Пресс-конференция К.Бондаренко

К.Бондаренко:

- Здравствуйте. Сейчас я в качестве зампредседателя партии "Сильная Украина" (СУ) езжу по Украине. Уже объехал практически все регионы. Понятно, что партия готовится к выборам в местные советы. Для нас это очень важная и ответственная задача. Для СУ это будет боевым крещением, это будет первая кампания, в которой мы будем принимать участие. Сегодня социологи дают нам очень высокие рейтинги. Для нас очень важно, чтобы эти рейтинги трансформировались в реальные голоса, доверие избирателей. Важно, чтобы те идеи, которые мы выдвигаем, а именно реформирование всех сфер общества, идеи создания нового общества были воплощены в жизнь.

Практически повсюду мне приходится слышать одни и те же вопросы: всех интересует состояние дел в сегодняшнем обществе, спрашивают, где мы находимся - во власти или оппозиции. Задают вопросы, связанные с Налоговым кодексом, спрашивают, не собирается ли Сергей Тигипко уходить из власти. И я практически всюду говорю одно и то же: да, мы сегодня являемся политической силой, которая находится не в оппозиции, но назвать нас партией, которая находится во власти тоже сложно. Да, наш лидер во власти, но он там с одним условием, что правительство будет выполнять программу, с которой С. Тигипко шел на выборы. Для нас очень важно то, что 3 июня эту же программу поддержал и президент Украины Виктор Янукович. Сегодня приятно отметить, что по большинству моментов В. Янукович находится ближе по идеологическим моментам к СУ, чем к другим политсилам. Что касается того, собирается ли С.Тигипко уходить из власти, скажу: он пришел во власть не для того, чтобы совершать демарши, он пришел туда работать и не собирается уходить. Скоро он пойдет в отпуск, чтобы вплотную заняться деятельностью, связанной с партией. Партия идет на выборы и С.Тигипко тоже решил посвятить часть времени избирательной кампании. Сейчас он находится в Одессе.

Что касается других моментов, связанных с Налоговым кодексом, различными нововведениями, которые сейчас сложно назвать реформами, скорее всего это некоторые моменты, направленные на стабилизацию ситуации в стране. Могу сказать одно: давайте дождемся окончательного варианта кодекса. Он будет в корне отличаться от того, что был в первом чтении.

И еще одно. Возвращаясь к деятельности партии именно в Харькове и в регионе, могу сказать, что областная организация СУ считается у нас одной из лучших. По последним соцопросам, которые мы получали, харьковская организация является одной из четырех областных организаций-флагманов. За это большое спасибо руководству организации.

А.Моченков:

- Здравствуйте. Мы прибыли только что с областной партийной конференции, где выдвигались 50 кандидатов от СУ по спискам, а также выдвинули кандидата в мэры Евгения Гуткова. Это очень достойный человек. Достаточно долго мы подходили к вопросу, кто СУ будет представлять в органах власти, но наконец-то остановились на кандидатуре, за которую сегодня единодушно проголосовали. Думаю, что Евгений Жаннович - это тот человек, который нужен Харькову.

Харьковская облорганизация СУ сегодня насчитывает около 8 тыс. человек. Думаю, что к концу октября это будет 10 тыс. человек. По стране больше 85 тыс. членов партии.

- На ваш взгляд, за год после президентских выборов уровень доверия харьковчан к СУ повысился, или остался таким же? И вообще хочется услышать ваш взгляд на политические расклады по Харькову.

К.Бондаренко:

- Мы понимали то, что для молодой политической силы очень важно создать свой ядерный электорат. Как правило, ядерный электорат наращивается достаточно медленно. Мы можем говорить сегодня о том, что мы этот электорат имеем, он остается с нами, остается практически незыблемым. Часть людей, которые подержали С. Тигипко и хотели видеть в нем оппозиционера, после его решения идти правительство отошли, но пришли другие люди. Могу сказать одно: наша политическая сила на местных выборах готова продемонстрировать результат не хуже, чем на президентских.

- Вы молодая партия, поэтому вряд ли возьмете большинство в советах. Как вы видите возможность влияния достаточно небольшой группы людей в советах на принятие решений, которые вы считаете политически целесообразными? Разработан ли у вас механизм для принятия решений?

- Механизм существует всегда. Можно влиять на принятие тех или иных решений, находясь во власти либо в оппозиции. Есть различные варианты: оппозиция может влиять через те комитеты, которые она контролирует, через лоббистские решения, через систему договоренностей. И во власти можно влиять. У нас есть варианты так называемой "золотой акции", что тоже дает возможность влиять на ситуацию в том или ином совете. В любом случае, у нас нет четкой установки, и наши центральные органы не дают четкой установки, где должны быть наши депутаты, с кем им блокироваться. Главное, чтобы это блокирование давало два результата: чтобы оно не вызывало отторжения у электората, не давало повода компрометировать нашу политическую силу, а также, чтобы была результативность действий.

А.Моченков:

- Мы понимаем, что, как минимум, будем второй силой после Партии регионов, хотя думаю, что по некоторым городам областного значения ситуация может меняться кардинально. В Чугуеве, Харькове мы чувствуем, что у нас есть поддержка электората. Третьей силой после нас будет "Батьківщина". Думаю, именно эти три силы будут формировать советы. Какого-то кардинального большинства ни у одной силы не будет. Поэтому нужно будет в любом случае договариваться, это нужно будет делать любой партии и любому мэру.

- Вопрос к кандидату в мэры. Скажите кратко, тезисно: с чем вы идете на выборы, что вы готовы предложить харьковчанам и будете ли вы критиковать или поддерживать действия нынешней городской власти?

