. Photo- Семен Александрович, какие проблемы района наиболее характерны? - Для нашего района характерны проблемы, которые есть во всем городе. Это - дороги, свет, большая проблема - вывоз мусора. 80% Октябрьского района - частный сектор. Наверное, это самый высокий процент в городе. Да и дороги плохие. Причем эти причины связаны. Не каждый житель из частного сектора может и хочет заключать договор на вывоз мусора. А те из жителей, кто все-таки готов заключить договор, сталкиваются с тем, что не по каждой дороге мусоровозы могут подъехать к дому. Нужно, чтобы жилец почувствовал, что он обязан заключить договор с перевозчиками мусора и заплатить, а не сбрасывать мусор где-то в лесопосадке или на стихийной свалке, которую нам приходится убирать каждую весну. Смешно сказать, мы берем с одного частника 1 грн в месяц за вывоз мусора. Но вывоз-то обходится в 20 раз дороже! А кто должен дотацию давать? Райисполком не имеет права за частника платить. За каждую услугу нужно платить столько, сколько она стоит. - 2003 г проходит в Харькове под знаком ремонта дорог. Город выделял на него больше дополнительных средств. Насколько это отразилось на вашем районе? - Раньше для нашего района на ремонт дорог выделялось где-то 700 тыс. грн. В 2003 г. мы получили 1,2 млн. грн. В 700 тыс. грн. входила зарплата дорожникам, уборка территории, чистка участка дороги и маломальский ремонт. По сути этих денег хватало только на то, чтобы купить песок и соль осенью, зимой разбросать по району, а весной все это собрать. Кстати, на капремонт дорог из районного бюджета деньги не выделяются - мы можем делать только текущий ремонт. Сейчас, кроме этого, хватило денег на латочный ремонт некоторых дорог. 1,2 млн. грн - ощутимая сумма, но нам необходимо хотя бы 11 млн. грн. Дороги действительно стали лучше, но весной будут новые проблемы, потому что капитальный ремонт районной дорожной службой не делался, а в свое время, когда капремонт делали, технология укладки дороги не была выдержана. Зимой покрытие опять пропитается влагой, а весной снова нужно будет латать. Ведь как текущий ремонт делается? Привезли асфальт, раскатали и уехали, а основание дороги осталось таким же. - В следующем году планируется довести освещенность города до 50%, отремонтировать дороги тоже на значительный процент. Это реальные задачи по отношению к району? - Реальные, но, смотря как проценты считать. Если в Октябрьском районе не делать ничего, а ул.Сумскую осветить на 100%, то в среднем по городу получится где-то 50%. Тоже самое с ремонтом дорог. Я все понимаю: "театр начинается с вешалки", надо уделять внимание центру - это естественный процесс, чтобы у гостей не осталось плохого впечатления о городе. Для этого основные средства выделяются Дзержинскому и Киевскому районам, новостройкам на Алексеевке и Салтовке. Но в итоге получается, что в этих районах все покрыто асфальтом, у нас - щебенкой, а там, где у них щебенка, у нас - глина или песок. Конечно, основные магистрали Октябрьского района освещены и отремонтированы. Но если свернуть в сторону, там цивилизация заканчивается. - Финансирование содержания жилого фонда района не лучше? - Вся беда в том, что у города нет достаточных средств. В этом году нашему району нужно было хотя бы 3 млн. грн для поддержания жилого фонда. Нам дали около 400 тыс. грн. Ну, что можно сделать на эти деньги? Мы хотим, чтобы у нас нормально работали лифты, мусор вывозился, крыши не протекали, но жители, наверное, не знают, что расходы жилищников на одну квартиру гораздо выше, чем предусмотрено тарифом. Например, за двухкомнатную квартиру в доме с лифтом жилец платит из расчета 0,37 грн за 1 кв.м. За эти деньги мы должны проводить текущий ремонт и эксплуатацию жилого фонда, обслуживать лифты и вывозить мусор, оплачивать электроэнергию и платить зарплату. Получается, что денег хватает только на зарплату. Либо, наоборот, можно что-то сделать, но не платить зарплату. - Неужели все так безнадежно? - Раньше жилой фонд дотировался государством. Сегодня такой возможности нет. Жилец этой дотации не ощущал и даже не знал, что большую часть квартплаты за него платило государство. Но все стоит столько, сколько стоит. Кто-то возмущается повышением тарифов. А я возмущаюсь только одним - тем, что на электроэнергию и тепло тарифы повышались 3-4 раза, а на квартплату нет. Я не ратую за то, чтобы тарифы повышались. Но как тогда жить жилищникам? Ведь квартплата осталась на прежнем уровне, а зарплату нужно платить по-новому, не говоря уже о том, что водяникам и тепловым сетям нужно платить тоже по новым тарифам. Выход один - повышение тарифа на квартплату. - Что вы предлагаете, чтобы выйти из этой ситуации? - Во-первых. Кто-то придумал налог на добавленную стоимость (НДС): ЖЭК получает квартплату от жильцов, а она облагается