театрЭтот год для Харьковского национального театра оперы и балета имени Лысенко – юбилейный: театр отмечает сразу три знаменательных даты. О новых постановках, модернизации и способах привлечь современного зрителя – в интервью с директором оперного Олегом Орищенко.

- Олег Владимирович, сейчас много говорят о театре. Разного. Театр живет в непростое время, но зритель вас любит: на премьеру трудно купить билет. Давайте сегодня поговорим о творческой жизни театра.  Сезон-2015 - юбилейный. Сразу три круглые даты: 90-летие первого национального государственного оперного театра и украинского балета, 140-летие образования стационарного оперного театра в Харькове и 235-летие показа в Харькове первого музыкального спектакля. Как  живет театр в такой юбилейный сезон?

- Мы очень гордимся, что являемся первым украинским театром оперы и балета и имеем самый большой оперный и балетный репертуар  в Украине. Благодаря тесному сотрудничеству и интенсивной работе с зарубежным импресарио в 2014 г. удалось реализовать такие постановки, как "Кармина Бурана" Орфа и "Болеро" Равеля, объединенные в спектакль "Колесо Фортуны", а также оперу "Кармен" великого композитора Жоржа Бизе. Что примечательно, для самого спектакля этот год тоже юбилейный: весь мир отмечает 140-летие со дня премьеры оперы Бизе на сцене парижского театра "Опера комик".

И уже совсем скоро, 15 ноября, мы выпускаем спектакль для взрослых и детей "Снежная королева" по мотивам произведения Ганса Христиана Андерсена. Постановка готовится в непростое время, в  очень сложных условиях- театр не работал около трех месяцев, - но, несмотря ни на что, премьера обещает быть яркой, современной и зрелищной.

- Параллельно с нами «Снежную королеву» готовит и Национальная опера в Киеве. Их неминуемо будут сравнивать. Чем наша постановка отличается от столичной?

- В чем особенность нашего спектакля?  Мы  специально заказали музыку  молодому украинскому композитору Александру Шимко. Воплощает спектакль на харьковской сцене известный далеко за пределами Украины столичный балетмейстер, обладатель престижных международных наград, заслуженная артистка Украины Алла Рубина. Сценограф и художник по костюмам спектакля, заслуженный художник Украины Надежда Швец и ее ассистенты Ирина Степнова и Татьяна Полонская, разработали динамический образ постановки, в котором блистают всеми тайными гранями сказки зеркала Снежной королевы, эффектно смотрится полярное сияние, стремительно меняется место действия.

Все прекрасно знают, что 5 ноября мы презентовали новое световое оборудование, которое в рамках гранта и договора между правительствами Японии и Украины было выделено нашему театру. Оно будет работать на этом спектакле. Также мы впервые в нашем театре сделали проекционную анимацию на экран, где будут созданы спецэффекты, которые вместе с новым светом погрузят зрителя в сказочный мир Андерсена.

- Дети - основной зритель этого спектакля. Но сегодня они избалованы гаджетами, 3D-, 4D-, 7D-кинотеатрами. Вы думаете, этого достаточно, чтобы привлечь их внимание?

- Да, вы правы: внимание современных детей привлечь нелегко. Но у нас есть то, чего нет в D-кинотеатрах и чего не найдешь в гаджетах. У нас есть живое общение с прекрасным. Дети и взрослые увидят живой танец, услышат живую музыку в исполнении оркестра, ощутят атмосферу театра, театрального духа, ощутят энергетику, которую передает оркестр через музыку и артисты балета через танец.

- Сказка Андерсена - глубокое философское произведение. Она затрагивает вечные темы добра и зла, любви и веры. Как творческая группа  собирается передать это?

- В спектакле мы соединили современные мультимедийные технологии, балет, музыку и ввели роль сказочника, который будет вести повествование. Прелесть таких постановок в том, что на них можно ходить неоднократно. То, что мы предлагаем зрителю, невозможно осознать и оценить за один раз. Мы очень рассчитываем на то, что зритель будет приходить к нам вновь и вновь и каждый раз открывать для себя что-то новое.

