Новый год – самый волшебный, загадочный праздник, который всегда дарит добрые впечатления и надежду на лучшее. Главный его персонаж – сказочный и одновременно настоящий Дед Мороз. О некоторых секретах «морозного» мастерства мы попытались узнать у двух самых известных в первой столице Дедов Морозов, по совместительству актеров Харьковского театра для детей и юношества – Юрия Суржко и Руслана Духницкого.

– Новый год – семейный праздник. Как ваши домашние относятся к тому, что в новогоднюю ночь вы не с ними?

Руслан Духницкий: – Я уже больше десяти лет работаю в новогоднюю ночь, все домашние к этому привыкли.

Юрий Суржко: – Наверное, это в крови – когда ты не можешь сидеть без дела. Несколько лет назад, я тогда работал в Питере, вдруг оказалось, что у меня нет работы в новогоднюю ночь – и мне стало как-то не по себе. Я взял справочник, стал обзванивать рестораны и довольно скоро работу нашел.

Руслан Духницкий: – Так бывает редко. С 1 ноября начинаются телефонные звонки с приглашениями на новогодние утренники. В театре к этому относятся с пониманием, стараются пораньше вывесить расписание, чтобы актеры могли точно знать, кто когда свободен.

– Новогодние утренники проходят всего несколько дней. Сколько праздников успевает провести один Дед Мороз?

Юрий Суржко: – Когда я жил в Питере и не работал в театре, полностью мог посвятить себя новогодней кампании. За одни праздники я тогда отработал около 30 елок. Но это – полная нагрузка. А вообще если повезет и будет удачное расписание, то около десяти.

Руслан Духницкий: – В этом году мне не везет. В театре так запланированы спектакли, что я почти все время занят.

Юрий Суржко: – Праздники в этом году очень неудачно «легли» по дням недели. Получается всего четыре «боевых» дня.

– Но ведь Дед Мороз приходит не только на утренники, но и на дом. Наверное, такое поздравление доступно только зажиточным семьям?

Юрий Суржко: – Выезд на дом обойдется в 200-250 гривень. Такая услуга сейчас более доступна, чем несколько лет назад. В то время Деда Мороза на дом приглашали только «новые русские» или очень зажиточные семьи. Иногда бывали довольно курьезные случаи. Помню одну такую квартиру.

Бронированная дверь. Звоню. Дверь открывает отец семейства – бритый налысо, голый торс украшают массивные золотые цепи. В общем, выглядит, как классический «новый русский». Окидывает меня оценивающим взглядом.

«А, старый, заходи», – говорит. И скрывается в глубине квартиры, на ходу командуя жене: «Маша, отведи к детям!»

Из кухни появляется женщина, показывает мне детскую комнату уходит. Я отрабатываю новогоднюю программу, направляюсь к выходу. Вдруг неожиданно слышу властное: «Стоп», – и тут же мне на плечо сзади опускается чья-то тяжелая рука. «Маша, ты рассчитала человека?» Дождавшись утвердительного ответа и сняв руку с моего плеча, он произнес: «Все. Свободен». После этого я быстро покинул квартиру.

Руслан Духницкий: – Я бы не сказал, что на дом приглашают только «новые русские». Мне запомнился совсем другой случай. Один старик пригласил меня поздравить внука. Привез меня к дому и говорит: «Я заходить не буду. Останусь в тамбуре, а то внук поймет, что это подарок от меня».

Я поиграл с мальчиком и, вручая ему подарок, вспомнил о дедушке. Мне почему-то стало его очень жаль: устроил внуку такой праздник, а сам мерзнет в тамбуре. «Скажи, а дедушка у тебя есть?» – спросил я у мальчика. «Есть, и я его очень люблю. Только он занят, много работает и редко ко мне приезжает», – ответил малыш. «Я ведь волшебник. Хочешь, сделаю тебе еще один подарок? Давай вдвоем ударим моим волшебными посохом, и дедушка немедленно приедет к тебе на моих оленях». «Давай», – ответил мальчик. Стукнули посохом, открыли входную дверь, там стоит дедушка. Оба остолбенели: мальчик от радости, дедушка – от растерянности. «Ура!!! Дедушка! Ты на оленях приехал?» – первым нарушил тишину мальчик. «Да, мне позвонили на мобильный», – запинаясь, ответил старик. Домой меня отвозил дядя мальчика. Неожиданно в машине зазвонил телефон. Водитель включил громкую связь. «Дядя Леша, жаль, что ты не был у нас, – восторженно стал рассказывать мальчик.– У нас сегодня было сразу два чуда. Сначала пришел живой Дед Мороз, а потом на оленях приехал дедушка. Ты бы видел, какие рога у этих оленей!»