НДС. Разве так можно? Ведь с этих денег, которые жилец получил где-то на производстве в качестве зарплаты, уже высчитали налоги! Почему кто-то посчитал, что квартплата, которую получает ЖЭК, является прибылью? Верховная Рада должна немедленно снять НДС по квартплате. Во-вторых. В Октябрьском районе, задолженность райжилуправления по зарплате в этом году составила 360-400 тыс. грн. Если бы государство вернуло нам 500 тыс. грн. субсидий и льгот, мы бы закрыли долги райжилуправления, и на оставшиеся 100 тыс. грн еще что-то сделали. То есть второй путь - вовремя компенсировались льготы и субсидии. В-третьих. Необходимо привлекать инвестиции в жилищное хозяйство. Один из путей инвестирования - создание кондоминиумов. Это, конечно, заманчивое направление. И, наверное, оно бы развивалось, если бы в переходящих к кондоминиуму домах, был сделан капремонт. К примеру, если построили новый дом, то его можно сразу дать в пользование жильцам - каждый из них почувствует, что это его дом, и будет поддерживать в нем порядок. Но если мы ему отдаем дом, в котором крыша течет, а трубы лопаются, то кому этот дом нужен? - Оцените, пожалуйста, работу комиссий по реструктуризации коммунальных долгов. Насколько они эффективно работают? - Есть люди, которые охотно приходят в эту комиссию. Они оформляют субсидии и выплачивают долги, потому что семейный бюджет позволяет. Люди более старшего поколения, у которых пенсия маленькая, или из малообеспеченной семьи, не могут этого себе позволить. Мы пытаемся их убедить, но, честно говоря, есть категория людей, которая просто не верит тем заверениям, которые дают руководители всех уровней, потому что эти заверения часто не выполняются. А ведь человек должен быть заинтересован прийти в районную комиссию и заключить договор! У нас же все наоборот. - Что же чиновникам необходимо сделать в этой ситуации? - У жильцов накопились долги прошлых лет, которые сейчас хотят растянуть на 60 месяцев. По большому счету, мы пытаемся добиться того, чтобы сейчас люди оплачивали текущие услуги на все 100% - пока это удается на 90%. А отдельным семьям это дается вообще через силу. Потому что, есть семьи, состоящие из престарелых людей. И мы хотим, чтобы эти старики реструктуризировали долги? В конце концов, люди ведь правильно ставят вопрос: электричества того уже нет, газ - сгорел, так давайте друг другу простим долги. Пусть государство простит нам эти долги, а жители простят государству те сберегательные книжки СССР, по которым вложения не были возвращены. Нужно сделать взаимозачет, и все стороны будут довольны. Государству все равно сложно определить, когда все вклады будут возвращены, а ведь та же бабушка может не дожить, когда к ней вернутся ее деньги. Логично люди рассуждают? Так почему не сделать этого? А на жильцах не будет тогда "висеть" эта задолженность, которая будет растянута на 5 лет. Дай Бог, чтобы эта бабушка оплачивала текущие платежи в нынешних экономических условиях, и за то ей спасибо. - В следующем году Октябрьский район будет праздновать 80-летие с момента его основания. Получается, что это чуть ли не самый старый район в городе? - Нельзя сказать, что район самый старый в городе. Когда Харьков был объявлен столицей Украины, то первые Советы, которые были организованы в городе, были в нашем районе. Тогда район назывался Холодногорско-Петинский. В него входили территории нынешних Октябрьского, Червонозаводского, Ленинского районов. В 1924 году было подписано распоряжение ВЦИК о переименовании района в Октябрьский. А потом от него со временем отмежевались другие районы. - Что планируется под круглую дату сделать в районе? И как планируете праздновать? - Мы сейчас одновременно рассматриваем вопросы о подготовке к 350-летию Харькова и 80-летию района. Мыслей много. Намечено провести ряд мероприятий, которые расписаны по предприятиям района, кто и что должен сделать для обновления стадионов, парков, фасадов. Я думаю, что к 80-летию района подключатся все партии и общественные организации. Надеемся на поддержку нашего народного депутата Александра Фельдмана - с ним по отдельным вопросам уже договорились. Более того, мы нашли именитых людей, которые когда-то работали в нашем районе - мы всех их хотим собрать на этот праздник. - Кого, например, из таких людей вы имеете в виду? - Например, это бывший директор завода им. Т.Г.