- Олег Владимирович, вы упомянули о презентации нового светового оборудования, которая с большим размахом прошла 5 ноября. Есть ли планы по дальнейшей модернизации театра?

- Конечно, мы решаем проблемы реконструкции театра. Речь идет о проектах энергосбережения, чтобы  в наших помещениях и в залах, где находится зритель, было тепло. Мы активно работаем в сфере модернизации  сценического оборудования. В январе нас приглашает известный оперный театр Берлина Фридрихштадтпалас, для передачи опыта. Этот театр, кстати, имеет самую большую сцену в мире, и они недавно провели реконструкцию и модернизацию сцены и оборудования. И в рамках этой поездки мы планируем  встречу с представителями фирмы «Козак», которая заинтересована в  модернизации систем энергообеспечения нашего театра.

- А как в этом плане помогает государство? Все ведущие театры мира существуют на дотации государства и помощь меценатов…

- Национальный театр оперы и балета дает право Харькову приравнивать  себя к крупнейшим городам со столичным размахом. Во всех столицах есть театр оперы и балета. Мы сейчас делаем все возможное, чтобы сберечь этот статус. И, конечно же,  в этом вопросе нужна помощь властей и меценатов.  К, сожалению, меценаты, которые хотели бы вложить деньги в театр, не видят в этом заинтересованности и поддержки  государства. Ведь меценаты– это, прежде всего, бизнесмены. В других странах создан благоприятный климат для того, чтобы освобождать их от налогообложения, созданы условия для привлечения инвестиций в культуру. На сегодня в нашей законодательной базе нет  закона о меценатстве, даже нет проекта, который был бы внесен на рассмотрение. Почему-то считается, что меценатство – это определенная коррупция и уход от налогов, в чем я лично сомневаюсь. Я недавно был в Венгрии по приглашению президента Ассоциации драматических театров. Он меня знакомил с системой финансирования коммунальных театров в Венгрии. Так вот, там коммунальные театры финансируются частично из госбюджета, частично - из местного, частично - из средств спонсорови меценатов и непосредственно от доходов театра. При этом большую их часть освободили от уплаты налога на добавленную стоимость, тем самым дав возможность сэкономленные средства направить на развитие театра. Там - четыре источника финансирования, а у нас, к сожалению, существует только один, государственный, т.е. из средств налогоплательщиков.

- Олег Владимирович, звание национальный ставит наш театр в один ряд с Национальным театром оперы и балета им. Шевченко в Киеве, с Национальной оперой во Львове. Это высокое звание и определенная миссия. Какое место занимает наш театр в контексте современной украинской культуры?

-  Мы стараемся жить полной творческой жизнью. Наши постановки известны далеко за пределами страны. Например, послушать оперу "Кармен" приезжали люди из разных концов Украины и даже из-за рубежа. Буквально 8 ноября мы принимали представителей голландского концертного агентства, которых интересовала постановка оперы "Травиата". Они высоко оценили наш спектакль, и уже есть предпосылки к тому, что мы сможем в апреле показать оперу в Голландии.

- В начале сезона-2015 проходил замечательный фестиваль «Схід Опера» В нем принимали участие известные украинские артисты и мировые звезды. Наш театр тогда назвали фундаментом украинской культуры на Востоке Украины. Какова дальнейшая судьба этого проекта?

- Да, действительно, я все время повторяю с гордостью, что наш театр является форпостом национальной культуры на Востоке Украины. Это уже воспринимают все - и чиновники, и зрители, которых убеждать не приходится.

Поэтому родилась такая идея, и в нелегкое время мы нашли возможность провести этот фестиваль, который был приурочен к трем юбилеям: 90-летию первого национального государственного оперного театра и украинского балета, 140-летию образования стационарного оперного театра в Харькове и 235-летию показа в Харькове первого музыкального спектакля. Мы надеемся и в дальнейшем открывать сезон этим фестивалем.

- Это станет традицией?

- Мы планируем это ввести в традицию, и все творческие люди нас поддерживают.