С ними харьковчане просыпаются уже много лет подряд. Два приятных голоса – мужской и женский - с доброй иронией и неиссякаемым оптимизмом прямо с утра вкладывают в мозги только что проснувшихся горожан массу интересной информации. Тут и необычные истории, и разминка для ума, и приятная, часто эксклюзивная  музыка. Не знаю, как для кого, а для меня радио ассоциируется именно с этими утренними передачами. В воскресенье 16 ноября все работники эфира отмечали профессиональный праздник. О "кухне" радио рассказывают создатели и бессменные ведущие программы "Утречко" Елена Григорьева и Руслан Иванов.

 
Как все начиналось

- Сколько лет вы ведете "Утречко"?

Руслан (Р): - "Утречко" – с 1996 года. Тогда оно выходило на радио "Симон".

- Значит, я одна из ваших первых слушательниц. Приехала в Харьков учиться в 1996 году: чужой город, первый курс, отключения света. Единственный светлый луч – включить по утрам вашу передачу с этой безумной песенкой "Утречко-о-о, чко-о-о, чко-о-о!" Кто, кстати, ее поет?

Р: - Елена. У нее профессиональное вокальное образование.

Е: - Ну, не совсем профессиональное... Поначалу существовала программа "Доброе утро с Русланом Ивановым". Эту программу я слушала. Ну а потом пришла случайно на радио.

- А поначалу – это когда?

Р: - В 1995 году. Не будем вспоминать мое темное прошлое.

- Интересно, значит, Руслан Иванов был для вас тогда человеком незнакомым?

Е: - Да, конечно, незнакомым. Я его услышала по радио…
Р: - Елена услышала объявление по радио, пришла, устроилась…
Е: - Да, прошла сумасшедший конкурс.
Р: - И оказалась в моих нежных и теплых объятьях.

Е: - Он очень ревновал поначалу. Надо же, появился еще кто-то в утреннем эфире, кроме него. Всяческие козни мне строил, но не долго.

Р: - Да, подсыпал мышьяк в кофе и пытался сжить со свету, но не удалось.

Е: - Я живучая!

Р: - Все было не так. Я сам попросил подкрепление. И сначала хотел оставить всех трех кандидаток, прошедших конкурс, - получился бы первый в истории радио гарем. Но потом выбрал самую симпатичную, самую голосистую, самую умную.

- И вот 12 лет это все продолжается…
 
Р: - С небольшим перерывом.
 
 
Откуда берутся мысли

- Скажите, откуда у вас такая фантазия – ведь непросто каждый день придумывать новые темы для "Палаты ума"! То у вас тема особенностей украинских свадеб, то история появления фирмы "Адидас"… Все темы интересные, но их "откопать" надо!

Р: - Это свыше. Елена приходит обычно на эфир с открытой сверху черепной коробкой (образно говоря). Приходит и подставляет ее под космические потоки. Повезет – туда попадет хорошая тема, нет – значит, нет. А вообще, почти всегда есть какой-то исторический повод. К примеру, сегодня появился на свет Том Вейтс.

Е: - Да кому интересна эта кухня? Интересно про мышьяк.

- Никто вас не спрашивал, не критиковал за выбор темы?

Е: - Никогда. Мы как Ватикан, слава Богу.

- А бывает, что с утра плохое настроение, не выспались, приходите на работу, и мыслей вообще никаких не рождается?

Р: - Редко, но бывает.
- И что вы делаете?
 
Е: - Профессионализм побеждает реальность.

- 12 лет вести программу… Для вас это уже больше автоматическая работа или это все-таки творчество, увлечение?

Е: - Нет, если б она была автоматической, она бы, наверное, исчерпала себя. Вести программу - не гайки закручивать. Это эмоционально напряженная и очень нервная работа. Если подумать, то люди с "Утречком" окончили школы, окончили университеты… Мы растем, мы изменяемся, мы становимся старше и умнее.

- Аудитория с годами меняется?

Е: - Сейчас у нас очень разная аудитория. Не хватает детской странички. Это же семейная программа. Семья просыпается, включает радио. Мы пытаемся чем-то задеть и мужчин, и женщин. Чтоб они вспомнили, что они мужчины и женщины. Всегда обращаемся и к детям, и к людям старшего возраста. Дети – такая благодарная аудитория, они растут, им все интересно. Дети – почемучки, у них очень много вопросов, они могли бы их задавать. Когда-то я даже проводила такой эксперимент: привела в первый класс лицея искусств писателя Андрея Куркова, сказала: "Этот дядя все знает, а теперь задавайте ему какие хотите вопросы". Курков – очень умный и эрудированный человек, он отвечал, он шутил, но все равно дети его замучили. Они спрашивали у него все, начиная с "что такое черная дыра" и заканчивая "ругаете ли вы своих детей".

- То есть, в перспективе будет детская часть вашей программы?

Е: - Хотелось бы, конечно.

- По поводу языка. Требования перейти на украинский язык в эфире вас коснулись?

Е: - Мы должны выполнять букву закона и будем ее выполнять. У нас появляются украиноязычные рубрики, это нормально, это правильно. Стараемся рассказывать про харьковское, про украинское, популяризировать украинский язык. Мы понимаем, что это надо делать, и кто, как не мы. Ми ж етнiчнi українцi i повиннi пам'ятати про своє корiння.

О славе и поклонниках
 
- Скажите, у вас существует свой фан-клуб?
 
Р: - Нет.

- А круг постоянных слушателей сформировался?

Е: - Есть люди, которые нам симпатизируют и пытаются сделать нас лучше. Мы прислушиваемся иногда, иногда не прислушиваемся. Звонят очень часто.

