театр пушкина, бычко, репертуарВ театре им. Пушкина как-то совершенно незаметно произошло очень важное событие. Там назначен новый директор - заслуженный работник культуры Украины Сергей Бычко. Театральной общественности Харькова Сергея Анатольевича представлять не нужно - его все знают: Бычко был директором харьковского Дома актера. И вот новое назначение.

По дороге на встречу с новым директором театра я вспоминала Александра Сергеевича Барсегяна (украинский режиссер, главный режиссер - директор Харьковского академического российского драматического театра им. А. С. Пушкина, Народный артист Украинской ССР, профессор, академик Академии педагогических наук Украины; руководил театром с 1983-го по 2011-й год). Как же крепко при нем стоял театр! И после его ухода ничего не развалилось: у театра есть свой зритель, который остается верен ему. Но, очевидно, что время идет, и театру нужны перемены. Первое, что я увидела в кабинете нового директора, – замечательный портрет Александра Сергеевича.

- Сергей Анатольевич, как вам работается в театре?

театр пушкина, бычко, репертуар

- Я работаю в должности директора полтора месяца и вижу, что есть дисциплина. Дисциплина – это наиважнейшая составляющая не только театрального, но и любого коллектива. А для театрального процесса особенно важна, потому что театр - творчество коллективное. Мы связаны друг с другом очень сильно - один артист с другим артистом, один цех с другим цехом, гримеры с артистами, артисты с режиссером, режиссер с директором и со всеми вышеперечисленными и т.д. Это большой коллектив, здесь работает много людей. И если театр будет работать слаженно - будет результат. Я увидел, что в этом отношении театр стоит довольно устойчиво.

- Это, наверное, огромная заслуга Александра Сергеевича, это он так воспитал коллектив.

- За это благодарность, естественно, ему. История театра при жизни Александра Сергеевича известна, труппа помнит и любит его, а вот то, что было до него, покрыто туманом. После пожара, который случился в 70-х годах, очень многие вещи, имевшие отношение к истории театра, к архивам, пропали бесследно, оказались утраченными. Среди них есть то, что невосполнимо. И сейчас наши коллеги-театроведы вместе со студентами пытаются восстановить историю театра, пытаются искать где только можно, даже в частных архивах, документы. Эту работу, конечно, переоценить нельзя. Для театра это огромная помощь. Это такой важный пласт в жизни театра, который по возможности обязательно нужно восстановить. Потому что людей, которые что-то помнят, становится все меньше..

- Театр был основан в каком году?

- В 1933-м. Конечно, хотелось бы что-то восстановить и опубликовать.

- У театра есть своя аудитория. На страничке театра в "Вконтакте" есть фотографии зрителей. Среди них много молодежи. В театре устоявшийся репертуар, сложившиеся традиции. Есть что-то хорошее и есть то, что хочется изменить. Какие вы ставите для себя задачи, будут ли глобальные перемены?

"Театр должен обращаться к человеку. Рассматривать его духовные связи, отношения людей друг с другом. И делать мир счастливее. Я вижу, как у зрителей абсолютно четко проявляется тенденция к тому, чтобы прийти в театр за светлым, увидеть добрые вещи"

- Я поступил в театральный институт в 1978 году, а через три года уже работал в театре Шевченко - еще будучи студентом. Естественно, я продукт определенного времени. А то, что заложено в человеке образованием, мировоззрением, автоматически откладывается в подсознание, и он с этим багажом идет до конца дней. Время меняется... Можете себе представить, что в детстве у нас во дворе был телевизор, который мы летом выставляли в окно, и все соседи, у которых не было телевизора, да и просто все, кто хотел, брали стулья и приходили к этому телевизору "на картину". А сейчас у каждого школьника есть гаджет с электронной книгой и возможностью посмотреть в интернете любой фильм, какой захочешь. Конечно, пришли глобальные перемены. Но, как бы все не менялось, театр должен обращаться к человеку. Рассматривать, прежде всего, его человеческие духовные связи, отношения людей друг с другом. И делать мир счастливее. Я вижу, как у зрителей абсолютно четко проявляется тенденция к тому, чтобы прийти в театр за светлым, увидеть добрые вещи, открытое окно, в котором не грозовое небо, а сад - цветущий и сверкающий в солнечных лучах. Умные светлые немного поучительные спектакли, которые исследуют человеческую душу, мне хотелось бы видеть на сцене нашего театра. Но я не режиссер, я - директор. Директор спектакли не ставит. И чтобы воплотить все то, о чем я сказал, мне нужно будет пригласить людей талантливых и современных.

