Пресс-конференция руководителя ХОО КИУ М.Камчатного, на которой будут представлены результаты проекта по обучению депутатов местных советов и их помощников в Харьковской области

Пресс-конференция руководителя облотделения Комитета избирателей Украины М. Камчатного, посвященная результатам проекта по обучению депутатов местных советов и их помощников

- Добрый день уважаемые журналисты. Как вы знаете, 8 апреля мы презентовали данный проект общественности, его целью было повышение общего теоретического уровня знаний, а также практических навыков депутатов местных советов и их помощников. Напомню, идея проекта возникла после того, как на протяжении многих лет мы занимались мониторингом деятельности местных депутатов. Мы всегда смотрели на эту проблему с одной стороны, то есть требовали от народных избранников выполнения тех обещаний, которые они озвучивали в своих программах, а также, согласно закону о статусе местных депутатов, выполнения функций, которые заложены в законе. Но на протяжении этих лет мы видели, что есть еще другая сторона медали, а именно то, что у депутатов местных советов, особенно это касается небольших городов, отсутствуют знания, не говоря уже о навыках, которые необходимы для эффективного представительства интересов громады. Возникла идея провести обучение и дать те необходимые знания, которые должны в будущем пригодиться для работы депутатов. Инновация заключается в том, что мы углубились в районы области и сделали акцент на депутатах районных и городских советов в области. В целом в Украине проводились различные обучения депутатов, но дальше областного центра они не уходили. Мы решили пойти по другому пути, и наша гипотеза оказалась верна: чем дальше от областного центра, тем меньше депутатов знает о том, чем вообще должен заниматься депутат на сессии, в комиссиях, какая основная законодательная база для его деятельности, какие ключевые финансовые аспекты рассматривает совет. Также интересна тема связей с общественностью, как наладить эффективное взаимоотношение с избирателем. Данный проект был краткосрочным. На протяжении апреля мы подготовили пособие, в которое вошли основные практические рекомендации наших тренеров, а также выдержки из законодательных актов Украины, необходимые для деятельности народных избранников. В течение трех месяцев (май, июнь, июль) было проведено 13 семинаров, в которых приняли участие более 420 народных избранников, из них около 380-ти - депутаты 17-ти районных и 15-ти городских советов, их помощники, остальные - головы сельских и поселковых советов. В рамках семинаров рассматривались темы, касающиеся местного самоуправления, организации и работы местного совета, определения компетенций местных советов в финансовой сфере.

Кроме того, в рамках проекта издано и бесплатно распространено практическое пособие для депутатов местных советов. В него вошли практические рекомендации экспертов, а также выдержки из основных законодательно-нормативных актов, необходимых депутатам для работы.

Мы увидели, что на очень низком уровне находится понимание финансово-хозяйственной деятельности, а наибольший интерес вызвал блок по связям с общественностью. Мы рассматривали вопросы взаимодействия с избирателями, мы рассматривали, как должна работать общественная приемная, как проводить прием, как работать со СМИ.

В целом, мы уверены, что полученные знания будут использованы депутатами в дальнейшей работе и помогут им быстро адаптироваться в совете, эффективно работать в комиссиях и на сессиях. Это в свою очередь приведет к более эффективному решению актуальных проблем жителей громады, что позитивно скажется на развитии самого местного самоуправления.

Мы также дали свои рекомендации. В частности, по нашему мнению, местных властям необходимо принять программу повышения общего уровня теоретических знаний и практических навыков депутатов местных советов. Кроме того, местным властям необходимо проводить регулярное обучение народных избранников, а политическим силам, которые представлены в местных советах, регулярно проводить обучение своих депутатов. Также мы бы рекомендовали на уровне области внедрить отдельную программу по повышению общего уровня знаний и навыков для председателей сельских и поселковых советов.

 В планах у нас были мероприятия для депутатов Харьковского горсовета и их помощников. В процессе подготовки мы узнали, что для них уже есть такая обучающая программа, и она регулярно проводится. Как раз в то время, когда мы планировали провести семинар, горсовет организовывал свое мероприятие по обучению. Поэтому мы решили не проводить семинар для депутатов горсовета, а провести дополнительные семинары для депутатов районов и городов области. В итоге мы провели больше семинаров для депутатов Харьковского райсовета, городов Южный, Люботин и Мерефа. Я думаю, что мы сделали правильно, так как охватили депутатов, которым действительно это необходимо.

 - Кто финансировал этот проект?

- Национальный фонд поддержки демократии (США).

- Кто был выбран в качестве педагогов?

- Это была группа преподавателей, среди которых были, как я называю, академики, которые преподают схожие курсы у себя в вузах, в частности, в Академии управления при президенте Украины, а также люди, которые не имеют академического звания, но владеют практическими навыками и были когда-то депутатами местных советов. В общем, это было соединение теоретического и практического опытов.

- Можно сказать, что такой проект реализован впервые в Украине?

- Скажем так: так углубились впервые. А в областных центрах эти мероприятия проводились, в основном, всеукраинскими общественными организациями. Но в таком формате, который мы предложили, проводилось впервые.