- Вы в эфире приходите на помощь друг другу. А бывают такие эфиры, когда вы не можете этого сделать?

Е: - Да, бывает "утро одинокого холостяка", когда Иванов один в эфире.

- А "утро одинокой Елены" бывает?

Е: - Нет, не бывает.

Р: - Потому что всегда налезет куча мужиков и начнет помогать. А вообще, она просто не умеет обращаться с пультом и с эфирной программой, поэтому ее не пускают одну в эфир.

- А у кого из вас больше поклонников?

Р: - У нее, конечно.

Е: - Выгляните в окно и увидите, что там, на цоколе дома напротив написано: "Р + Л = У (Утречко)". Все-таки буква "Р" написана первой.

- Поставлю личный вопрос. Руслан, в каких отношениях вы с Еленой?

Р: - О, мы с Леной старинные друзья, нас связывает нежная дружба!

О добре и зле
 
- У вас все темы в эфире – позитивные. Целенаправленно?
 
Е: - Да, это наше кредо.
 

- Нынешний финансовый кризис как-то отразился на эфирах? Может, вы о нем шутите?

Р: - Пока в чулке есть немного денег, шутим.

Е: - Каждый человек как-то по-своему защищается от разных психологических проблем. Мы напоминаем утром человеку, что времена не выбирают, а в них живут. Кризис кризисом, а жизнь продолжается. Это наша жизнь, надо ее как-то обустроить. С "Утречком" она как-то уютнее. Я говорю не как сотрудник, а как рядовой слушатель. У нас самая лучшая музыка, самая уютная волна.

 
От радио – до телевизора

- Знакомая телеведущая мне сказала, что радийщиков очень трудно переманить на телевидение, а вот Григорьева – это редкое исключение. Как вас удалось переманить на телевидение?

Е: - Это был период, когда радио "Симон" больше не стало, потом я работала на "Би-Би-Си Харьков", потом на "Радиоточке". Потом пришла в новости на телевидение. Начинала с нуля, не знала, что это и как, рискнула…

Р: - Ей повезло, она оказалась фотогеничной! Ну и умной, конечно.

Е: - Дело не в этом, в телевидение тоже надо себя найти. Я вот, например, себя сразу не нашла. Новости – это было не мое – сухо, кратко. Я не могла в новостях, я просто там умирала, поэтому я сама написала заявление. Потом появилась моя авторская передача "КультУРА!". Культ – это культура, а УРА! – это нечто такое патетическое. Я никогда не рассказывала там ни о каких проблемах. Я рассказывала о людях только в восхитительной степени. Это было сознательно.

Р: - "Ура!" – это боевой и революционный клич. Эти люди совершают маленькие "культурные революции".

Е: - Маленькие революции на фоне города, но большие революции в своем сознании. И очень часто я отказываюсь от сюжетов, которые связаны с шоу-бизнесом, мне это неинтересно.

Р: - Даже Верку Сердючку (!!!) снимать не захотела.

Е: - Не только Верку Сердючку. У меня было предложение снять Аллу Борисовну. Но мне кажется, что интереснее показать человека, которого никогда никто не покажет. Легче же делать рекламу или политические портреты, потому что это оплачивается. Моя программа - имиджевая. Дай Бог здоровья руководству "7 канала" за то, что такая программа существует. На самом деле людей, которые занимаются искусством, в Харькове очень много, людей очень самобытных, интересных.

- Елена, У вас после окончания радиоэфира обычно начинаются семейные хлопоты? Или телепроект тоже занимает много времени?

Е: - У меня заканчивается радио, начинается телевизор. Я занимаюсь своей программой. Она выходит один раз в две недели. Но я все делаю сама: снимаю, пишу, монтирую (я режиссер монтажа).

- В воскресенье у вас профессиональный праздник. Для вас он двойной: и телевидение, и радиовещание. Вы себя можете представить в другой сфере? Если бы не случай, благодаря которому вы попали на радио, Вы бы остались актрисой или было бы что-то другое?

Е: - Другого ничего не было бы, потому что я с самого начала знала, что я буду актрисой, я это заявляла громогласно. Некоторые учителя издевались надо мной, некоторые принимали на веру. Но моя детская мечта осуществилась, я работала 5 лет в театре. Иногда жалею, что сейчас не работаю в театре. Но театр – это такая большая машина, где ты, конечно, личность, но при этом все же часть этой машины. А то, чем я сейчас занимаюсь, это индивидуальное творчество, как индпошив.

О будущем

- Скажите, пожалуйста, каким будет "Утречко" лет через 10?

Р: - Бог его знает…

Е: - Если программа будет существовать, она будет расти вместе с нами. Есть же такие примеры, как Сева Новгородцев и Ларри Кинг, которые всю жизнь в прямом эфире. Пока нам это нравится, и мы видим в этом смысл, мы будем этим заниматься.

- Недавно была топ-новость о том, что "Новая волна" продается…

Е: - Да, мы слышали об этом. Она все продается и продается, давно…

- Как вы к этому относитесь?

Р: - Я не думаю, что что-то сильно изменится.

- Во всех последних рейтингах наша страна – одна из тех, где очень хорошо развита свобода слова. Вы как ведущие ощутили на себе безграничность свободы слова?

Р: - В политику мы не суемся, поэтому у нас свобода слова практически абсолютная.

- Можете сказать, чего точно не будет в программе "Утречко", никогда, категорически? Какой точно не будет музыки, каких рубрик?

Е: - Откровенно плохой музыки не будет. Не будет хамства, не будет грубости. Не будет того, чего нормальный человек опасается, обходит это десятой дорогой.