Шевченко Бакланов, ставший одним из секретарей ЦК КПСС. И, как мы выяснили, нынешний мэр Москвы Лужков тоже начинал свою трудовую деятельность в Харькове, в нашем районе. Сейчас, конечно, мы этот вопрос уточняем, и, если эти сведения подтвердятся, то и его обязательно пригласим. Одним словом, много выходцев из нашего района стали людьми известными. В том числе и те, кто сегодня работает и в администрации Президента Украины, в некоторых министерствах, в правоохранительных органах, среди народных депутатов. Всех хотим собрать и к этому готовимся. По-возможности, надеемся на спонсоров. - Говорят, что вы являетесь одним из авторов идеи по демонтажу трамвайной линии по ул. Полтавский Шлях. Так ли это? И зачем это нужно сделать? - Я не хочу сказать, что это только моя идея. Но этой идеи я придерживался с самого начала, когда пришел на работу в качестве председателя райисполкома. Если мы хотим возродить культуру Харькова, то есть отдельные моменты, которые должны рассматриваться чисто с исторической точки зрения. Есть места, которые составляют особую гордость района. Если убрать трамвай по Полтавскому Шляху от ул.Конева до пл. Независимости Украины, запретить движение автомобилей, да вымостить эту улицу плиткой (а мы на это нашли бы деньги спонсоров) и пустить по ней какую-нибудь бричку лошадей, чтобы дети к своему удовольствию на ней катались, то это действительно получился бы исторический уголок города. И улица ожила бы! С точки зрения транспортной развязки, демонтаж трамвайной линии никому не помешает. Те люди, которым нужно попасть на вокзал, могут доехать либо на трамвае по ул. Гончаровской (по "14-му" маршруту), либо на метро из центра. По этой улице и машин мало ездит - нет загруженности, потому что все едут от вокзала и по ул.К.Маркса. Согласовали с городским руководством, что попытаемся ее воплотить в жизнь, если не на следующий год, то через год. - Семен Александрович, долгое время вы не являлись членом ни одной политической партии Украины. Но в прошлом году вы все-таки сделали выбор. С чем это было связано? И как у вас складываются отношения с представителями других партий? - Я действительно до прошлого года ни в одной из партий не состоял. Когда начались гонки на выборах, я пришел к выводу, что есть отдельные партии, которые говорят, но ничего не делают, а есть такие, которые делают, но не то, что надо. Когда образовывался блок "За единую Украину", я все-таки пришел к выводу о том, что из всех партий, которые в него входили, и входят даже сегодня, мне ближе НДП. Я в нее вступил. Я поддерживаю ее идеи. Есть вопросы, которые можно решить административным путем, а есть вещи, которые можно проводить через партию. У нас в районе представлены практически все партии. Но представителей НДП в районе больше всего. А если начинать в этом районе проводить через партию идеи и замыслы, то, наверное, нужно в этой партии состоять. Другое дело, что, может быть, я не совсем активно работаю в этой партии, потому что у меня по своим должностным обязанностям и так работы хватает. Есть партии, которые я не признаю, например, типа объединения "Громада" - с ними я могу что-то обсуждать, но коль идею саму не поддерживаешь, то сложно в таких случаях приходить к общему знаменателю. - Вы являетесь председателем районного совета уже четыре созыва подряд. Какие изменения вы заметили в депутатском корпусе района за эти годы? - Действительно, депутатский корпус меняется, и меняется к лучшему. Раньше было 100 депутатов (в первый созыв), потом было 30 человек, а сейчас по 45 депутатов. Меняется к лучшему, потому что, во-первых, сейчас депутатами становятся люди более одержимые идеей себя проявить, больше хотят помогать людям, чем решать только свои проблемы. Раньше, когда депутат районного совета был лицом неприкосновенным, то многие баллотировались, чтобы иметь "крышу", то есть для прикрытия своей деятельности. Сейчас большая часть депутатов все-таки старается помогать людям. А если попутно решают и свои вопросы, то я не вижу в этом ничего зазорного - жизнь есть жизнь. Депутатский корпус сегодня более активен, более грамотен, по крайней мере, мне редко приходится что-то доказывать. Кроме того, у районных депутатов сложилось полное взаимопонимание с депутатами и городского совета по соответствующим округам, и с народным депутатом. Получается команда депутатов, которые работают все вместе, а сообща все легче делать. - Как известно, депутатам районного совета не выделяются средства на выполнение так называемых наказов избирателей. Каков тогда механизм решения вопросов избирателей в Октябрьском районе? - Выделяются средства депутатам городского совета. На каждый округ городского депутата приходится 6 округов районных. И мы стараемся, по крайней мере, в нашем районе, чтобы из 300 тыс. грн, которые даются городским депутатам, часть средств использовалась для решения вопросов, адресованных избирателями к нашим депутатам. Каким бы умным не был депутат городского совета, он сам не может охватить все вопросы избирателей своего округа. Поэтому он встречается с районными депутатами, и они вместе решают, на что нужно, прежде всего, потратить деньги. Городской депутат приходит также к нам в исполком и те пожелания жителей района, которые к нам поступили, также учитываются в распределении депутатских средств. Кроме того, часть наказов избирателей выполняются за счет плановых расходов районного управления жилищно-коммунального хозяйства. - Не исключено, что к следующим выборам депутатов местного уровня горсовет не продлит полномочия районных в г.