- Что сейчас представляет собой ХЭМЗ?

- Я работаю директором завода с середины 2005 г. До этого работал заместителем и уволился по собственному желанию, так как был не согласен с политикой, имевшей место на заводе. Своего назначения я добивался, доказывая, что смогу сохранить завод. В годы СССР на заводе работало более 10 тыс.чел. Сейчас - 1,3 тыс., в 2004 г. было выпущено продукции на 24 млн.грн., в 2005 г. - на 37,8 млн.грн., на 2006 г. заключено контрактов на 44 млн.грн. Планируется, что объем производства в 2006 г. составит 55 млн.грн. Кредиторская задолженность - 30 млн.грн., налоговая задолженность - 15 млн.грн. Средняя зарплата на заводе - около 700 грн. (станочники получают около 1,5 тыс.грн.). 80% продукции отправляется за рубеж, 70% экспорта - в Россию. Сейчас весь комплекс завода находится в налоговом залоге. Напомню, что завод проходил досудебную санацию в 2003 г. До начала санации задолженность в бюджет составляла 22 млн.грн, когда санация завершилась - 36 млн.грн. В ходе санации была продана половина площадей завода.

- Есть у вас программа развития завода?
- Планируем за счет реализации ряда помещений, не задействованных в производстве, погасить задолженности предприятия, передать в коммунальную собственность социальную сферу, инициировать создание концерна по энергомашиностроению, внедрить в производство ряд новых разработок, а также заниматься кадровой политикой - заводу нужны квалифицированные рабочие.

- Давайте по порядку. Что планируете реализовать?


- Главная задача - вернуть в собственность завода ДК "ХЭМЗ" и продать его. Напомню, что ДК был бесплатно передан Харькову с условием, что город примет на свой баланс предприятия социальной сферы ХЭМЗа. Результат - город коммунальную сферу не принял, а ХЭМЗ за передачу коммунальной сферы должен заплатить 1,8 млн.грн. Концертный зал ДК "ХЭМЗ" обладает уникальной акустикой, но даже без учета этого обстоятельства стоимость квадратного метра его площади не менее 500 долл. (реальная цена в два раза больше). ДК мы планируем реализовать минимум за 30 млн.грн., что даст возможность погасить кредиторскую задолженность завода и заплатить за передачу социальной сферы в коммунальную собственность города. Сейчас убытки от содержания соцсферы составляют 2 млн.грн. ежегодно.

- Есть у вас уверенность, что все получится и деньги не "уйдут в песок"?


 - Такая уверенность есть не только у меня, в это поверили уже и работники завода. Приведу пример. В прошлые годы один из корпусов площадью 35 тыс.кв.м был продан за 200 тыс.долл. Месяц назад здание площадью 11 тыс.кв м было реализовано за 2 млн.долл. Почему такая уникально высокая в истории продаж зданий ХЭМЗа цена?.. Перед тем, как реализовывать здание, я потребовал, чтобы его оценку сделали в харьковском институте им.Бокариуса. Часть средств от реализации здания пошла на выплату зарплаты (в январе-феврале завод простаивал из-за морозов, что принесло 3,5 млн.грн. убытков), 8 млн.грн. было израсходовано на приобретение комплектующих для производства. Также планируется продать около 400 единиц оборудования. Вкладывать средства в производство есть смысл, так как ХЭМЗ имеет перспективные рынки сбыта. Сейчас мы выполняем заказ Североуральского бокситового рудника на изготовление двух двигателей для шахтных подъемников. Сумма контракта - 2,4 млн.долл. Контракт с рудником открыл дорогу к другим крупным российским заказчикам - шахтам и металлургическим комбинатам, которые проводят модернизацию своего оборудования. Только на Североуральском руднике 70 подъемников каждый весом около 100 т. Есть новые разработки, о которых я не хочу распространяться. Я даже документацию по этим разработкам на заводе не храню, ситуация сейчас сложная. ХЭМЗ не выпускает серийную продукцию. Изготавливаются двигатели весом до 140 т, щиты и шкафы управления по техническим заданиям заказчиков для оснащения различных механизмов. Для коммутации электрических цепей завод выпускает электромагнитные контакторы и автоматические выключатели. Доля аппаратного производства в общем его объеме составляет 15%.

