жолдак, логвинова, тарабаринов, петренко, театр пушкина, театр шевченко- Нет, Леню Быкова я не учила. Как я могла его учить, если он был на курс меня старше? Мы просто дружили. А вот Леню Петренко – да! Ох, и хулиган был! Но очень талантливый! И очень недисциплинированный!

Нина Русланова, Наталья Фатеева, Леонид Тарабаринов, Владимир Маляр, Олег Стефан, Оксана Стеценко, Роман Жиров… Все, все, все и даже я - все мы в разное время учились у Нины Романовны Логвиновой. Учатся у нее и нынешние студенты Университета искусств им. Котляревского. Нина Романовна преподает  там с 1953-го года.

- Нина Романовна, вы - артистка от природы и девушка с невероятным темпераментом. Ваши лекции похожи на спектакли! Я знаю, сам Завадский приглашал вас в Москву учиться актерскому мастерству. Как получилось, что вместо актерского факультета вы выбрали театроведческий?

-  Видите ли, я считаю, что искусство актера и театроведение как теоретический предмет - это явления единые и неразрывные. Если актер мало читает, если он не знает философии театра, изложенной в работах крупнейших теоретиков – Станиславского, Курбаса, Рейнхарда, Брука, если он не знает их взглядов на искусство, то исполнение им роли - любой, какую бы он ни играл, от Гамлета до какого-нибудь слуги, - будет плоским и неинтересным. По той простой причине, что он не освоил всей глубины и всей мощности  профессии актера, он будет играть, как умеет. Я всегда привожу пример шахтера. Он работает в шахте, и через некоторое время его работа становится механической. У актера так быть не может. Любая роль, которую он играет, требует включения всего организма - и сознания, и эмоций, и психики, и своего видение мира, и своего отношение к миру, и своего понимания психологии человека. Работа актера включает все, причем - каждый раз по-разному. Сегодня, например, он играет короля Лира - трагичнейшую роль, которую создал Шекспир, а завтра он играет в комедии того же Шекспира "Много шума из ничего" Бенедикта – веселого, смешного, остроумного шута. И задача актера, если он хочет о себе заявить, быть известным и интересным зрителю, - учитывать  философский пласт произведения, знать эпоху, понимать, зачем и почему написано произведение, что автор хотел сказать и выразить.

жолдак, логвинова, тарабаринов, петренко, театр пушкина, театр шевченко

- Но ведь вы могли учиться и работать в Москве! Завадский приглашал вас после войны? (Юрий Завадский – советский актер и режиссер, народный артист СССР, на фото – SQ)

- Во время войны, в эвакуации. До войны я занималась в театральной студии Дворца пионеров, а в сентябре 1941-го наша семья последним эшелоном была эвакуирована в Казахстан. Помню, поезд ехал очень долго. Мы пропускали составы с военными грузами и солдатами, подолгу стояли в городах. Когда проезжали Воронеж, началась бомбежка: немецкие самолеты буквально преследовали наш эшелон. Было  очень страшно. Начальник поезда приказал пассажирам погасить в вагонах свечи, не высовываться из дверей и окон и спрятать детей под лавки. Машинисту чудом удалось вывезти нас из-под бомбежки. Он так гнал паровоз, что меня до сих пор охватывает ужас, когда еду в мчащемся поезде.

В Казахстане мы жили в Акмолинске, сейчас это Астана. В акмолинской школе мы создали  театр, и там у меня было много интересных и ярких ролей. В 1943 году на олимпиаде школьников в Алма-Ате я читала фрагмент поэмы Маргариты Алигер "Зоя" о Зое Космодемьянской. Это выступление сделало меня знаменитой на весь Казахстан. Вот тогда-то  руководитель студии при театре Моссовета Юрий Завадский пригласил меня в Москву учиться, чтобы потом я работала в его театре. Но мама  меня не отпустила.

- С 1953-го года вы преподаете в Университете искусств. Что можете сказать о классической и современной драматургии?