Харькове советов, как это уже было сделано в большинстве крупных городов Украины. Во всяком случае, в кулуарах об этом говорится уже достаточно громко. На ваш взгляд, какой оптимальный вариант решения этого вопроса? Какие вы могли бы привести доводы в пользу того, что районные советы все-таки стоит в Харькове оставить? - Во-первых. Сегодня есть депутат Верховной Рады, которому помогают 6 депутатов городского совета, а по двум районам города - это 12 депутатов, и плюс еще 90 депутатов из двух районов. Таким образом, получается, что районные депутаты работают и для района, и для города, и для страны. Не все народные депутаты или городские депутаты могут дойти до каждого жителя, а депутат районного совета - дойдет, потому что в его ведении округ значительно меньше, чем округа депутатов вышестоящих. Кроме того, районные депутаты становятся буфером между властными структурами (которые иногда принимают непопулярные решения) и между жителями, каждый из которых вправе изложить депутатам свои проблемы, и потребовать их решения, и узнать, почему правительство приняло такое решение, а не другое. Иначе говоря, районные депутаты - это дополнительные агитаторы, которые нужны и во время выборов, и для разъяснения политики государства. Если депутату городского совета хочется остаться одному, если он считает, что потянет всю эту работу, то тут уж ничего не поделаешь - пусть потянет. Во-вторых. Есть понятие главы райгосадминистрации, а есть понятие избранного главы районного в городе совета. Если губернатор вызывает главу райгосадминистрации и говорит ему, что вот это и вот это надо сделать, то этот председатель спешит выполнить то, что ему сказано. Он даже не может рассудить, потому что, если он не выполнит распоряжения губернатора, его снимут с должности. Я же, как и любой другой председатель районного в городе совета, не буду, конечно, спорить с мэром, но я имею свою точку зрения, и у меня есть хотя бы возможность, быть может, до конца не отстоять, но хотя бы ее высказать. А если свою точку зрения попробует высказать глава райгосадминистрации, и если она не "совпадет" с мнением губернатора (и даже не то, что выскажет, а даже подумает "не так"), то, скорее всего, он затем попрощается со своим председательским креслом. Получается, что председатель районного совета выступает в роли балласта или противовеса для того, чтобы вертикаль исполнительной власти избежала одностороннего подхода к решению людских проблем. В Харькове нормальный мэр - Владимир Андреевич Шумилкин - умный, грамотный руководитель, и когда я или другой районный председатель высказываем ему свою точку зрения, к тому же, мы же не высказываем ее в противовес, а для улучшения общей работы, тогда он берет из всего положительное зерно, которое затем применяется на практике. А если в ответ на то, что нам будут говорить, придется только кивать головой, то серьезных ошибок в управлении города вряд ли можно будет избежать. Ведь кто говорил, что у руководителя любого уровня "семь пядей во лбу"? Если дали деньги главе райгосадминистрации, то он расписал их по назначению и все так и будет. А я в таком случае собираю депутатов, и мы вместе начинаем рассуждать, куда в первую очередь направить средства. Допустим, в такой-то школе течет крыша, а в другой разрушается спортивный зал. И мы обсуждаем, что нам важнее: отремонтировать крышу, чтобы не протекала, или сделать зал, чтобы дети могли безопасно заниматься спортом. Смотрим, что мы потянем по финансам. Если решили, что сейчас важнее решить вопрос с крышей, то в следующий раз отремонтируем зал. То есть это вполне нормальный процесс, тем более, что это общепризнанный демократический институт управления. Другое дело, что нужно четко определить, чем должен заниматься областной совет, че Справка "SQ". Еромецкий Семен Александрович - председатель Октябрьского районного совета. Родился 23 декабря 1940 года в г.Омске, в семье рабочих. В 1968 году окончил факультет экономики и организации строительства Харьковского института инженеров коммунального строительства по специальности инженер-экономист. 1969-1972 гг. - служба в рядах Советской Армии. После службы в армии С.Еромецкий работал начальником ЖЭКа, начальником райжилуправления, начальником ремонтно-строительного управления. В 1990 г. С.Еромецкий - заместитель председателя Октябрьского районного совета народных депутатов. С 1991 г. уже четвертый раз избран председателем районного совета. Женат. Имеет двух дочерей, двух внучек и одного внука.