, слава их была столь велика, что достигла Петербурга, и царь пригласил к себе диковинный малороссийский театр. И они поехали к царю на два дня, а остались там на два месяца. Царь звал их остаться и играть на сцене императорского театра, но корифеи сказали, что они малороссийские артисты, и вернулись на родину.

- В то время, когда  на Полтавском шляхе происходили такие бурные, я бы  даже сказала, исторические события, что же было в нашем театре?

- А в нашем театре было очень  много сменяемых антреприз, но главное -  во второй половине ХІХ века там проходили все гастроли зарубежных и российских знаменитостей. Сюда приезжали Айра Олдридж, Сара Бернар, Элеонора Дузе, Муне-Сюлли, Эрнесто Росси… Итальянские, французские, английские  актеры, которые на тот момент были самыми  известными и любимыми у публики.

- И Харьков мог себе позволить принять на своей сцене мировых театральных звезд первой величины?

театр шевченко, березиль, курбас

-  И мог позволить, и принимал.  Стрепетова, Ермолова и многие другие российские звезды гастролировали на сцене нынешнего театра Шевченко. Это же не теперешние гастроли на один день. Нет! Месяцами они здесь выступали! Здесь же на сцене театра произошла эта трагическая история с Евлалией Кадминой в 1881 году. На тот момент Кадмина была очень известной оперной певицей, мировой знаменитостью. Она приехала из Италии в Петербург, и один из антрепренеров нашего театра пригласил ее на сезон.  Она дала согласие. И здесь Кадмина влюбилась в офицера, который ее предал и из-за которого она отравилась… (Евлалия Кадмина – русская певица, контральто, меццо-сопрано, драматическая актриса - SQ, на фото)

- …прямо на сцене. Да, известная история.

-  Она была, конечно, необыкновенная  певица с гениальным голосом, но и с  неуравновешенным характером. На нервной почве у нее даже стал пропадать голос. И она, дабы не потерять работу, перешла с вокальных ролей на драматические. Влюбившись до беспамятства в этого офицера, Евлалия узнала, что у него таких Кадминых было, как минимум, пять. И она стала, конечно, устраивать ему сцены. И однажды, играя первый акт какой-то пьесы, открылся  занавес и… О, ужас! Она cо сцены  видит в первых рядах этого офицера, обнимающего другую женщину, целующего ей руки, плечи… Актриса срезала головки с серой со спичек, выпила и после антракта вышла на сцену, чтобы на ней умереть. Ей, естественно, стало плохо, и через пять дней Евлалия Кадмина в горячке умерла.

театр шевченко, березиль, курбас

-  А Сара Бернар что у нас играла? (Сара Бернар - французская актриса, которую в начале XX века называли "самой знаменитой актрисой за всю историю". Добилась успеха на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала в Америке. В ее амплуа были в основном серьезные драматические роли, из-за чего актрису называли "Божественная Сара" - SQ, на фото)

-  У них с Дузе был одинаковый репертуар. Они соперничали. Вернее, критики сталкивали их лбами постоянно.  Только русская актерская школа предпочитала скорее Элеонору Дузе, нежели Сару Бернар. Даже сам Чехов говорил, что у Сары Бернар нет того огонька, она слишком технична (Элеонора Дузе – итальянская актриса. Слава ее была всемирной. Ее портреты, кроме Репина, оставили Сарджент и Ленбах. Ее искусство высоко ценили Чехов, Станиславский, Шоу, Чарли Чаплин - SQ, на фото). 

-  Это было уже начало ХХ века?

театр шевченко, березиль, курбас

- Да.  В 1910 году в этом помещении работал Николай Синельников (Синельников Николай Николаевич - режиссер, актер, театральный деятель, Народный артист РСФСР - SQ, на фото). Его антреприза считалась лучшей провинциальной антрепризой империи. Харьков по праву занимал лучшие места в газетах и журналах того времени. Публикации были постоянно. На всю полосу могли быть дотошные рецензии авторов. Синельников работал здесь со своей труппой до 1919 года. Затем на несколько лет, с 1919-го по 1921-й, в театр приходит  режиссер Борис Глаголин.

- Проходящий?

- Он был очень серьезным экспериментатором. И с Синельниковым по этому поводу у него были очень серьезные конфликты. При нем театр стал называться Первым советским драматическим театром. В 1921-м Глаголин навсегда уехал в Америку, и в театр вернулся Синельников.

- Глаголин был родоначальником здесь "левого" искусства?

