Мойше Москович: В синагогу может прийти любой человекЗавтра евреи всего мира начнут отмечать еврейский Новый год - Рош-ха-Шана. Еврейская община в Харькове довольно многочисленна. О том, как члены общины будут встречать праздник, с какими проблемами они сталкиваются в нашем городе, а также о том, будет ли построена в Харькове еще одна синагога, мы говорили с главным раввином Харьковской области Мойше Московичем.

- Как готовится харьковская еврейская община к Рош-ха-шана, или еврейскому Новому году?

- Рош-ха-шана - это день, согласно еврейским верованиям, когда Бог сотворил первого человека и начало судного дня. С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, так называемые "Дни Трепета", или "Десять дней раскаяния". В синагоге мы будем собираться в четверг (9 сентября) в 11:30 для того, чтобы трубить в шофар - это древний духовой музыкальный инструмент. Его звук - это символ того, что надо проснуться, нельзя думать только о материальном, надо думать также о душе. Потом пройдет торжественная молитва. Трапеза начнется в среду вечером. Во время трапезы нужно брать яблоко и макать его в мед, чтобы год был сладким. На празднество можно прийти всем желающим, но нельзя будет снимать видео, фотографировать и пользоваться мобильными телефонами, так как в этот день в синагоге нельзя будет использовать электричество. Мы готовим для проведения праздника зал, летом он был отремонтирован. Многие люди не ходят в синагогу, но на Новый год они хотят зайти.

- Как обстоят дела у еврейской общины в Харькове?

- Харьковская еврейская община, слава Богу, хорошо развивается. Синагога находится в центре города, очень многие о ней знают и приходят к нам. Массовая эмиграция евреев закончилась в 90-х годах. Люди, которые здесь живут, воспринимают Харьков как свой дом. Наша задача - сделать так, чтобы они могли жить здесь, но при этом соблюдать все еврейские традиции. У нас, слава Богу, есть условия для образования, мы получаем гуманитарную помощь, имеем место для молитвы, для учебы, для досуга детей, молодежи и стариков. Нам приятно, конечно, что все получается хорошо, в том числе на фоне других еврейских общин в Украине...

В Харькове мы испытываем особенное уважение населения, слава Богу, и надеемся, все будет благополучно и в дальнейшем. Местная власть очень хорошо относится к еврейской общине и, по моему мнению, не только к еврейской. Я думаю, что это задача родителей и учителей - научить молодежь уважению. Не надо быть как все - у каждого должна быть своя вера, своя религия, и, я считаю, что ту религию, которой учили дома, в семье, дети должны соблюдать и уважать. Другие религии тоже нужно уважать. И надо показывать пример, а не только об этом говорить.

- Вы сказали, что массовая эмиграция закончилась в 90-х гг. Сколько сейчас евреев уезжает из Харькова на ПМЖ в Израиль и другие страны?

- У нас нет точной статистики. Приходят молодые люди, которые эмигрируют сейчас, многие это планируют. Но в Украине сейчас - если говорить о вере и религии - можно жить, сегодня в Украине не хуже, чем в других странах мира. А что касается экономики, как первопричины отъезда, - то это другой вопрос, он не совсем касается общины.

Трудно сказать, сколько сейчас уезжает молодежи. Есть случаи, когда молодые люди уезжают на год, а потом возвращаются. Многие наши прихожане здесь обосновались и видят свое будущее в Украине, в Харькове. Уезжают в основном молодые люди, которые видят свое будущее не в Украине.

- Замечаете ли Вы в Харькове такое явление, как антисемитизм? Может, есть конкретные случаи?

- Антисемитизм надо разделить на государственный и бытовой. Государственного антисемитизма в Украине не существует. Если же говорить о бытовом, то нельзя сказать, что его вообще нет. Это будет неправильно. Нельзя знать, что у каждого человека в сердце, на уме. Но обычно, когда мы ходим по улицам, мы ведь выделяемся (у нас специфическая одежда), и не только я, как раввин, но и много детей, - все спокойно. Поэтому можно сказать, что в общем антисемитизма в Украине нет. Но все равно надо работать в этом направлении, и это больше работа для родителей и учителей, чем для правительства.

- Но если вы все же сталкиваетесь с негативным к себе отношением, как поступаете?

- Это от дезинформации. Иногда у человека трудности в жизни, и он ищет виновных. Это все неправильно. У нас очень красивая синагога, мы проводим экскурсии для молодежи, студентов и школьников. Я думаю, что это объединяет людей. Мне очень приятно, когда сюда заходят студенты и начинают фотографироваться. Это шаг к тому, что если они какую-то негативную информацию о нас услышат, а потом придут и увидят своими глазами, что здесь происходит, то поймут: что-то не так, как им говорили. Иудаизм в Украине - это часть Украины. Здесь евреи живут очень давно и продолжают жить.

- Ваши центры и синагоги открыты не только для членов общины?

- Любой человек может к нам прийти. Мы сообщаем, когда праздники у нас, и любой человек может к нам прийти. Если человек говорит, что он не иудей - мы ни в коем случае не пытаемся его уговаривать приобщиться к нашей вере. Я считаю, что каждый человек должен уважать родителей и соблюдать те традиции, которые есть у него дома. Главное - это верить в Бога. Тогда люди понимают, что надо жить по совести, надо жить морально.

- Какие возможности еврейская община предоставляет молодежи?

- У нас есть программа при синагоге, которая называется "Академия". Это программа  для девушек, которые после школы могут учиться здесь. Во второй половине дня они изучают историю, религию и т.д. Это бесплатное образование. У нас есть программа для студентов: два раза в неделю они приходят сюда и учатся, получают при этом стипендию. Очень важно, чтобы человек не чувствовал, что церковь меркантильна. Но надо разделить духовное и материальное. Конечно, нужны деньги, чтобы существовать, мы же должны платить за отопление, за электричество и т.д. Но человек, который приходит  к нам,  должен знать, что он пришел за духовной пищей, здесь ничего не надо платить.

- Кто помогает вам с финансированием образовательных программ, при организации поездок?

- Сегодня все - содержание синагоги, культурного центра, образование - финансируют местные бизнесмены, которые живут в Харькове. Для них это важно, они видят нашу работу, они хотят помочь. Получается, что вся помощь сегодня исходит от харьковчан. Когда я приехал в Харьков 20 лет назад, вся помощь перечислялась из-за границы - из Израиля, Америки, но два года назад, когда грянул кризис, помощь частично прекратилась,  и все теперь существуют за счет взносов людей, которые живут здесь, и это очень приятно. Когда человек помогает, он чувствует, что для него это важно. Мы не берем деньги за службу - если человек приходит молиться, если он хочет что-то заказать. Помогает тот человек, который чувствует, что надо помочь. Те, кто могут помочь, - пусть помогают.

- В ваших планах есть какие-то проекты развития? 

- Мы очень хотим отремонтировать синагогу на ул.Чеботарской в Харькове, там нужен очень серьезный капитальный ремонт, на который у нас пока нет средств. У нас есть план по строительству центра недалеко от синагоги на Пушкинской, на ул.Воробьева. Все упирается в вопрос финансирования, но планов у нас много.