- Что даст заводу создание концерна?


- Пример так называемого индийского контракта показал наше неумение выступать на международных тендерах. Да, "Турбоатом" выиграл тендер, но какой ценой. Теперь уникальный генератор для индийской АЭС весом 250 т согласно условиям контракта нужно отдать всего за 1 млн.долл! ХЭМЗ ремонт обычного двигателя для шахтного подъемника весом 100 т выполняет за 300 тыс.долл. Но дело в том, что и "Турбоатом", и "Электротяжмаш", и ХЭМЗ заинтересованы участвовать в международных тендерах. Машины, изготовленные на наших заводах, установлены во многих странах, в том числе в Индии и России. Но мы ни финансово, ни политически не защищены от давления конкурентов. Поэтому ХЭМЗ выступил инициатором создания концерна. Чтобы не было путаницы, уточню, не корпорации, а концерна - структуры с определенным жестким договорным подчинением, в которую входят предприятия, сохраняющие финансовую и юридическую независимость, вплоть до выхода из концерна. Для участия в тендерах предприятия делегируют свои полномочия концерну, который, если тендер выигран, решает - где и что изготавливать. В концерн должен влиться и частный капитал, должен быть включен банк, возглавить концерн должна политически значимая фигура, способная эффективно отстаивать интересы машиностроителей, например, в Верховной Раде. Есть же в "Укргидроэнерго" Семен Израилевич Поташник, которого знают все.
 Таким человеком, нужным и машиностроителям, мог бы стать директор Института проблем машиностроения НАН Украины Юрий Мацевитый. Более конкретно о том, что даст ХЭМЗу концерн. ХЭМЗ имеет разрешение "Укратомэнерго" на поставку контакторов для АЭС. Это очень выгодное и ликвидное изделие, которое можно продвигать в рамках контрактов, которые выполняют "Турбоатом" и ХЭМЗ. Но эффективное продвижение возможно только в рамках концерна. Выгода обоюдна - ХЭМЗ загружает производство, а держатель контракта обеспечивает заказчику комплексную поставку оборудования. ХЭМЗ за два года по проигранным тендерам потерял 38 млн.грн., в том числе изготовление тяговых подстанций для Днестровской ГАЭС и аппаратуры для метро. Завод заинтересован в том, чтобы выполнить заказ и получить деньги, а не участвовать в тендерах. А на подготовку тендеров нужно расходовать средства. Идея создания концерна была разработана на ХЭМЗе полгода назад, соответствующие документы были отправлены в Кабмин. Характерно, что когда на "Электротяжмаш" приезжал Юрий Ехануров якобы для того, чтобы рассмотреть возможность создания концерна, меня на встречу не пригласили.

- Возможно ли создание концерна без "Турбоатома?

 - Без "Турбоатома" создание концерна бессмысленно. Кстати, в концерн могут влиться предприятия с разными формами собственности, даже частные. Для того, чтобы в концерн входил "Турбоатом", необходимо решение совета акционеров. Возможно, в концерн вошли бы сумское НПО им.Фрунзе, харьковский завод им.Шевченко, ряд научных учреждений. Ведущие роли в концерне будут принадлежать "Электротяжмашу" и "Турбоатому", остальные участники будут выполнять отдельные контракты в рамках их заказов.

 Почему Вы считаете, что в концерн должен влиться частный капитал?


