Харьковская фабрика им.Фрунзе в особых представлениях не нуждается. Ее история началась в 1873 г., когда в городе появилась типография Зильберга. В годы СССР фабрика стала мощным полиграфическим предприятием, каким остается и сейчас. В 2006 г. прославилась тем, что на ее мощностях по заказу Харьковского горизбиркома были отпечатаны избирательные бюллетени. Как обстоят дела на предприятии, корреспондент "SQ" поинтересовался у председателя правления фабрики Александра Красовицкого. Поскольку А.Красовицкий является одним из учредителей издательства "Фолио" и заместителем председателя ГАК "Укриздатполиграфия", он рассказал и о ситуации в полиграфической отрасли страны.

- Кому принадлежат акции фабрики им.Фрунзе и каковы результаты ее работы?

- Фабрика Фрунзе - государственное предприятие. Все ее акции принадлежат ГАК "Укриздатполиграфия", пакет которой управляется Кабмином. Объем производства фабрики увеличивается. По итогам первого квартала 2006 г. объем производства в денежном выражении увеличился на 30% в сравнении с аналогичным периодом 2005 г., в натуральном - на 20%. В 2005 г. объем производства в сравнении с 2004 г. уменьшился на 15%.

- С чем было связано падение производства?

- Мне сложно комментировать работу фабрики в 2005 г., потому что я работал на ней в 2004 г., в конце 2004-го ушел, а вернулся в августе 2005 г. А падение производства было обеспечено в первом полугодии 2005 г., когда фабрика больше стояла, чем работала.

- Какова ситуация с судебными делами в отношении фабрики?

- В судах находится около 10 дел, связанных с отчуждением здания фабрики, с договорами расходования средств, поступивших от реализации здания, с кадровыми вопросами и с договорами аренды. Завершено только одно дело, связанное с протоколами заседания собрания акционеров, которое состоялось в октябре 2004 г. На этом собрании было принято решение о назначении на фабрику новых руководителей. Эти решения отменены.

- Какова перспектива решения проблем на фабрике?
- Я не думаю, что политическая ситуация по отношению к фабрике им.Фрунзе как-то изменилась после выборов. Реальное решение проблем находится в политической сфере, суды зашли в тупик. Разрешиться проблемы должны мировым соглашением, одной из сторон которого должен быть Кабинет министров. Поэтому пока не произойдет разрешение общей ситуации, которая сложилась в связи с выборами, нам не приходится ждать разрешения ситуации на фабрике.

- В прессе отмечалось, что средства от продажи здания фабрики будут направлены на приобретение современного оборудования. Поступило ли оборудование на фабрику?
- Ситуация с приобретением новой техники является предметом одного из судебных дел. Новая техника на предприятие не поступила. Я вообще не считаю, что главной проблемой фабрики является дефицит производственного оборудования, хотя, безусловно, предприятию не хватает современной переплетной техники. Но даже при тех мощностях, которые есть сейчас, и особенно в связи с предстоящим сезоном издания школьных учебников, проблема скорее в нехватке персонала.

- Какова доля производства школьных учебников в объеме производства фабрики?
- Во всей Украине (в т.ч. и на нашей фабрике) в первом квартале по госзаказам не напечатано ни одного учебника. Планируется, что средства для этого поступят летом. Тогда доля учебников в объеме производства фабрики может составить около 80%. На фабрику Фрунзе, например, в 2002-2003 гг. приходилось около 10% изготавливаемых в Украине учебников. В 2004 г. на фабрике произвели 25% украинских учебников. Сейчас мощности позволяют выпускать до 1 млн. учебников в месяц. Весь госзаказ на учебники в этом году на всю Украину составит 10-12 млн. экземпляров. Денежные средства на школьные книги, согласно бюджетной росписи, должны были начать приходить в феврале, но по состоянию на 3 мая Министерство образования еще не определилось, учебники каких издательств будут печататься.

- Ряд харьковских издательств выиграли конкурс на издание государственных учебников. Какие у них шансы получить финансирование?
- Харьковские издательства "Ранок", "Мир детства" и "Гимназия-Модем" выиграли конкурс и достойны получить финансирование. Но из-за неразберихи, которая творится в Министерстве образования, победа в конкурсе не гарантирует получения госзаказа. Министр проводит четкую политику сокращения ассортимента школьных учебников по каждой позиции, отсутствия альтернативы и передачи максимальных объемов госзаказов на их издание государственному издательству "Освіта", причем независимо от результатов конкурса. Именно с этим связана задержка финансирования госзаказа. С уверенностью сказать, что издательство получило госзаказ на издание учебников, можно будет только тогда, когда деньги поступят на его банковский счет.