- Да. В Европе это направление уже бушевало. Рейнхард, молодой Брехт, Отто Брам… Глаголину было что взять и чем увлечься. А с 1923 по 1926 год  у нас в помещении работал театр Франка под руководством Гната Петровича Юры.

Потом Харьков стал столицей. А  "Березиль", созданный в 1922 году Курбасом в Киеве,  был столичным театром и обязан был переехать в столицу. Таким образом, "Березиль" перебрался в 1926 году в Харьков, а театр имени Франко переехал в Киев. В Киеве тот театр остается навсегда и становится Национальным украинским театром имени Франко, а "Березиль" в 1935 году становится театром имени Шевченко.

- Это с Юрой Курбас все время полемизировал?

- Конечно!  Это была территория "правого" и "левого" искусства. Они довольно долго проработали в одном театре, были прекрасными артистами, но через какое-то время разошлись во взглядах. Юра ставил спектакли, наследуя традиции корифеев. А Курбас стремился приблизить украинский театр к западно-европейскому. И если сначала  спектакли "Березиля" были плакатными – агитки, яркий, красивый, обнадеживающий политический театр, то в конце разочарование новой властью, конечно же, отразилось на постановках. Естественно, при тоталитарном режиме, где гайки закручивались и закручивались,  Юра был в фаворе, а Курбасу все-таки поломали судьбу.

- С Курбасом  в  театр пришел самый драматичный, на мой взгляд, самый трагичный период. Роковой. Театр, по-моему,  до сих пор ощущает на себе отголоски той  мрачной эпохи.

- Первый период "Березиля" - это киевский, 1922 – 1926 годы. А  харьковский период  приходится на 1926 – 1933. В 1933-м  Курбаса обвинили, естественно,  в буржуазно-националистических идеалах,  предали, забрали, посадили и в 1937-м расстреляли.  А в 1935-м театру присвоили новое имя – театр имени Шевченко. В 1947 году он получил статус академического.

театр шевченко, березиль, курбас

- Период Курбаса был  совсем не большой, но по степени драматизма  - самый тяжелый…

-  Изначально новая власть провозгласила украинизацию, а потом эту программу стали сворачивать. Советская власть поняла, что давать волю национальным идеям чревато последствиями: это все равно, что растить самому себе врага. Поэтому процесс украинизации сворачивался, и  Курбас был обвинен в буржуазно-националистических извращениях.  На страницах харьковских газет и журналов шли острые политические дискуссии на эту тему. Действительно, народ и вся политическая элита были разбиты на два лагеря - условно говоря, правого и левого искусства. Естественно, победа была за силой. Расстреляли и Курбаса, и Кулиша. Рассматривать этот период без Кулиша, конечно же, нельзя (Николай Кулиш - украинский драматург, сценарист - SQ). Они вдвоем создали философский театр, который многим открыл глаза. Были, например, спектакли, которые были просмотрены только цензорным комитетом. Правда, цензорный комитет состоял из  КГБ, обкома комсомола, райкома комсомола, обкома партии, райкома партии. Такая была сдача спектакля не на свою публику, а на цензорный комитет, который в конечном итоге запрещал спектакль, и до публики он так и не доходил.

- А что произошло на том роковом собрании?

- Есть протокол, на котором труппа театра вместе с политической элитой, литературной элитой, театральной элитой просто размазали Курбаса.  В  этом протоколе  отражено, кто его предал, кто  и что о нем говорил. Предали артисты, осуждали литераторы, клеймили политические деятели

- Актеры же не просто на работу ходили. Они, в буквальном смысле, жили и дышали вместе…

- Только три человека стали на защиту своего учителя: Черкашин, Марьяненко и Балабан.

- То есть они не просто промолчали и не высказались против - они встали и сказали слова в его защиту?

- Да.

- Степень этого героизма сейчас трудно понять сегодняшнему поколению. Встать и сознательно поставить на карту свою жизнь и, возможно, жизнь своих близких…

-  Вот протокол от 5 октября 1933 года.  Курбаса сместили, забрали звание Народного артиста Украины. В ноябре  Михоэлс пригласил его к себе в театр в Москву на постановку "Короля Лира", Курбас уехал. А в декабре  Валентина Чистякова, жена Леся Курбаса, с его  мамой Вандой Адольфовной  передавали ему теплые вещи. Он пришел на вокзал, и его там взяли.

- В Москве?

- Да. Потом его привезли в Харьков. Здесь  ломали, пытали. А Кулиша взяли, когда Хвылевой застрелился. Кулиш шел на его похороны и не дошел.  Позже Курбаса и Кулиша нашли вместе в расстрельных списках. Они шли там один за одним.