- Вы - директор театра, но есть же еще и художественный руководитель. Директор занимается хозяйственными вопросами, а художественный руководитель - творческими, так?

- В театре есть художественный руководитель, который был и до меня. Это  народный артист Анатолий Кубанцев. Вот в этот момент, когда мы ведем беседу, на сцене идет репетиция нового спектакля, который ставит режиссер Александр Аркадин-Школьник. Этот спектакль планировался еще до того, как я вступил в должность директора. Его курирует Кубанцев. А я занимаюсь тем, что просматриваю план работы на ближайшее время и веду переговоры с режиссером, который будет делать следующий спектакль. Конечно, в этом отношении мы действуем согласованно с художественным руководителем театра. Параллельно, естественно, я пытаюсь выстроить административно-хозяйственную часть. Но поскольку я тоже имею непосредственное отношение к театру и понимаю его, то, конечно, хотел бы я этого или нет, буду принимать участие в формировании и творческих планов, и хозяйственно-административных. Для этого у меня достаточно и опыта, и понимания театра.

- На ваш взгляд, репертуар театра должен измениться? Четыре комедии Куни - не много ли для театра русской драмы? (Рей Куни – английский драматург, мастер комедии положений; его наиболее известная пьеса - "Слишком женатый таксист" – SQ)

- Он не просто должен измениться: он изменится обязательно.

- Классические произведения входят в ваши планы?

"Последние несколько лет театр находился в довольно тяжелом состоянии. Творческое развитие остановилось. Теперь репертуар будет меняться и обновляться"

- Последние несколько лет, после смерти Александра Сергеевича, театр находился в довольно тяжелом состоянии, на мой взгляд. Творческое развитие остановилось. И поэтому пытались сохранить что-то из классического репертуара. Это было правильное решение, потому что русский драматический театр должен иметь в репертуаре классические произведения Островского и Чехова, и, естественно, этому тоже будет уделено время. Другое дело, что подобные спектакли трудно ставить. Чтобы пошить костюмы, например, а это исторические костюмы позапрошлого века, и сделать это на высоком уровне, нужна значительная финансовая составляющая. То же касается декораций. На сегодня все это непросто. Но классические спектакли будут. Репертуар будет меняться и обновляться. Некоторые спектакли будут списываться. Это все нормальный рабочий процесс.

- Город помогает театру или театр рассчитывает на собственные силы, на ту кассу, которую собирает?

- Театр к городу не имеет никакого отношения. Имею в виду, что помещение театра принадлежит громаде, а собственник театра как коммунального предприятия – это облсовет. Театр получает из бюджета только деньги, положенные для зарплаты. Все остальное – коммунальные платежи, постановочные расходы и деньги на всю внутреннюю жизнь - театр должен заработать сам. Сейчас это очень и очень сложно, и театру потянуть это все очень тяжело. Январь, например, был довольно тяжелый месяц. Было холодно, на отопление шли баснословные деньги. Оторвать их от артистов, от будущих постановок было крайне сложно. В прежние времена, например, эти деньги были заложены в бюджете государства - и постановочные, и коммунальные, и на все остальное. Театры обеспечивало государство. Сейчас время другое.

- Для формирования нового репертуара, привлечения современного зрителя необходима площадка для эксперимента. Малая сцена в театре Пушкина могла бы и решить некоторые финансовые вопросы, и расширить зрительскую аудиторию. Не думали над вопросом открытия альтернативной площадки?