- А каковы основные итоги работы издательства "Фолио"?
- Последние два года издательство имеет 20%-й прирост количества наименований изданных книг и 40%-й прирост тиража. "Фолио" в основном издает классику на украинском и русском языках, прикладную, справочную, компьютерную литературу и словари. Для "Фолио" массовым является тираж более 3 тыс. экземпляров.

- Что издается не массовым тиражом?
- Издан сборник произведений Т.Шевченко "Заповіт" в двух вариантах - в обложке из ткани и из кожи. Себестоимость первой - около 500 долл., второй - около 1 тыс.долл. Книги с обложкой из кожи сшиты вручную, всего изготовлено 150 таких книг. Еженедельно в среднем продается одна книга в коже и две - в ткани. Для малых тиражей и таких высоких цен это достаточно успешный уровень продаж. Эти книги в основном покупают в Киеве.

- Есть ли другие дорогие издания?
- Вышел сборник произведений И.Котляревского с иллюстрациями Анатолия Базилевича. Его цена в два раза ниже, чем у "Заповіта". Планируем выпустить двухтомную Библию в переводе И.Нечуй-Левицкого с иллюстрациями Г.Доре. Я думаю, что Библия будет довольно дорогой книгой. Предполагаемый тираж - 20 экземпляров, все они будут изготовлены вручную и инкрустированы серебряными уголками. Рынок таких книг в Украине сформировался, причем спрос превышает предложения, ведь издательствам сложно профинансировать выпуск такой немассовой продукции.

- Сотрудничает ли "Фолио с зарубежными партнерами?
- Сотрудничает, причем довольно давно. Принципиальной возможности роста объемов продаж за рубеж я не вижу. Мы регулярно продаем права на наши книги в Россию, реже - в Западную Европу. И этот процесс объективно не активный, потому что в стране практически нет своей литературы. То есть, дело не в интересе с той стороны, а в отсутствии предложения с этой.

- Недавно харьковские писатели-фантасты были признаны лучшими писателями Европы. Может быть, не все так плохо?
- Права на книги наших лучших фантастов принадлежат, в основном, российским издательствам либо авторам как частным лицам. Продажа авторских прав, переводы на другие языки - очень "медленный" рынок. Появление приза у пишущих под псевдонимом Олди дает право надеяться, что через 3-4 года они выйдут на рынок авторских прав не только Восточной Европы, но и англоязычных стран.

- А вообще, заинтересованы ли издатели в развитии местной литературы?
- Безусловно. Но это относится к тем издательствам, которые выпускают взрослую современную художественную литературу. Если бы их в Харькове было много, это создало бы конкурентную среду, но покажите мне такие издания!.. В Харькове развита детская литература, но продавать местную детскую литературу (тексты, а не картинки) в дальнее зарубежье практически невозможно. Исключение составляет Россия, это смежный рынок.

- Насколько сложно в Украине выпустить детский бестселлер, подобный "Гарри Поттеру"?
- Сложно найти средства для рекламирования проекта - нужны миллионы долларов! Сначала нужно сделать его сверхбестселлером на внутреннем рынке, а затем продвигать на внешние. Для украинского рынка ситуация такова, что в издание надо вложить средств принципиально больше, чем можно на этом проекте заработать. Я думаю, что цена раскрутки до уровня бестселлера на украинском рынке составляет 300 тыс.долл., а таких средств у издательств нет. Точнее, их нет смысла вкладывать, инвестиция не окупится. Для раскрутки бестселлера в России нужно израсходовать около 1 млн.долл., и такие средства вкладываются. Поэтому в России есть сверхпопулярные авторы.

- Государство как-то облегчает жизнь издателей?
- Уже полтора года действуют налоговые льготы, которые дают издательствам возможность аккумулировать оборотные средства. Но реальные изменения произойдут только тогда, когда государство начнет финансировать конечного потребителя - библиотеки. В России в 90-х годах подъем книгоиздания начался после вложения очень серьезных денег в библиотечные фонды. Это, во-первых, дало возможность издателям заработать деньги, во-вторых, возросла инвестиционная привлекательность книгоиздания и полиграфии. И когда мы говорим, что президентский указ о книготорговле позволит сделать шаг вперед в этой сфере, мы должны понимать - это связь магазинов, библиотек, издательств и типографий. Должна заработать вся эта цепочка, а не одно звено. Сейчас мощности книжных фабрик в среднем по Украине загружены на 30%. При такой загрузке невозможно развивать производственную базу. Мы очень сильно отстаем от России по уровню технологического оснащения предприятий отрасли. Поэтому и цена на полиграфуслуги в Украине выше, чем в России.

- Вы сейчас больше харьковчанин или киевлянин?
- Основное место работы - в Киеве, в Харькове работаю по совместительству. Полнедели работаю в Киеве, половину - в Харькове, и в этом большой проблемы не вижу. Туда и обратно езжу на скоростном поезде "Столичный экспресс".