- Шекспир, Мольер, Брехт - это большая драматургия. А сейчас у нас очень плохо с драматургией. То, что мы называем "новой драмой", - это не драма, а "задворки"  драматургии, причем и в Украине, и на Западе. Сейчас пошел такой спад новых талантливых драматургов, такой спад режиссуры, что мне становится страшно. Я очень люблю наши два театра - Пушкина и Шевченко. Я  в них выросла, это мой дом. Но глядя на то, что происходит в этих театрах сегодня, мне хочется плакать. Как можно в театре Шевченко - это же величайший театр! - позволять ставить такую пошлость?!

- Что вы имеете в виду?

жолдак, логвинова, тарабаринов, петренко, театр пушкина, театр шевченко- Пошлость, которую порой приносят заезжие режиссеры. Приезжему режиссеру ведь безразлично: он здесь не работает. Он поставил, получил свой гонорар и уехал. Но актеры ведь остаются. А актеры театра Шевченко - это сильнейшая труппа! Один Маляр чего стоит!  Маляр, Дзвонарчук, даже молодежь! Режиссеры дают роли, выводят людей на сцену… Но актерам нечего играть - они должны просто кривляться. Заезжий режиссер работает по принципу "Я так вижу". Приезжал к нам Жолдак (Андрей Жолдак - украинский режиссер, на фото - SQ). Он тоже "так видел" и в итоге "Ромео и Джульетту" превратил в публичный дом!.. Это же "Ромео и Джульетта"!!! В этой пьесе можно поставить разные акценты, но остается главное - любовь. Великая любовь доступна тольно талантливым людям, потому что любить умеют только талантливые люди. Бездарность любить не может - бездарность может увлечься. А то, что я увидела тогда в спектакле… Нехорошо так говорить, но у меня поднялась какая-то муть внутри, я вышла из зала, потому что боялась, что меня развезет там от ужаса. А у нас кричали: "Жолдак! Жолдак!" И что он оставил после себя?

- Многие режиссеры, к сожалению, не задумываются о будущем театра…

- Ушел, например, Крушельницкий. Какие традиции он оставил! Его спектакли – это история театра Шевченко. Одна "Евгения Гранде" чего стоит! Главные роли играли Чистякова, Марьяненко и Сердюк, народные артисты СССР.

- Вы видели этот спектакль?!

- Один раз до войны и два раза после, но после войны это была уже совсем другая постановка.

жолдак, логвинова, тарабаринов, петренко, театр пушкина, театр шевченко- Может, вы еще и Курбаса застали? (Лесь Курбас – украинский театральный режиссер, на фото – SQ)

- Нет,  Курбаса я не застала, но он для меня - Бог. Не потому, что он хороший режиссер - как раз его режиссуру я принять не могу. Он экспериментировал. Его спектакли – это эксперимент. Но он же гениальный теоретик. Почитайте его книгу "Философия театра"- никакой роман не нужен.

Я очень хорошо знала Валентину Николаевну Чистякову (украинская советская театральная актриса и педагог, народная артистка УССР, жена и ученица Леся Курбаса - SQ). Она работала у нас в университете. Я только пришла преподавать - юная, неопытная. Однажды она пригласила меня к себе домой. Они жили в доме «Слово» напротив Сумского рынка. Меня потрясло, что у них была очень скромная комната: никакой мебели, никакого хрусталя - ничего. Только солдатская кровать, накрытая сукном, из которого шьют военные шинели. Но мне было совершенно все равно, чем накрыта кровать, потому что все стены от потолка до пола были в полках книг. Она первая дала мне толчок к западному театру. Она мне говорит: "А ты читала что-нибудь Бальзака?" Я даже не слышала о таком писателе. Я говорю: "Нет, Валентина Николаевна, я не знаю, кто это. Это русский писатель?" Она рассмеялась и говорит: "Нет, это не русский писатель, это французский писатель. Я тебе дам одну книгу, и если она тебе понравится, я дам тебе еще одну". И она мне  дала тогда "Отца Горио". Я перестала заниматься и только читала, читала… Она потом давала мне еще много

- Когда это было? В 30-е годы? Вы понимали, насколько страшное было время и что вообще происходит?

