критский, архитекторАрхитектор Константин Критский – о том, что главное в архитектуре, какими качествами должен обладать архитектор, от чего зависит успех проекта, а также о своих новых работах.

- Константин Владимирович, вы сегодня - один из самых известных и востребованных архитекторов Харькова. Труден ли был путь к признанию?

- Спасибо, конечно, но у архитектора нет трудного или легкого пути - у него есть только один славный путь. А если без шуток, то да, могу сказать, что в самом начале карьеры было трудно еще и потому, что у меня, пока я учился в институте, не было вообще никаких знакомств и связей. А в 90-е годы, сами понимаете, без этого было сложно.

- А как получилось, что вы выбрали  профессию архитектора?

- Да я и не выбирал. Мне просто повезло в жизни - я с самого детства все время что-либо рисовал. Мои родители даже теряли выдержку и пытались меня одно время отучить это делать - примерно как сейчас отучают детей от компьютерных игр. А учителя в школе говорили обо мне: "Хороший мальчик, но рисует".

критский, архитекторКогда я закончил школу, уже понял, что это – мое, и рано или поздно я научусь рисовать профессионально! Так и случилось. После службы в ВМФ я поступил на архитектурный факультет в ХИСИ. Перед этим была попытка поступить в Худпром, но я не прошел. Ведь я хотел учиться именно рисовать. Потом мне стало известно, что в ХИСИ тоже есть факультет, на котором работает кафедра рисунка: там учат живописи, рисунку и так далее.

- Но ведь архитектор – это не только художник?!

- Да! И то, что это именно так, я понял только на втором курсе благодаря преподавателю Рябушиной Ирине Александровне. Именно она смогла по-настоящему заинтересовать меня  профессией архитектора. И то, как нужно использовать свои мозги для решения сложных функциональных и пространственных задач, - тоже рассказала она. С тех пор я, словно пружина, жадно впитывал информацию и закручивал себя, поглощая эти знания. Эта пружина раскручивается по сей день.

Мне стало очень интересно проектировать новые объекты, придумывать их функциональную планировку, внешний облик и т.д. Но в большей мере меня привлекали такие вещи, как композиция, гармония, синтезирование и совмещение вместе разных форм, закономерности этих трансформаций…

- А как вы сами считаете, вы уже обладаете всеми качествами, которые необходимы проектировщику?

- Это и очень простой, и очень сложный вопрос. Наш преподаватель, профессор архитектуры Васильев В.С. (он автор многих зданий в Харькове – например, Института низких температур и ККЗ "Украина") когда-то сказал:  "Настоящий архитектор складывается к 70-ти годам". Мы тогда, я помню, смеялись над этим: мне казалось, что, закончив вуз, я возьму лист бумаги и выполню любой заказ.

критский, архитекторТолько теперь я стал по-настоящему понимать, что от каждой мною проведенной линии на чертеже зависит успех проекта. Ведь помимо красоты, от моих правильных и взвешенных решений будет зависеть, насколько рационально будут потрачены вложенные в проект средства заказчика и насколько эффективно будет эксплуатироваться и служить людям здание в дальнейшем.

- Во время учебы в институт у вас уже были заказы или какие-то достижения?

- Да! Первое признание моего проекта произошло на 3-м курсе. Это был международный архитектурный конкурс, который проходил в Вильнюсе. И когда проект занял призовое место, я понял, что с иностранцами можно тягаться и конкурировать, а не только брать с них пример.

Позже я принимал участие в конкурсе в Вашингтоне. Но когда я заканчивал институт, у меня уже появились первые настоящие заказчики, и таким образом я сделал в 1996 году свой первый объект – это стоматологическая 3-этажная клиника, расположенная по ул. Ярослава Мудрого (раньше – Петровского), напротив автодорожного института. Оно стоит в том же виде и сейчас, хотя я бы его уже обновил. Потом была начата работа по дизайну магазина одежды на ул. Сумской - там, где впоследствии открылся первый Symbol. Но проект не был реализован из-за смены арендатора.

- Когда вы решили открыть свое бюро?

- В 1998 году ко мне в общежитие приехал Андрей Горожанин и уговорил меня поработать вместе с Олегом Дроздовым в бюро "Атриум". Мы проработали вместе год и создали несколько интересных, на мой взгляд, объектов. Но со временем мы разошлись. Андрей стал преуспевающим московским архитектором-дизайнером. Олега Дроздова вы все прекрасно знаете. А я в 2000 году открыл свое бюро – "Мастерская Критского". В этом же году у меня родился сын Артем!

- Каковы ваши предпочтения в архитектурной стилистике?

- Функциональность! Я всегда был и, думаю, что и в дальнейшем будут придерживаться принципа, что в первую очередь должна быть польза от здания или предмета - и только потом красота. Вкусы, конечно, могут меняться, но основные принципы, я считаю, нет.

В настоящий момент в мире, как вы видите, нет какого-то одного доминирующего стиля - сейчас время тотальной современной эклектики.

критский, архитекторА о моих предпочтениях можно судить по объектам, реализованным нашей проектной  мастерской. Некоторые из них могу вам перечислить. Это магазины одежды Symbol Accessory, Conte, Ultra; гастрономические магазины и рестораны "Горка", Riva Park Shale, "Росинка", "Кристалл", "Зеленый попугай", "Охотный двор", "Дом хлеба", Osteria il Tartufo, The Kithen, Fat Goose Pub, "Цукат".

Конечно, это далеко не все объекты, по которым можно судить о моем творчестве, это объекты публичные и доступные для посещения. Большая часть моих работ – это частные дома, интерьеры, жилые многоквартирные дома, офисы и многое другое. Еще есть объекты, реализованные за границей.

- Над каким проектом вы работаете сейчас?

- Сейчас я работаю над проектом реконструкции здания для дальнейшего планирования в нем смарт-квартир (гостинок). На сегодня это востребованный сегмент недвижимости. У меня есть опыт службы на военном корабле, где я научился ценить каждый сантиметр пространства, - поэтому такой проект мне интересен. Думаю, мой опыт поможет учесть много мельчайших деталей, из которых и складывается общее целое. На самом деле, мы много проектировали с размахом и без учета экономии и рационального использования полезной площади! Заказчики часто сами рекомендовали при проектировании жилья делать комнаты побольше, окна и высоту потолков  - тоже побольше. Сейчас мы стали чаще обращать внимание на те условия, в которых живут люди в других странах, и это уже не кажется таким необычным. Ситуация с ростом коммунальных платежей в нашей стране заставляет сейчас многих задуматься о том, насколько рационально используется жилплощадь и ресурсы.

критский, архитектор- Вы уже обсуждали свои первые предложения с заказчиком?

- Да! Нужно сказать, что с этим заказчиком мы сработались давно. В 2005 году заказчиком была создана молодая компания Space, для которой мы проектировали и в дальнейшем с успехом реализовывали много проектов в  области многоквартирного жилья, а также зданий общественного назначения в Киеве. Позже компания стала развивать свои проекты в Харькове – это, например, надстройка 10-го этажа на здании института по ул. Космической с полной реконструкцией сетей и коммуникаций здания, заменой лифтов и т.д. Позже мы совместно с заказчиком реализовали два интересных проекта по дизайну интерьера ресторанов The Kithen и Fat Goose Pub. Сейчас мы работаем над обустройством летних площадок этих заведений. Наше сотрудничество уже имеет положительную историю и, я надеюсь,  дальше будет только укреплять и развивать наше взаимодействие.