Выставка "Гравюры Альбрехта Дюрера" 19 октября открылась в Харьковском художественном музее. Она подготовлена к 540-летию немецкого графика и живописца, крупнейшего европейского мастера ксилографии (гравюра на дереве, древнейшая техника гравюры), одного из величайших мастеров западноевропейского искусства эпохи Возрождения.

Как отметили в музее, А.Дюрер (1471-1528 гг.) первым из немецких художников стал работать одновременно в двух видах гравюры - на дереве и на меди, и сделал гравюру искусством, способным соревноваться с живописью. Известно, что он создал 105 гравюр на металле и не менее 180 ксилографий. На выставке представлены работы художника из собрания Харьковского художественного музея, которое насчитывает около 30 гравюр на металле и дереве.

Большая часть из них приобретена основателем Харьковского императорского университета Василием Каразиным в Санкт-Петербурге в 1804 г. для этого учебного заведения. В 1805 г. коллекция стала собственностью университета, а со временем вошла в собрание музея. Часть произведений А.Дюрера была потеряна во время Великой Отечественной войны.

В экспозиции оригинальные произведения А.Дюрера дополнены копиями его гравюр и фотографиями автопортретов разных периодов жизни мастера. Над многими работами потрудились реставраторы.

Посетители выставки могут увидеть серию ксилографий "Апокалипсис", которую мастер завершил в 1498 г. "Целью этих гравюр было желание художника вселить христианам стойкость в вере, приготовить к будущим испытаниям и дать надежду на торжество Царства Мессии над темными силами", - отметили в музее. 500 лет назад А.Дюрер дополнил цикл "Апокалипсис" титульным листом. Именно эта работа - единственная из этой серии, которая сохранилась в музейной коллекции. Также представлен цикл гравюр "Жизнь Марии" (1503-1504 гг.), в котором события из жизни Богородицы подаются в виде жанровых сценок из современного для художника быта. Кроме того, на выставке представлены гравюры, не входящие в серии, в частности, на мифологические темы, и ксилографический портрет самого А.Дюрера, выполненный его помощником Эрхардом Шоном за год до смерти художника.

В музее называют коллекцию работ А.Дюрера уникальной и очень ею гордятся. "То мастерство, с которым Дюрер делал свои работы, которое принесло ему славу, очевидно. Знакомство с его работами принесет эстетическое удовольствие и понимание того, как серьезно, как долго, как внимательно работал художник, и какое впечатление он производит даже в 21-м веке", - отметила в ходе открытия куратор выставки, заведующая отделом западноевропейского искусства музея Татьяна Прокатова.