- Вы знаете, меня это не касалось. Я была школьницей, была счастлива  в своем пионерском театре. Искренне приветствовала все съезды, которые проходили в Харькове. Мы очень любили свою Родину. А Курбас немного сам виноват в том, что с ним произошло.

- Но почему?

- Он был неосторожен и наивен. Курбас по духу и по идее своей был романтиком. Весь на взлете, человек очень высокого духовного класса. Он много читал, был исключительно образован, знал языки, учился в венском университете, хоть  родом  был из Галиции, очень увлекался театром. Он играл в массовке в разных венских театрах у разных режиссеров. И вот в это время в Вену приехал Макс Рейнхард. Это великий немецкий режиссер, реформатор немецкого театра. Курбас забросил учебу и попросился к Рейнхарду в массовку. В то время очередь за билетами в театр Рейнхарда выстраивалась с вечера - люди стояли всю ночь, чтобы на следующий день попасть на спектакль. Курбас попросился к нему в театр, играл там и собирался уезжать с этой труппой в Германию. Но тут приходит письмо из Галиции о том, что заболела мама. Он вынужден вернуться домой. Курбас не поехал с Рейнхардом в Германию, но он уже "заболел" театром. Он жил в Вене. Он насмотрелся разных спектаклей, побывал в европейских театрах, поработал у Рейнхарда. У него выработался вкус и понимание того, в каком театре он хочет работать. Курбас возвращается,  с воодушевлением трудится и через некоторое время пишет ряд статей. В этих статьях он расхвалил немецкий театр, поднял его на такую высоту! И к тому же в одной из публикаций он признался, что ему отвратителен украинский театр, имея в виду шаблонный, так называемый "шароварно-гопаковый".

- Как же он так опрометчиво? Разве Курбас не понимал, в какое время  живет?

- В то время, в 1934 – 1935 годах, еще все так не разыгралось, как в 1937-м. И он позволил себе смело высказаться. И его убрали…

- Нина Романовна, мы сегодня говорили и будем говорить о выдающихся личностях. Курбас, Чистякова, Крушельницкий, позже Быков, Тарабаринов, Петренко… Это актеры, которые вошли в историю театрального искусства ХХ века. А что ХХI век?  Видите ли вы в наше время достойную замену прошлому поколению?

- Нет. Не вижу.

- Почему? Почему в наше время нет актеров такого масштаба? Почему актеры "обмельчали"?

- Актеры не обмельчали - актер обмельчать не может. Это эпоха. Актер всегда зависит от времени, так же, как и театр. Актеры – это дети своей эпохи.

- Но ведь наше время тоже богато историческими событиями, а значимых личностей в культуре почти нет.

- Потому, что на культуру сейчас не обращают внимания. Потому, что психологически для людей важнее всего доллар. Все говорят об имущественных формах. О том, что меняются тарифы. Об оплате жилья. Вот что волнует людей. Люди не могут отдаться высоким идеям и высокому творчеству. Как говорил Флобер: "Гвозди моих сапог тянут меня к земле".

- Но ведь в 30-40-е, после войны, людям жилось не слаще, даже труднее.

- Это была романтика! Люди любили свою страну - Советский Союз. А сейчас общество разделилось на две половины: на хозяев жизни и на тех, кто выживает. И тех, и других интересуют деньги.

жолдак, логвинова, тарабаринов, петренко, театр пушкина, театр шевченко- Расскажите о ваших знаменитых студентах. Например, о Леониде Тарабаринове (народный артист СССР, на фото - SQ).

