райнин, интервьюВ эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Украина" председатель Харьковской областной государственной администрации Игорь Райнин рассказал о ситуации в регионе, ходе децентрализации и социальной помощи бойцам АТО.

Насколько изменилась политическая и экономическая ситуация в Харькове после выборов? Насколько эффективно сейчас сотрудничество администрации с областным советом?

Я могу сказать, что Харьковской области выборы прошли спокойно и в рамках действующего законодательства – это очень важно, поскольку это приграничная территория и на первой стадии было достаточно много попыток дестабилизировать ситуацию именно осенью 2015.

Они действительно имели под собой почву, особенно те события, которые с июля по август были – пытались количеством митингов и различных мероприятий немного дестабилизировать ситуацию.

Что касается политической расстановки, то я могу сказать, что два безусловных лидера – это партия "Відродження" и "Блок Петра Порошенко "Солидарность". Безусловно, мне приятно, как представителю "Солидарности", что по всей вертикали местных выборов, начиная с сельских советов и заканчивая областным, - в целом "Солидарность" набрала 902 мандата, это максимальный результат среди всех политических сил в Харьковской области. Разница со 2-м и 3-м местом, которые заняли "Батьківщина" и "Відродження" (соответственно 580 и 550 мандатов), более чем в 300 мандатов, что говорит о достаточно серьезном и уверенном представительстве "Солидарности" именно в Харьковской области.

Более того, в Харькове депутатов всех уровней и местных советов от "Солидарности" больше, чем в Киеве, в Киевской области или в Львовской области.

"Солидарности" удалось обыграть Оппозиционный блок и, фактически, впервые партия, демонстрирующая европейские и демократические ценности, обыгрывает в области партию, которая имеет явно пророссийские настроения.

Почему, с Вашей точки зрения, это произошло?

Нам удалось обеспечить политическую поддержку Украине на прифронтовых территориях зоны АТО, и на территориях, которые граничат с Россией. У нас 300 км границы с Россией, 300 км границы с АТО. Я могу сказать, что на границах зоны АТО, к примеру, в Изюмском районе, который имеет границу со Славянским районом, "Солидарность" получает выше 30% и полностью выигрывает там выборы. В Славянском районе совсем иная ситуация. Если говорить о границе с Луганской области, то в Купянском районе "Солидарность" набирает 35%, в Сватовском районе Луганской области – порядка 10%.

В целом из 27-ми районных советов Харьковской области в 16-ти председатели райсоветов – это "Солидарность". Мы очень сильно укрепили именно проукраиснкую позицию, и мы очень благодарны людям, что они откликнулись на наш разговор. Мы работали с людьми, шли в люди, именно в селах, в районах, слышали, говорили, что Украина – наш дом, и нам очень приятно, что мы получили обратную связь. В принципе, без учета Харькова "Солидарность" набрала порядка 25% в Харьковской области.

В Харькове ситуация немножко другая. Люди голосуют за результат реформ - не за процесс, а за результат. Харьков после Киева – единственный город-миллионник и требует особого отношения и в здравоохранении, и в системе образования, и в науке.

В Харькове 24 высших учебных заведения. С ними необходимо четко работать на национальном уровне, иметь правильные подходы, иметь понимание того, что это научный центр. Я считаю, что этот вопрос необходимо поднимать именно на уровне государства. Мы теперь об этом смелее говорим, потому что увидели, что наш подход в районах и городах Харьковской области независимо от их географического положения – граница это с Россией или это внутри области – это дает результат.

Лучше всего весь бытовой сепаратизм и недоверие к власти преодолевается путем успеха в экономике. В районах и городах Харьковской области мы сделали очень много – это и ремонт дорог, и жилищно-коммунальные объекты, социально-гуманитарные, разморожены абсолютно все долгострои, и мосты через реки, которые долгие годы не делались, и дорога Чугуев-Меловое, которая 50 лет не ремонтировалась.

В разных областях мы видим постоянные конфликты между городскими властями и областными. Как у вас?

Я поставил себе задачу все возможное сшивать, а не разрывать. Весь политический спектр, управленческий спектр, культурный спектр сшивать и не разрывать. Люди устали от политики, от войны, люди хотят жить в стабильности и мире.

Как глава обладминистрации я обязан делать все возможное, чтобы это обеспечить. Единственный путь в Харьковской области, в приграничной территории, - это людей мирить. Естественно там, где это возможно, это не касается тех политических сил и общественных организаций, которые имеют своей целью дестабилизацию ситуации или явно пророссийские настроения, которые так или иначе могут угрожать территориальной целостности государства. Мы не говорим об этой части, мы говорим о тех, кто под разным углом зрения хочет видеть стабильную ситуацию и в Харьковской области, и в Украине. Вот это для меня важно. Как глава областной администрации я приемлю любые политические взгляды, но в рамках Украины.

И мэр города четко знает эту мою позицию. Мы, я считаю, достаточно коммуникативно работаем и в строительстве харьковского метрополитена, который 5 лет не строился, и в строительстве филармонии, которую планируем в первом квартале 2016 года открыть.

Мы также занялись такими важными моментами морального характера, как переименование в рамках закона о декоммунизации одной из центральных площадей Харькова – Руднева - в площадь Героев Небесной Сотни. Это была моя инициатива, и горсовет ее поддержал. Поэтому, независимо от политических расстановок, я буду делать все, чтобы Харьков жил в фарватере государственной политики.

