Лиев, отдых в крыму, санатории крыма, крымВ Крыму настоящая весна! По крайней мере, яркое солнце и теплая погода сопровождали  участников пресс-тура, организованного Министерством курортов и туризма Крыма, чтобы еще раз рассказать журналистам и всем украинцам обо всех преимуществах отдыха в Крыму и о его достопримечательностях. 

Центральный информационный повод пресс-тура - XXII Международная туристическая ярмарка "Крым. Курорты. Туризм. 2013", которая проходила в Ялте с 27 февраля по 1 марта. Основная цель ярмарки - популяризация уникальных возможностей Крыма и предстоящего курортного сезона, активное продвижение крымского туристического продукта на международный рынок.  

Подробнее об отелях, здравницах, стратегических задачах Крыма и его сотрудничестве с Харьковом и областью рассказал харьковским журналистам министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев.  

- Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о взаимоотношениях Харькова и Крыма и о сотрудничестве между регионами.

- Харьков входит в тройку наших крупнейших туристических партнеров. Именно из Харькова ежегодно едет в Крым более 200 тысяч туристов. Поэтому в ближайшее время мы планируем открыть в Харькове туристическое представительство - так называемый туристический офис Крыма. Он будет расположен в центре города – так, чтобы каждый мог зайти и узнать о Крыме из первых уст. Открывать мы его будем на базе одного из наших харьковских партнеров, конкурс по выбору которого завершится в апреле. Кроме всего прочего, Харьковская область - наш регион-побратим. В рамках этого сотрудничества мы уже несколько раз провели в Харькове Дни Крыма. Например, совсем недавно, чтобы показать колорит джаза крымской культуры, мы привозили в Харьков замечательный джазовый коллектив - такая себе сборная многонациональная солянка. В Крыму джаз очень хорошо прижился. Кстати, харьковская джазовая школа тоже очень сильная. На концерт нашего джазового коллектива, который проходил в Харьковской филармонии, собрался полный зал, вход был бесплатным.  

Кроме того, недавно мы вывозили в Харьков свой крымский музей "Ла-Ришес", экспозиция которого была выставлена в вашем Историческом музее. Также мы провели у вас целый ряд занятий, где рассказали 120 харьковским врачам, что такое крымский санаторный продукт. Это необходимо, чтобы врачи рекомендовали харьковчанам курорты и оставляли им шанс на безмедикаментозное оздоровление и лечение в Крыму, а не продавали пилюли, как это у нас принято. Также в Харькове мы провели тренинги и семинары для местных турагентов. К сожалению, жители Харькова по-прежнему думают, что Крым - это пляж, что Крым - это июль и август. Хотя, к примеру, моя семья в эти месяцы в море практически не заходит. Все крымчане придерживаются аналогичной точки зрения, причем не потому, что в этот период на полуострове много людей, а потому, что санитарное состояние воды, когда ее температура высокая, не совсем комфортное для человеческого организма. А вот весна и осень - это лучшее время, чтобы получить от Крыма заряд здоровья. Нужно рассказывать об этом сначала турагентам, а потом и всем харьковчанам. Мы не Турция, у нас нет "аll inclusive", и, слава Богу, не будет. Водка у нас никогда не будет входить в стоимость, но мы сделаем все для того, чтобы вернуть Крыму статус здравницы.  

- Каких именно врачей вы обучали? Где они работают?

- Мы обучали врачей в том числе при поддержке Харьковской облгосадминистрации и мэрии Харькова. Они собирали необходимых специалистов. Как правило, это были главные врачи по направлениям - например, главный пульмонолог Харькова, главный реабилитолог, главный физиотерапевт и так далее. Мы их не только учили - мы их привозили сюда, в Крым, проводили для них инфотуры. Кстати, этих же врачей мы приглашали на мероприятие под названием "Украина круглый год", которое у нас проходит каждую осень. Сегодня можно сказать, что в Харькове - самое большое количество врачей, которые хорошо знают состояние дел в крымской реабилитационной врачебной практике, потому что все вышеперечисленные мероприятия мы начинали именно в Харькове.  

- Будут ли пущены в летний сезон дополнительные поезда из Харькова в Крым?  

- Проблема с билетами существует не потому, что поездов не хватает, а потому, что они идут полупустые. Знаете, как говорил кот Матроскин: "Ресурсы у нас есть - у нас ума нет". Это о нашей железной дороге несколькими годами ранее. Сейчас мы вроде бы убедили друг друга, что есть необходимость вернуть паспорта при покупке билетов. Надеюсь, что это поможет решить проблему со спекуляцией билетами, и тогда те существующие наборы поездов, которые в сезон пополняются еще и дополнительными составами, справятся с существующим туристическим потоком. Кроме того, мы хотим открыть авиационное сообщение между Крымом и Харьковом, поскольку это странно, что регион, который ежегодно отправляет в Крым больше 200 тысяч туристов, не имеет с ним авиасообщения. Есть наша крымская авиакомпания "Аэроникс", которая сейчас рассматривает возможность создания авиамоста между Харьковом и Симферополем. Думаю, что этот мост будет всегда загружен, потому что интерес харьковчан к Крыму огромен. Вообще-то крымчанам стоит поучиться у харьковчан, как нужно любить Крым.  