- По вашему мнению, каков все-таки уровень знаний депутатов местных советов?

- Ситуация неоднозначна: чем дальше от областного центра, тем хуже. Например, на одном из семинаров в одном городе на вопрос о том, какое количество депутатов необходимо для утверждения вопроса, нам ответили, что необходимо большинство присутствующих. Это неправильно: необходимо большинство от состава депутатского корпуса. То есть мы сразу определили, что уровень недостаточно высок. Все благодарили нас за то, что мы это мероприятие начинаем, хотя, на мой взгляд, в этом необходимо комплексное участие местных властей.

С одной стороны это был несложный проект, а с другой - было потрачено очень много времени на организацию. Сначала планировалось провести несколько мероприятий в апреле, потом у всех были субботники, мы много переносили, находили компромиссы с властью, чтобы все прошло успешно. В марте мы отправляли письма губернатору, председателю облсовета с просьбой посодействовать в организации. Они пошли нам навстречу, и если возникали вопросы в каком-то населенном пункте, то нам содействовали. В общем, мы охватили около 70% советов области. Теперь мы подумаем, как организовать такие семинары для сельских и поселковых голов. Наверное, в будущем мы будем делать более короткие семинары, с рассмотрением в повестке дня до 2-х вопросов, потому что, например, транспорт по району ходит 1-2 раза в день, и если семинар длится долго, то многим просто неудобно добираться домой.

- В каких помещениях проводились семинары?

 - В разных. Каждый семинар был рассчитан на 30-35 человек, в зависимости от этого и выбирались помещения. В основном нам предоставляли те, которые были на тот момент свободны.

- Можете вспомнить, что-то вас удивило в ходе проведения семинаров?

- Для нас была необычна активность сельских советов. Нам звонили, просились послушать. Мы объясняли, что комплексно семинары не рассчитаны на сельсоветы, поскольку им нужен другой подход, но представители сельсоветов настаивали и приходили, слушали.

- Какие темы для депутатов были наиболее интересны?

- Не могу сказать, что была активная обратная связь, но определенный интерес был при рассмотрении финансово-хозяйственной деятельности. Но вообще, стоит отметить, что все вопросы, которые мы освещали, примерно в одинаковой мере были интересны депутатам. Мы затрагивали такие темы: организация работы общественной приемной, взаимодействие с журналистами, организация встречи с избирателями, навыки ораторского искусства, организация местной инициативы, элементы организации общественных слушаний, то есть все, что необходимо для эффективной деятельности депутата.

- Получается, что за деньги американских налогоплательщиков вы обучили депутатов Партии регионов, потому что в советах большинство именно этой партии?

- Вы однобоко посмотрели на эту проблему и забыли об избирателях. Мы отталкивались от избирателя. Мы хотим, чтобы проблемы громад были эффективно донесены до местной исполнительной власти. Этим эффективным посредником и есть депутат. Как показал опыт, депутатам, например, Зачепиловского райсовета, даже негде получить эту информацию. Поэтому мы им дали эффективные инструменты, которые они теперь будут использовать. А политическая окраска тут не имеет никакого значения.

- Была ли какая-то анкета, где бы было указано, какое образование у депутата, который пришел на семинар?

- Нет, необходимости в этом не было. Кроме того, высшее образование не является эталоном эффективности в любой деятельности.

- Какой уровень знаний был у председателей сельских и поселковых советов?

- Они вообще ничего не знают, например, не знают, какие документы имеют право подписывать. Отсюда и большой процент "коррупционеров", потому что они выдают справки, которые выдавать не имеют права. Я думаю, что было бы неплохо выпустить какое-то небольшое пособие.

- В какой форме проводился семинар?

- Было больше лекционной формы, чем интерактивной, но опять-таки в районах, где депутаты были более просвещенными, были интерактивные занятия. Сейчас наши люди проведут анкетирование среди участников семинаров, и мы узнаем, насколько полученные знания будут полезны им в будущем.

- Вопрос не по теме. Некоторые политические партии, а именно Коммунистическая партия Украины и ВО "Свобода", уже заявили о том, что будут добиваться референдума по поводу отставки харьковского городского головы. В связи с этим не считаете ли вы, что это признак того, что началась предвыборная кампания в Верховную Раду?

- Эти политические силы находятся на грани попадания или непопадания в парламент, поэтому им необходимо создавать какие-то информационные поводы, чтобы быть хотя бы в информационном пространстве. Вы ж видите, что сейчас все внимание сосредоточено вокруг судебных процессов, а это понижает рейтинг тех, кто судит, и повышает рейтинг тех, кого судят. Поэтому эти политические силы видят, что нужно вклиниваться и что-то делать, иначе они в парламент не попадут. Что касается самих референдумов, то я к ним отношусь негативно и считаю, что политики много нами манипулируют, в том числе и через референдумы. Как могут люди разбираться в узкопрофильных вопросах? Этим должны заниматься эксперты.