Как вы оцениваете недавно принятый закон о госслужбе? Есть ли моменты, которые в будущем надо было бы учесть?

Я привержен идее реформирования системы государственного управления. И также я выступаю за разделение политических и административных должностей. Поэтому закон такой должен существовать. Но в принятом законе, по моему мнению, есть ряд серьезных нестыковок, например в определении статуса госслужащих по категориям. Также есть серьезные недочеты, которые могут привести к тому, что закон будет сложно внедрить. Но еще есть время, чтобы спокойно его пересмотреть и внести поправки, которые позволят применить этот закон.

Например, не так давно была принята норма о поименном голосовании в местных советах. Я считаю, что на этом уровне ее сложно применить, потому что в районных и сельских советах нет системы электронного голосования, и устанавливать ее сейчас очень дорого. Там голосуют поднятием руки. А как можно переписать каждого, кто "за" или "против"? Поэтому всегда хорошие идеи должны сопровождаться алгоритмом действий по внедрению.

Что дала области финансовая децентрализация?

Она дала Харьковской области 4 млрд.грн. У местных советов никогда не было столько денег, особенно у сельсоветов. Я предвижу возможное неосвоение этих средств, могут также быть случаи нарушения бюджетной дисциплины. Бюджетное законодательство очень сложное.

Как реализуется в области проекта по обустройству государственной границы "Стена"?

Этот проект носит название "Европейский вал", его реализует Госпогранлужба и Кабинет министров Украины. Проект охватывает три области – Черниговскую, Сумскую и Харьковскую. Мы здесь помогаем, со своей стороны сделали все необходимое с точки зрения общения с людьми. По закону 50-метровая зона до границы должна быть свободной, а предыдущие власти продали все земли. Теперь у людей там участки, де-юре их можно просто забрать, но это не выход. Мы им предложили выбрать другие участки, сегодня эта проблема решена. Мы также подготовили строителей и технику, поэтому у нас строительство идет более быстрыми темпами, чем в других регионах.

В последнее время в разных областях стали проводиться собрания с требованиями предоставления регионам особых экономических статусов  В Харькове прошло собрание, инициирующее тему "особого статуса Слобожанщины"…

Такие собрания носят деструктивный характер, по моему мнению, они имеют признаки сепаратистских действий. Этим вопросом занимается СБУ, проходил следствие в рамках соответствующих производств. Я скажу, как гражданин, который изучил суть этих мероприятий и участников. – признаки деструктивных действий есть. Если это подтвердится, то нарушители понесут наказание в рамках действующего законодательства.

Какова ситуация с области с временными переселенцами? Как проходит их обустройство?

На сегодня в Харьковской области зарегистрировано 205 тыс. переселенцев, но по нашим оценкам проживает около 380 тыс. людей из Донецкой и Луганской областей. Очевидно, что работа с таким количеством людей не может быть идеальной, но если люди не едут дальше, то это свидетельствует, что работа как-то отлажена.

Мы относимся к переселенцам, как к людям, и не можем им сказать "область не резиновая", но и другие регионы также должны серьезно подключиться. Мы создали службу "112", человек может приехать, позвонить, и тогда начинается процедура, в которую включены и Госпогранслужба, миграционая служба, органы соцзащиты. У нас в этом году 10 тыс. детей переселенцев пошли в школу или вузы. Конечно, не хватает финансов, госбюджет не перекрывает все на 100%, приходится подключать местные бюджеты, иногда и в ущерб региональным интересам, но мы всегда готовы помогать людям.

Только на днях между облгосадминистрацией, облсоветом и Украинским фондом социальных инвестиций был подписан договор на 520 млн.грн. по реализации 12 микропроектов в 11 регионах области. Это ремонт 6 жилых зданий, 4 школ и 2 детских садиков. Вот это как раз проекты, направленные на обустройство жизни и быта переселенцев.

Комплексная программа по поддержке участников АТО, принятая местными властями на текущий год выполнена в полном объеме?

Защита участников АТО – это компетенция Министерства обороны Украины. Но регионы не могут оставаться в стороне, и в рамках действующего законодательства и Бюджетного кодекса, мы используем все инструменты. Наш облсовет одним из первых еще в апреле принял программу оздоровления участников АТО, мы также приняли программу социальной защиты, где есть раздел о предоставлении материальной помощи участникам АТО. Законодательство позволят оказывать такую помощь лишь участникам операции, которые проживают в районах и городах Харьковской области. Что касается самого Харькова, то я выступил с инициативой принять на ближайшей сессии горсовета программу материальной поддержки воинов АТО, проживающих в Харькове, в рамках выплат, установленных Кабинетом министров.

Мы открыли консультационный центр для участников антитеррористической операции, чтобы каждый воин мог не ходить по различным соцслужбам, а прийти в один центр и получить всю информацию. Центр размещен в здании военного комиссариата Харьковской области, его руководителем назначен волонтер.

Кроме того, уже около 700 земельных участков выделено винам АТО, и это не 200 км от Харькова, а в нормальных местах.

По медицинской реабилитация загрузка наших клиник полная, поэтому в 2015 году на систему здравоохранения из облбюджета была выделена рекордная сумма – 80 млн грн. И даже медики говорят, что текущий год является самым динамичным по обновлению медоборудования. Это очень важно - обновление материально-технической базы сферы здравоохранения, которая имеет дополнительную нагрузку и по воинам АТО и по переселенцам.