- Сейчас постепенно распространяется покупка билетов онлайн…  

- Мы стараемся связать в онлайне и приобретение железнодорожных билетов, и бронирование отельного сервиса. На выставке "Крым. Курорты. Туризм. 2013" презентован официальный туристический портал Крыма, где будет система онлайн-бронирования. Точнее, на выставке презентован дизайн, а портал начнет работать в начале сезона. Мы будем его активно рекламировать и обучать работе с ним харьковских турагентов. Там будет предусмотрена возможность забронировать напрямую отель плюс купить билет на поезд.  

- Сколько гостиниц Крыма в этом году примут туристов? Возросло ли их количество по сравнению с прошлым годом?  

- Вообще в Крыму более 4 000 отелей. Из них 570 - это здравницы, то, что является нашим главным костяком. Вообще, если разбить их по койко-местам, то основная масса, конечно же, - это мини-отели, частные домовладения. Назвать их отелями в условиях законодательной базы Украины до недавнего времени было очень тяжело. Мы изменили несколько постановлений, в том числе внесли некоторые коррективы в законодательство, и теперь эти частные домовладения, отели до 30 номеров, являются легальными принимающими объектами размещения. Их оказалось 2 700. Но есть и более крупные отели и 570 здравниц, и все это готовится к сезону. Тенденция такова: в 2009 году все легально работающие отели вложили в реконструкцию 270 млн. грн. Это деньги, которые они показали официально. Уже в 2010 году, готовя сезон-2011, они потратили 480 млн. грн. В прошлом году в подготовку курортного сезона – 2012 был вложен 1 млрд. грн. В этом году пока рано говорить об итогах, но процесс подготовки движется с опережением графика. Это серьезные собственные реинвестиции, и можно утверждать, что в этом году они будут рекордными. Количество отремонтированного номерного фонда в Крыму в этом году тоже будет рекордным. Сегодня я могу сказать, что мне стыдно как минимум за 100 наших объектов размещения, в том числе и санаториев. Но я горд как минимум за 50 объектов, которые действительно лучшие. И теперь важно объяснить харьковчанам, как правильно выбрать в Крыму место для отдыха. Для этого нужно пользоваться услугами харьковских турагентств, а не ехать в Крым "на авось", надеясь, что "мудрый" таксист подскажет, куда поселиться.  

- В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о разрешении игорного бизнеса, который напрямую касается Крыма. Как вы относитесь к этой инициативе?  

- Я участвовал в разработке этого законопроекта, могу себя назвать одним из его авторов, поэтому так к нему и отношусь. Это наша позиция. Мы бы хотели, чтобы он был еще жестче. Мы вносили законопроект, который предусматривает разрешение игорного бизнеса в отелях только в Крыму. Этот принцип действует во многих странах, при помощи игорного бизнеса государства решают многие вопросы. Некоторые пытаются таким образом развивать депрессивные области, некоторые стараются поддержать туристические регионы, а некоторые не знают, что со всем этим делать, как делала долгие годы Украина - то разрешала, то запрещала игорный бизнес. При помощи игорного бизнеса можно попытаться сделать из Крыма некий межсезонный Лас-Вегас, а спрос на эту услугу большой не столько у украинцев, сколько у тех же турков, которые в три раза ближе к Крыму, чем, например, харьковчане.  

- На ярмарке вы уделили значительное внимание отельной анимации. Будет ли она чем-то отличаться от анимации, которую предлагают турецкие отели?  

- Наша крымская анимация имеет совершенно другие задачи. Нужно исходить все-таки из того, что Крым - это здравница. И человек, который решил уделить внимание своему здоровью, должен проводить отпуск без ощущения, что, находясь в санатории, он лежит в больнице. Поэтому санаторный рекреационный блок должен быть максимально разбавлен хорошим настроением. Это, кстати, рекомендации не только наших маркетологов, но и врачей, и это научно обоснованный факт. Качество оздоровления, его эффективность и результативность становятся гораздо выше, если у человека хорошее настроение.

Справка. В XXII Международной туристической ярмарке "Крым. Курорты. Туризм. 2013" приняло участие более 500 представителей санаторно-курортного комплекса, его инфраструктуры и фирм, предоставляющих сопутствующие услуги и товары.

Одним их центральных событий ярмарки был II Международный черноморский форум. Тема форума: "Поликультурность черноморских городов как эффективный туристический ресурс". Целью форума было объединение усилий в продвижении черноморского туристического продукта на международном рынке.

Кроме того, в рамках ярмарки прошли II Международный форум IT-технологий в туризме и I фестиваль отельной анимации "Black Sea Event Fest", а также презентация плана работы проекта Европейского союза (ЕС) "Диверсификация и поддержка развития туристического сектора Крыма на 2013 г.", который внедряется Консорциумом международных консалтинговых компаний GDSI LTD из Ирландии, Италии и Нидерландов. Объемы финансирования, предоставленные ЕС в рамках реализации проекта, составляют 5 млн. евро. Проект будет реализовываться с 2012 по 2014 гг. В текущем году проект входит в фазу реализации, что позволит сохранить и развить уже наметившиеся тенденции в развитии туристической сферы Крыма. Техзадание проекта предполагает содействие реформированию нормативно-правовой базы, укрепление взаимодействия между бизнесом и властью в вопросах туризма, улучшение качества сервиса и поддержку развития исторического, познавательного и других видов туризма.