Есть такое понятие - эффект синергии, - которым можно попробовать описать то, что происходит, когда хорошо выученная прекрасная сама по себе музыка усилиями дирижера и хористов сливается в едином порыве. Это момент, когда возникает Музыка. Когда руки дирижера рисуют ее для нас музыку, превращая голоса певцов, значки и крючочки из нотной тетради в живые вдохновляющие картины. Этот человек учит слушать и слышать, неистовствовать и замирать, наслаждаться красотой гармонии. Учит спокойно, ненавязчиво, "вручную". К его точке зрения на многие вещи стоит прислушаться, ибо о безупречности его вкуса подобает молчать.

 

Любители хорового пения хорошо знают имя Вячеслава Палкина, известного культурно-общественного деятеля, талантливого хормейстера и педагога, народного артиста Украины, лауреата Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко. А еще хорошо знают главное детище его жизни - камерный хор Харьковской областной филармонии, который представляет культуру нашего региона на фестивалях и конкурсах Украины и зарубежья. Вячеслав Сергеевич организовал хор и руководит им уже более 20 лет.

Профессия хормейстера красивая с виду, но по сути - трагическая. Он понимает музыку так, другой - иначе. Главный дирижер подобен переводчику замысла композитора. Нужно научить людей слушать друг друга, добиться слаженности. И процесс этот достаточно трудоемкий: отдельно выучивается партия сопрано, отдельно - альтов, параллельно работают тенора и басы. И только потом все сливается в четырехголосии. Хормейстер должен работать с каждой группой, владеть фортепьяно, быть музыкально образованным человеком, уметь что-то исправить в партитуре, услышать, помочь, дать певцам основы вокала. Не вдаваясь в тонкости нотной грамоты, хоть на слух, хоть по памяти, хормейстер должен научить людей петь. В какой именно степени - в этом и заключается его мастерство. Ведь много существует хоровых коллективов, но одни при равном количестве репетиций могут спеть только двухголосную русскую народную песню без особых претензий, а другие, например, "Реквием" Верди. Планка, поднятая Вячеславом Палкиным, позволяет харьковскому камерному хору исполнять произведения любой сложности.

Портрет Мастера

Вячеслав Палкин - человек полифонический. Он увлекается живописью: рисует портреты, пейзажи. На заре своей молодости даже колебался перед выбором - посвятить жизнь музыке или рисованию, но любовь к музыке все же победила. Наверное, сказались гены, ведь именно от родителей он унаследовал музыкальные дарования. Отец отличался музыкальным талантом и не только играл на разных музыкальных инструментах, но и сам их мастерил, а у мамы был чудесный голос - она пела в церковном хоре.

Юноша приехал поступать в Луганское музыкальное училище. Приемная комиссия внимательно отнеслась к парню из поселка Голубовка, который не знал даже нотной грамоты, но любил петь и играл на слух на всех инструментах. После окончания Харьковской консерватории Вячеслав Палкин получил назначение на должность хормейстера Хора украинской песни областной филармонии. Впоследствии стал художественным руководителем и главным дирижером коллектива, причем работу с профессиональными и любительскими коллективами музыкант давно уже сочетает с педагогической и научно-методической работой. Но главное дело жизни В.Палкина - это организация камерного хора. Он долгое время был любительским при областном отделении Музыкального общества Украины, и только с 1990 г. этот коллектив вошел в Харьковскую филармонию. Камерный хор много гастролирует по Украине и странам ближнего и дальнего зарубежья. Этот мобильный творческий коллектив, способный работать в разных стилях и жанрах хоровой музыки, не раз становился победителем престижных всеукраинских и международных конкурсов.

Через тернии к звездам

Дирижер - как полководец: когда он скажет "вперед", все обязаны поверить и уверенно идти туда, куда он зовет. Без этого не может быть дирижера. Как и все люди, Вячеслав Палкин иногда может и гневаться, и ругаться, но в этом настолько чувствуется отчаяние творца, которого не поняли, что у каждого артиста хора возникает желание немедленно сделать так, как хочет Мастер. Коллектив хора платит своему учителю любовью за любовь: Палкин создавал хор как большую семью, члены которой делили между собой и радость творческих свершений, и горечь неудач. Ведь путь к славе, увы, далеко не всегда устлан розами.

При Советском Союзе концертная работа художественных коллективов широко поддерживалась государством, финансировалась областным отделением Музыкального товарищества или областным управлением культуры. Хотя и тогда на культуру постоянно не хватало денег - артисты хора работали бесплатно на протяжении десяти лет. После распада Союза финансовые проблемы и вовсе "вышли на новый уровень". В эпоху рыночных отношений с особой силой проявились такие черты характера В.Палкина, как "управленческий взгляд", нацеленный на поиск ресурсов, необходимых для жизнедеятельности художественного коллектива, активность, инициативность, неиссякаемая энергия, вдохновенный энтузиазм и главное - вера в свое призвание. Чтобы нести прекрасное в массы, В.Палкину удалось заручиться финансовой поддержкой Харьковской облгосадминистрации, областной филармонии, благотворительных фондов "АВЭК" и "Юрист".

На очереди - практическое освоение методов и форм работы с национальными и международными профессиональными импрессарио, продюсерскими центрами и концертными агентствами, занимающимися рекламой и "продвижением" художественно-исполнительских коллективов на международных рынках концертной деятельности. В этом направлении, считает Палкин, также необходимо постоянно работать.