- Я с Леней была очень дружна, он необыкновенен по своему внутреннему свету. Такое впечатление, что в нем горела какая-то переливающаяся хрустальная лампочка, и она то одним боком повернется, то другим. Это был человек удивительной честности, абсолютно лишенный какого бы то ни было вранья, лжи. Когда он выходил на сцену, он не играл, а жил на сцене! И любил он так же - раз и навсегда!

жолдак, логвинова, тарабаринов, петренко, театр пушкина, театр шевченко- Вы  Наталью Фатееву имеете в виду? (народная артистка РСФСР, первая жена Тарабаринова, на фото - SQ)

- Он Фатееву любил всю жизнь, но она этого недостойна. Амбициозная и дерзкая. Наташа была необыкновенно красива в молодости и оттого очень высокого мнения о себе. Училась она хорошо, умная, хваткая, ну и, конечно, очень обаятельная. Насчет ее таланта – ничего говорить не буду. Наташа не бездарна, но и не великая актриса.

жолдак, логвинова, тарабаринов, петренко, театр пушкина, театр шевченкоНа днях отмечали 70-летие Нины Руслановой (народная артистка РСФСР, на фото – SQ)…

- Это полная противоположность Фатеевой. Она ведь детдомовская, и характер поэтому у нее был тяжелый. Но она очень талантлива. Нина до института работала штукатуром на стройке. Была совершенно не воспитана, могла нахамить. Помню, читаю лекцию, а она болтает. "Нина, - говорю, - может, вы прочтете вместо меня?" А она отвечает: "Нет, не прочту. Что мне Сумароков! Поверьте, я буду артисткой лучше вашего Сумарокова!" Как-то она сломала ногу. Лекции посещала редко, а  когда приходила – демонстративно укладывала загипсованную ногу на переднюю парту. Однажды совсем пропала. Мы забеспокоились и отправились в общежитие проведать нерадивую студентку. А Нина сбежала в Москву - поступать в театральное училище.  И ведь поступила же - в Щукинское! Хотя набор уже был окончен!

жолдак, логвинова, тарабаринов, петренко, театр пушкина, театр шевченко- Мой любимый актер Алексей Петренко (на фото) тоже был вашим учеником. Помню, вы говорили, что он был высоким, тоненьким, кудрявым и ужасным хулиганом…

- Да, носился по всему институту. Он был чудный парень, очень талантливый человек и в такой же степени недисциплинированный студент. Семь раз сдавал историю КПСС! (Улыбается.) Его уже собирались отчислять, создали комиссию. Позвали  отвечать, а он - бух в обморок! Комиссия была в шоке. Вызвали "скорую". Преподаватели его водой поливают, а он лежит - не шелохнется! Тройку ему все-таки поставили. Вы знаете, с годами студенты не теряют своей  находчивости. В обморок не падают, но приходят сдавать экзамен по зарубежному театру, как римляне - в простынях. Как-то приходит ко мне один студент на экзамен – голова перевязана, сквозь бинт проступает кровь. Падает на стул. "Что с вами?" - заволновалась я. "Ох, Нина Романовна, вчера шел поздно вечером в общежитие, и на меня напали хулиганы", - слабым голосом отвечает. Что же с ним делать, поставила тройку. Заканчивается экзамен, я выхожу из аудитории и вижу такую картину: стоит мой "раненый" с девчонками и травит анекдоты. Увидел меня – побледнел. "Вы извините меня, но я репетировал…" - промямлил. "Давай зачетку", - говорю ему строго и… ставлю пятерку. "За что?" - удивился мой студент. "Вы прекрасный актер, - говорю, - обманули меня просто классически". На следующий день он принес мне огромный букет роз.

- Изменились нынешние студенты? Как вам современная молодежь?

- Конечно, молодежь сейчас не такая, как раньше. Меня возмущает, когда ругают молодых. В 1950-е годы было очень много талантливых и одаренных студентов, но они были менее раскованы, говорили с оглядкой, старались соответствовать партийным идеалам. В нынешних студентах этого нет. Они сильнее интеллектуально, смелее, ярче в суждениях. Они менее послушны, но это не важно!