- В расстрельных списках?

- Да. Это история недавняя. Когда Украина стала независимым государством, ей просто необходимо было узнать, куда же делась ее элита. Больше 1000 расстрелянных человек. Это люди, которые стояли у руля, были двигателями прогресса: литераторы, художники, архитекторы, физики... В 90-х годах была экспедиция в Карелию, в Соловецкий Кремль. Украинские исследователи, я так понимаю, пошли ва-банк, взяли с собой археологов и по просеву местности, скорее всего, обнаружили эти могилы. Массовое захоронение. Нашли 1111 черепов. И тогда российская власть открыла доступы к архивам, и там нашли расстрельный список. В этом расстрельном списке значилось, что 3 ноября 1937 года, к 20-летию Октябрьской революции, произведен массовый расстрел. Расстреливал 1111 заключенных один человек - капитан Матвеев. И в этих расстрельных списках Курбас и Кулиш идут друг за другом  - под номерами 177 и 178.

- Давайте уже перейдем в посткурбасовский период. Сил больше нет...

- С 1926 года и по сегодняшний день - это уже один театр, один коллектив. Мы пытаемся вернуть театру имя "Березиль", потому что из него пошел театр. 

- По большому счету Курбас заложил такие генетические традиции, которые до сих пор работают. Это, прежде всего,  неуемное желание не быть провинциальным "горілчано - гопаково - шароварним" театром. Труппа традиционно сильная. Думаю, по праву можно сказать, что одна из самых сильных в стране. Еще традиционно театру всегда было тяжело, и театр всегда был новаторским.

- Театр всегда поднимался с колен. Не было такого периода, когда бы театр прозябал. Были взлеты, падения, но генетический код заложен такой, что театру жизненно необходимо работать в бешеном ритме и искать новые формы самовыражения. То, что для других театров считается бешеной работой, для нас - нормальная жизнь.

- Совершенно верно. Даже если основная масса дрейфует, обязательно есть кто-то, кто придумывает что-то необычное. Самые известные и сильные театральные артисты в городе, которые создают яркие проекты за пределами театра, - это актеры театра Шевченко: Степан Пасечник, Роман Жиров, Татьяна Турка, Александр Ковшун. Это те, кто реально влияет на театральную атмосферу Харькова.

- ...после Курбаса театр принимает Марьян Михайлович Крушельницкий. Потом Крушельницкий уехал в Киев, его пригласили возглавить театр имени Франко, а оттуда приезжает Бенедикт Норд. Он руководил театром с 1952 по 1963 год.

- После войны театр был на подъеме, а вот 60-70-е, по-моему, прошли не особо громко.

- Нет! В 70-е годы как раз приходит Литко! Это был его первый приход в театр. Его постановки гремели! "Русские люди", "Живой труп" и "Не стреляйте в белых лебедей!" С ним уже тогда работала те актеры, которые работают в театре и сейчас, - Маляр, Дзвонарчук, Платонова...

И давайте отдельно поговорим о Беляцком. До его прихода период театра назывался героико-романтическим. Очень много играли пьес соц реализма, классики, русской классики. Но потом пришел Беляцкий и все перевернул. Он открыл малую сцену "Березіль", привел в театр свой актерский курс, который сейчас составляет цвет украинского театра. Это Стеценко, Турка,  Приступ, Гриник - ведущие артистки театра Шевченко, Стефан - ведущий актер театра Курбаса во Львове, Арнаутов - директор харьковского Дома актера и другие.

-  Вообще, работая в театре Шевченко, я поняла, что у театра особый характер, просто невероятный, независимый. У труппы очень высокая театральная культура, и артисты  подтягивают до этого уровня вновь пришедшую молодежь. Можно ли сравнить театр с личностью, которая живет своей самобытной, сильной внутренней жизнью с серьезной генетической памятью?

- Мне кажется, что если вернуть театру название "Березиль", то мы могли бы искупить вину перед Курбасом. Период очищения и прощения театр все-таки не прошел. Каждый по отдельности артист – да, он осознает всю тяжесть ситуации, но сила Курбаса была не в Курбасе, а в едином коллективе, который он создал своей мощной энергетикой, мощным посылом, энциклопедическими знаниями. А потом такое резкое падение, предательство. Сквозь годы и десятилетия нужно прийти к какой-то точке прощения.  Может быть, действительно, вернуть театру название "Березиль".