- Не хотелось бы иметь дело с государственным банком. Частный капитал более мобильный и контролируемый. Кредиты должны быть долгосрочными и выдаваться под конкретные цели, которые будет определять совет директоров концерна. Программу инвестиций в ХЭМЗ я готов представить совету директоров, который будет контролировать ее выполнение. Например, на ХЭМЗе нужно менять отопление (объем инвестиций - около 1 млн.грн.), приобретать новые станки (за последние 10 лет ни одного нового не приобрели), обновлять инструментальное хозяйство.

- Как вы оцениваете идею слияния ХЭМЗа и "Электротяжмаша"?


- На ХЭМЗе и "Электротяжмаше" есть производственные мощности по изготовлению крупных электрических машин постоянного тока, но за последние 5 лет на "Электротяжмаше" не изготовили ни одной, на ХЭМЗе - 24. Есть ряд пересекающихся позиций в аппаратном производстве, но техоснастка и оборудование в основном разное. В слиянии я не вижу ничего положительного, будет создан неуправляемый монстр. Уверен, что идея слияния - только лозунг. Процедура слияния регулируется порядком реструктуризации предприятий, который утвержден Кабмином. Например, должна быть создана отраслевая рабочая комиссия, в которую должны войти специалисты министерства, предприятия и управления промышленности облгосадминистрации. На предприятиях, подлежащих слиянию, должны быть созданы подразделения комиссии. В течение 3 месяцев комиссия должна провести экономический анализ целесообразности слияния и доложить о результатах министерству. В процессе должны быть задействованы и профсоюзы. Но ничего этого не было, были только кулуарные беседы. А совещание по проблемам создания концерна прошло в фонде госимущества в декабре 2005 г. В нем участвовали Виктор Борисенко, Анатолий Бугаец, Виталий Чередник и первый заместитель директора ХЭМЗ. По результатам совещания ФГИ дало заключение, что Минпромполитики не готово рассматривать вопросы создания концерна, потому что не разработало соответствующих документов. И тогда В.Чередник предложил в качестве эксперимента слить ХЭМЗ и "Электротяжмаш" и посмотреть, что получится! В общем, если процедуру слияния все же начнут, я буду обращаться в суд.

- В чем особенности кадровой политики ХЭМЗа?
- Сейчас ХЭМЗ готов принять на работу около сотни рабочих, но взять их негде, так как нужных нам профессий на рынке труда нет. Мы готовы взять молодых людей, дать им перспективу получения хорошей зарплаты и обучать их работать токарями, коллекторщиками. Сейчас только одного коллекторщика на ХЭМЗе можно назвать специалистом высокой квалификации. Уйдет он на пенсию, и что тогда делать? Если не будет налажена подготовка квалифицированных специалистов, через 5 лет цеха будут пустыми не только на ХЭМЗе, они опустеют и на других заводах. Вот еще одна проблема, 60% людей, проживающих в общежитии ХЭМЗа, не являются работниками завода. В этих условиях сложно закреплять на заводе молодежь, привлекая их обеспечением жилья в общежитии.

- Участвуете ли вы в областных программах энергосбережения?
- Не участвуем, потому что программа существует только на бумаге, а у предприятий нет средств. Кроме того, не так-то просто принять участие в чем-либо на областном уровне. Мы отстранены даже от участия в оснащении электротехническим оборудованием новых станций метро (ХЭМЗ поставлял оборудование для Харьковского метро со времени основания метро). Конечно, проводился тендер, но его выиграла другая фирма, хотя мы предложили в два раза более низкие цены. Теперь эта фирма обращается к нам и хочет у нас же заказать оборудование для метро.

- Какие ближайшие производственные планы?
- Участвуем в тендере на поставку двух шахтных подъемных машин (весом по 130 т) в Беларусь, ведем переговоры с Индией о ремонте 6 уникальных двигателей, изготовленных на ХЭМЗе около 30 лет назад. Стоимость контракта - 30 млн.долл. Пока завод будет обеспечен заказами за счет потенциала прошлых лет, но на рынок выходят новые игроки, в том числе - машиностроители Китая.