- Здесь всегда была задумка открыть малую сцену, и она даже частично воплощена технически. Есть вход с ул. Гоголя, откуда идет лестница в репетиционный зал. В 2013 году был сделан проект реконструкции этого помещения под малую сцену. Он существует, он есть, но дальше все остановилось, поскольку финансов, которые были выделены, и на тот момент не хватало, а сегодня… сами понимаете. И еще один момент является серьезным препятствием. Обе сцены находятся в разных сторонах театра, и ежедневно переносить декорации через весь театр пока не представляется возможным. А "карманов" и помещений для хранения декораций на малой сцене нет. Но мечта о малой сцене все равно существует, и малая сцена нужна театру - хотя бы для того, чтобы молодежь пробовала свои силы, чтобы ставить какие-то эксперименты. Например, можно попробовать нового режиссера, но не сразу вывести его на большую сцену, а дать ему возможность поработать на небольшой площадке, куда тоже будет приходить зритель, будет его оценивать. Это другой формат. На малой площадке есть вещи, которые надо делать намного точнее, поскольку зритель находится совсем рядом. Большая сцена – это большое увеличительное стекло, а на малой сцене вещи такого порядка должны делаться настолько тонко, настолько филигранно, чтобы зритель не увидел и не услышал никакой лжи. Мне малые формы всегда нравились именно из-за этой точности. Когда артист может существовать на такой маленькой территории и так близко к зрителю – это говорит о большом мастерстве.

- Кому, как ни вам, открыть эту малую сцену, учитывая ваш опыт работы в Доме актера. Вы знаете, как кипит в Харькове театральная жизнь, как много творческой молодежи. Вы открыли для Харькова интересные театральные коллективы. И в театре Пушкина, наверняка, много молодежи, жаждущей новых театральных форм.

"В Харькове сложилась уникальная ситуация. Ни в каком другом городе, включая столицу, нет таких условий для развития творческой молодежи"

- Это не моя заслуга. Я не открывал творческих коллективов. Моя заслуга лишь в том, что я поддержал творческие начинания. В Харькове сложилась уникальная ситуация. Ни в каком другом городе, включая столицу, нет таких условий для развития творческой молодежи. У нас есть два вуза, выпускающих студентов театральных профессий (артистов, режиссеров). Это университет культуры и университет искусств. И шесть государственных театров (включая оперный, который имеет непосредственное отношение к консерватории). Естественно, те люди, которые не нашли своего места в театре или, наоборот, нашли, но его оказалось мало, а при этом у них есть непреодолимое желание что-нибудь творить, - они соединяются в группы, в "могучие кучки". Пусть они будут маленькие, из двух или трех человек, но это костяк. И если вокруг этих людей собираются единомышленники, а потом приглашается зритель, то со временем возникают театры. Так было с "Театром 19", с театром "Может быть", "Прекрасные цветы", "Новая сцена" и многими другими. В свое время с такими же ребятами-единомышленниками мы создали харьковский Молодежный театр на улице Карла Маркса, который просуществовал 12 лет. Для театра это очень приличный срок. И когда у меня появилась возможность работать в Доме актера, я, естественно, делал то, что умею. На смену нашему поколению пришли новые молодые ребята, и мы их поддержали.

- Вы ассоциируетесь с молодежью. Я очень люблю театр Пушкина, но мне кажется, для него пришло время реформ. После ухода Александра Сергеевича театр находится в поиске себя нового…

- Умение или, если хотите, талант руководителя заключается в том, чтобы почувствовать дух времени, изменение "предлагаемых обстоятельств", и использовать это правильно. Нужно пытаться открыть новые возможности, новые горизонты.

- Вы видите в театре потенциал для этих новых возможностей?

- Мы уже воплощаем их в жизнь.

- Что вы имеете в виду?

- Новые возможности – это новая режиссура, новые имена. Сейчас я большое внимание уделяю молодежи, с которой не боюсь репетировать и которую не боюсь пригласить.

- Для постановки?

- Да, для постановки. В театре очень важным, на мой взгляд, является умение создавать образы и другую реальность. И сейчас я веду переговоры с молодым режиссером, который прекрасно это делает.

- Вы в театральных кругах человек очень известный. Как труппа восприняла ваше назначение?

- Я сюда пришел 30 декабря. В этот день меня представили труппе в должности директора. Я знаю всех артистов и старшего, и молодого поколения. Так вот, я зашел в театр и атмосферно услышал очень положительный порыв. Я не встретил абсолютно никакого сопротивления. Путь мне показался светлым и чистым. Я не хотел бы ничего загадывать, но это ощущение во мне остается.