- Евгений Николаевич, часто ли люди не могут получить посылки из-за границы из-за того, что их нужно выкупать и нередко по цене, большей, чем их реальная стоимость? - Это случается почти каждый день. Люди приходят за посылкой и вдруг узнают, что им за ее получение нужно заплатить, причем сумму, достигающую стоимости пересылаемых предметов. Это не выкуп, а таможенные платежи. Согласно ст.8 закона Украины "О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложении личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины", товары, суммарная стоимость которых не превышает 200 евро и общий вес не превышает 50 кг, ввозимые гражданами в сопровождаемом багаже, пересылаемые в не сопровождаемом багаже на адрес граждан через почтовые отделения, освобождаются от налогообложения (таможенной пошлины, таможенных сборов и НДС). Однако эти льготы не касаются частных почтовых компаний, таких как TNT, DHL, UPS, FEDEX. Вот и получается, что если какой-нибудь подарок пересылается этими компаниями, то с указанной стоимости отправленной вещи платится таможенная пошлина, НДС, другие сборы. Если же посылка идет по каналу EMS, у нас в стране это "Укрпочта", то получатель может бесплатно получить свои подарки. Не зная нашего законодательства, иностранцы предпочитают пользоваться услугами частников, которым больше доверяют. В результате их адресаты сталкиваются с проблемами при получении. - Почему же такие большие суммы приходится платить? - Это зависит от суммы, которую отправители заявили в документах при оформлении посылки. Именно на нее начисляются таможенные платежи в зависимости от вида товара. На разные товары разные проценты. На отдельные виды и до 50% доходит, и выше. Но и 20% - это немало. К примеру, книга за границей стоит 100 евро. Ее прислали в нашу страну в подарок родственнику или другу, который не может себе позволить купить такую книгу именно из-за ее дороговизны. А здесь оказывается, что нужно заплатить за нее 20 или 40 евро. Это уже немалые деньги, которые люди не могут платить. К тому же им обидно, что за подарок приходится платить. Бывают и более обидные случаи. Недавно человек пришел получать кубок, который ему прислали за победу в международных соревнованиях. Отправители записали, что он стоит 200 евро. По таможенному классификатору он оценивается как металлическое изделие. Вещь облагается высокой таможенной пошлиной и налогом на добавленную стоимость, а это почти половина указанной суммы. В результате выходит, что человек выиграл кубок, и не может его получить. Или такой случай: парень выиграл цифровой фотоаппарат. Его стоимость – 250 долл. Для того, чтобы забрать приз, половину этой суммы человек должен заплатить в качестве таможенной пошлины, плюс 20% НДС. Недавно прислали билеты на самолет для поездки в Италию. Заявили их полную стоимость. А у нас они проходят как полиграфическая продукция. Будь добр, заплати почти половину их стоимости. Если бы люди могли заплатить такие деньги, они сами себе купили бы билеты здесь. Но таков закон. Вот люди и начинают жаловаться на таможню. И я их по-человечески прекрасно понимаю. - Как же избежать подобных ситуаций? Может быть, нужно отказываться от услуг коммерческих структур? - Человек вправе выбирать, услугами какой компании ему пользоваться. Дело в том, что негосударственные компании предлагают меньшие сроки доставки. К примеру, если тот же FEDEX заявляет, что за 3-5 дней посылка будет на месте, то, как правило, так и бывает. Поэтому их услуги и стоят дороже. Если человек за границей может себе это позволить, он выбирает ту компанию, которая быстрее доставит почтовое отправление. Возможно, выходом было бы закладывать минимальную сумму стоимости товара при оформлении посылки. К примеру, если это билеты, то оценивать их можно как небольшой клочок бумаги, а не как услугу авиаперевозок. - А что происходит с посылкой, если человек не может заплатить таможенные платежи? - Посылка отправляется на хранение. В принципе по желанию можно отправить ее назад, но за это тоже нужно заплатить. - Много ли таможенных поступлений вам удается собирать? - Платежи граждан составляют незначительную долю поступлений. За 9 месяцев этого года от физических лиц поступило 178 тыс. грн. таможенных платежей. От юридических лиц, субъектов предпринимательской деятельности – 10,6 млн. грн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост платежей составил 12%. - Что в основном пересылают по почте юридические лица и есть ли постоянные клиенты? - В основном услугами почты пользуются производители. Комплектующие получают Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, завод им. Шевченко, Харьковская табачная фабрика, "Инсалар". Для фабрики "Здоровье", "Биолека", "Аптеки-95", "Красной звезды" приходит сырье для производства лекарств. Это наши крупнейшие клиенты. Есть и многие другие. - А почтовый груз досматривается? Часто ли пересылают контрабанду? - Досмотр производится у нас в отделе. Пропускаем посылки через специальную рентген-установку. В особом терминале, в здании почтамта на Южном вокзале, стоит американский аппарат "Lineskan-15". Он уже старенький, но работает хорошо. С его помощью можно определить, есть ли в упаковке что-то кроме заявленного в документах. Принцип его работы прост. На экране монитора высвечиваются контуры всех предметов, пропущенных при помощи транспортерной ленты через своеобразный сканер. По спектровой гамме цветов различаются вещества, из которых состоят предметы. Таким образом, можно различать металлы, в том числе и драгоценные, оружие, боеприпасы и даже наркотики. Опытный специалист быстро определяет, есть ли там что-то подозрительное. Если такие сомнения возникают, проводится более детальный визуальный досмотр содержимого.