Мальчик настолько поверил в чудо, что нафантазировал, как выглядят олени, и воспринимал свои фантазии как реальность. Мне было очень приятно.

– Думаю, радость от общения со сказочным дедом испытывают абсолютно все: и дети, и взрослые. Какие в этом году расценки на его услуги?

Руслан Духницкий: – За утренник в садике Дед Мороз в среднем получает 200-300 гривень. Несколько часов работы Деда Мороза и Снегурочки на корпоративном вечере стоят около двух тысяч гривень. Правда, в этом году заказов на «корпоративы» пока нет. Да это и понятно: в фирмах прошли сокращения штатов, у людей нет денег, значит, и праздники проходят скромнее, и у нас нет заказов.

– С заработком все ясно. А каковы расходы Деда Мороза?

Юрий Суржко: – Костюм его создается годами. Каждый сезон происходит какое-то обновление: кто заказывает новый посох, кто добавляет блесток или меняет парик.

Руслан Духницкий: – Я каждый год крашу посох лаком для ногтей.

Юрий Суржко: – Иногда меняем экипировку полностью. Ведь и самому же старый костюм надоедает. Но в таком случае заработок за всю новогоднюю кампанию полностью уходит на оплату костюма.

– Сценарии утренников тоже заказываете у профессионалов?

Руслан Духницкий: – Иногда сценарии предлагают сами заказчики. Детские сады по традиции пишут сценарии самостоятельно.

Юрий Суржко: – Как правило, у каждого Деда Мороза есть собственные сценарии: один – для детей, другой – для взрослых, готовим запас игр. И уже по ходу праздника что-то корректируем. Ведь главное – создать настроение и у детей, и у взрослых. Если есть новогоднее настроение, то никто претензий не предъявит, говорил ты по сценарию или нет.

Руслан Духницкий: – Знаешь, раз на раз не приходится. У меня был один утренник, когда в первом ряду с тетрадкой в руках сидела заведующая. Она проверяла каждое мое слово, каждую оговорку. Так что бывает по-разному.

Юрий Суржко: – Иногда, заказывая вечер для взрослых, просят написать сценарий, в котором, например, Баба Яга превращается в Деда Мороза. Но чаще хотят, чтобы были загадки или стихи об участниках вечера и чтобы в стихах обязательно рассказывалось о том, чем они занимаются.

Руслан Духницкий: – Тут тоже важно, как сработал в первые пять минут. Если заинтересовал, то все будет хорошо. А если не смог, то…

Всегда стараешься как-то поднять настроение и себе, и зрителям. Думаю, в этом нам помогают какие-то высшие силы. Ведь Новый год – очень добрый праздник.

У меня был такой случай: 31 декабря – а снега нет и, наверное, поэтому нет настроения. Мы вдвоем со Снегурочкой идем уставшие с последней елки. Я, чтобы как-то напарницу развеселить, говорю: «Хочешь, сейчас стукну посохом, и пойдет снег?» – «Ну, стукни».

Я прочел заклинание, ударил посохом – и вдруг начался снегопад. Это действительно новогоднее чудо. Я и сам не ожидал такого. Наверное, какие-то высшие силы помогают исполнять новогодние желания.

– Трудно работать Дедом Морозом?

Юрий Суржко: – Это самая лучшая роль для мужчины, самая благодарная. И взрослые, и дети всегда воспринимают Деда Мороза как светлую сказку, всегда чувствуешь отдачу. Это суперощущения.

Руслан Духницкий: – Мне запомнился такой случай. Был утренник в одном из детских домов, я закончил работу и прямо в костюме пошел к автобусу. И тут меня догоняет запыхавшийся мальчик. Думаю: ну все. Если он сейчас попросит родителей, то я не знаю, как выкручиваться. Я ведь не могу обмануть.

Мальчик перевел дыхание и протянул мне шоколадку: «На, Дед Мороз. Это для тебя». Я не знал, как поступить. «Бери, а то обидится, – шепнул мне директор интерната. – Если он решил отдать шоколадку, значит ты ему очень понравился».

Я до сих пор храню обертку от шоколадки. Потому что этот подарок – самая дорогая оценка моего труда.