- Вячеслав Сергеевич, есть ли в нашем городе профессиональные импрессарио?

- К большому сожалению, не только в Харькове, но и в Украине академическое музицирование, я имею в виду и симфоническую, и вокально-симфоническую, и хоровую, и акапельную музыку, не имеют государственной поддержки. Нет и спонсоров, менеджеров, других специалистов, какие есть в поп-музыке. Там все это пропагандируется и раскручивается на много лет вперед. Помнится, совсем недавно в "Зеркале недели" отмечалось, что академическая музыка сегодня не имеет всесторонней поддержки. И когда обращались в Минкультуры, чтобы как-то исправить положение, там ответили: мы этим вопросом не занимаемся.

- Хоровое пение - это не только очень красиво. В нем - коллективное единение, полет души и особая духовность. Профессия дирижера предполагает и управление, и манипулирование людьми ради воплощения музыкальных идей. Что лично вам ближе?

– Прежде всего, профессия дирижера - внушить людям тот художественный образ, который заложен в самом произведении композитора. И с творческим коллективом решать уже надо сверхзадачу воплощения образа средствами художественной выразительности.

- Кого из композиторов вы считаете наиболее сложным в исполнении?

- Сложной музыки очень много. Пожалуй, первый, кто вспоминается, – Альфред Шнитке; из современных - наш украинский композитор Евгений Станкович, Виталий Губаренко… Но если вся эта музыка написана логично, со знанием дела, то сложности как-то скрадываются. Когда мы брались за тот же "Реквием" Шнитке, то это была целая эпоха для нас, хотя справились с ним достаточно быстро. Потому что логика мышления, его голосоведение оказались, как потом выяснилось, ясными и понятными для такого подготовленного коллектива, как наш.

- Скажите, из 42 человек, поющих в хоре, вы всех знаете, входите в обстоятельства жизни каждого?

- В принципе, да. Знаю и нужды, и личные пожелания, и семейные обстоятельства. В основном наш хор - это молодые люди, только начинающие свой творческий путь, и поэтому они работают с большой отдачей, постоянно повышая и оттачивая свои профессиональные качества.

- А как часто не совпадают ваше мнение о концерте и точка зрения хористов?

- Вы знаете, я, честно говоря, такого не помню. Почему? Если раньше, особенно в XIX - начале XX века, дирижер считался тираном и в определенной степени узурпатором в создании образности какого-то сочинения, то сегодня дирижер - это единомышленник артистов симфонического оркестра или хора. Мы, дирижеры, во время репетиции творим сообща. Соглашаемся или не соглашаемся, убеждаемся или убеждаем исполнителей в правильности того или иного подхода к решению технических средств выразительности, которые срабатывают на художественное начало. Мы отдаем предпочтение художественной ценности того или иного сочинения. На этом мы выигрываем, и у нас много единомышленников.

- Какое выступление хора запомнилось вам больше всего и почему?

- Таких ярких выступлений было очень много. Первое, что приходит на память, – симфония-действо Гаврилина "Перезвоны". Это интереснейшее сочинение, построенное на народных песнопениях, прибаутках, разговорной речи, в то же время настолько воплощено современными средствами выразительности, что диву даешься, как композитору удалось найти новое направление в творчестве. Для нас это произведение стало эпохальным. Мы первыми в Украине исполнили его. И пели его потом много раз - в Киеве, странах Балтии, Грузии, Германии… "Перезвоны" везде воспринимались на "ура".

- Какие впереди планы?

- Такое громадье, что даже выделить что-то трудно. Прежде всего, как можно больше поднять хоровой литературы крупной формы и миниатюры, произведений современных авторов, произведений, которые еще не звучали, и создать со временем антологию истории хоровой музыки.

-Как бы вы обозначили свое жизненное кредо?

- Я, собственно, никогда не думал об этом. Вся моя жизнь посвящена тому, чтобы как можно больше людей приобщить к самому демократичному, доступному, яркому музицированию – хоровому пению.

- Формула счастья – для вас это…

- Это когда прекрасно звучит то или другое музыкальное сочинение. Когда – правда, это редко бывает – доволен тем или иным результатом своей деятельности, которой посвятил всю жизнь.

- Каким вы видите современное культурное лицо Харькова?

- Вопрос, с одной стороны, простой, а с другой – достаточно сложный. Должен вам сказать, что в последние годы Харьков полюбил академическое хоровое пение. Здесь у нас есть свои слушатели.

- Как вы это почувствовали?

-Очень просто: по наполнению концертных залов, по аншлагам на наших концертах, по интересу людей к нашему искусству. Кроме того, должен сказать, что раньше невозможно было обратиться к каким-то учреждениям или инстанциям, чтобы они уделили особое внимание тому или другому нашему начинанию. А сегодня нас встречают с распростертыми объятиями. К примеру, нынешний мэр Харькова Михаил Добкин, казавшийся мне раньше суховатым в восприятии академического искусства, очень нам помогает, благоволит и оказывает содействие в поездках за рубеж, в новых постановках крупных сочинений, в наших концертных начинаниях и так далее. То есть мы в какой-то степени уже завоевали тот плацдарм, о котором в прошлые десятилетия могли только мечтать.