Е.Гутков:

- Мы идем во власть работать, не воевать. СУ - это партия реформаторов, новых лидеров. Мы идем во власть, чтобы проводить реформы. При регистрации меня кандидатов в мэры я вам озвучу полностью свою программу. Основное, что буду предлагать: реформа ЖКХ, здравоохранения, образования, медицины и спорта.

Будем ли с кем-то договариваться либо идти в оппозицию?  Могу сказать: будем работать со всеми партиями, с которыми наши идеи близки, с теми, кто будет предлагать деловые, конкретные предложения по улучшению жизни харьковчан.

- Вопрос к Е.Гуткову. Вы озвучили реальные проблемы, которые стоят перед городским головой, но основанная задача мэра - это распределение финансовых потоков. Насколько вы сегодня готовы решать подобные проблемы?

- Я всю жизнь был хозяйственником, всю жизнь находился на руководящих должностях. Что касается бюджета, за 2009 г. Харьков недополучил 2 млрд.грн. Естественно денег не хватило на все необходимые расходы. Одна из главных задач мэра - это максимально наполнить бюджет. Естественно, потом его правильно распределить. Основная болевая точка - это разбазаривание земель. Основная задача - земли продавать через аукционы. Думаю, что грех не использовать месторасположение Харькова, ведь он находится на перекрестке всех магистральных путей. Нужно поднимать машиностроение. Потом вузы - это очень большое наполнение бюджета, это рыночная инфраструктура, мы обучаем очень много иностранцев. Одна из основных задач - это поддержка малого и среднего бизнеса. Вот эти основные задачи я буду решать, если мне доверят харьковчане.

- Когда сегодня выдвигали кандидатов в депутаты горсовета (а завтра будете выдвигать и в облсовет) и на пост мэра, насколько были учтены результаты проводимого вами праймериза? Как были учтены результаты партийного праймериз и народного?

А.Моченков:

- Праймериз мы проводили впервые, и, конечно же, было бы неправильно эти результаты класть в основу формирования списков. Потому что вопрос, связанный с подбором будущих депутатов, достаточно многофакторный. Повторюсь, у нас все-таки электорат эмоциональный, поэтому зачастую у нас при проведении народного праймериз могла получить достаточно высокую оценку красивая девушка. Но мы говорим, что красота - это необходимое условие, но недостаточное. Нужен большой опыт, чтобы заниматься государственным управлением. Поэтому есть определенные разбежности, но, тем не менее, в первую десятку попали люди, которые получили народное признание.

В первую десятку попали люди, которые заключают в себе сплав молодости и опыта. У нас в горсовет вторым номером идет руководитель подшипникового завода, идет в списках руководитель плиточного завода, Куряжского домостроительного комбината. Это люди, которые имеют большой опыт. В то же время, идет молодежь - руководители малого и среднего бизнеса: Лесик, Яровой, Гуляев. Эти люди достаточно успешны, у них нет опыта государственного управления, но у них есть достаточно перспективы.

К.Бондаренко:

- Я не присутствовал на конференции, но могу рассказать о том, как руководство партии рекомендовало подходить к результатам праймериз. Было принято решение, что необходимо учитывать результаты праймериз для того, чтобы победители праймериз составляли первые пятерки в те или иные советы. В большинстве случаев результаты народного праймериз и результаты партийных праймериз совпали. Поэтому, выдвигая, поддерживая тех или иных людей, мы не ошиблись.

- Андрей, вы около года назад заявляли, что несанкционированно снимали по городу рекламу вашего лидера. Чем закончилась эта история, можно ли это считать политическим давлением на вас?

А.Моченков:

- Действительно, достаточно сложно проводить выборы и заниматься подбором кандидатов, очень большое давление на местах. Люди даже иногда отказываются участвовать в выборах. В том числе и с биллбордами, да, была ситуация, когда их снимали. Существует определенный запрет на свободное волеизъявление на рекламных плоскостях в городе. Есть сложности в районах, была ситуация, когда первая пятерка отказывалась выдвигаться, потому что с ними проводилась определенная работа. Это было в Великом Бурлуке. Приходилось ехать и уговаривать людей.

К.Бондаренко:

- Подобная ситуация у нас отслеживается и в других регионах, там тоже очень сложные взаимоотношения с властью. Это ответ на вопрос, где мы находимся и являемся ли союзниками с Партией регионов. Могу сказать, что очень часто определяется отношение к нашей политической силе тем, насколько местная власть готова и видит возможность находить компромисс. Приведу примеры: август, нашумевшая ситуация вокруг Одесской области, г.Измаила. Губернатор фактически своим волевым решением прекратил досрочные выборы мэра Измаила, где наш кандидат фактически побеждал, по всем соцопросов он получал около 50% голосов поддержки. Сначала оказывалась давление, а за день до выборов пришла милиция, были изъяты бюллетени и выборы были остановлены. Никто не понес никакого наказания за это. Закарпатская область: серьезное давление оказывалось на представителей СУ. Там ставился вопрос: либо вы переходите другую партию, либо уходите с работы. Пытались их защищать, выходили на первых лиц Партии регионов, но это ни к чему не привело. Во многих областях все-таки удалось защитить наши позиции. Например, в Днепропетровской области, где была очень сильная конфронтация между губернатором и нашей партией, где не хотели перерегистрировать нашу партию. Тут мы свои позиции отстояли. В Луганской области мы до сих пор находимся в конфронтации с местными властями относительно перерегистрации партии. В некоторых западно-украинских областях губернаторы просто говорят, а зачем нам СУ в регионе, у нас есть свое видение, сколько мы должны получить на выборах, а вы наши прямые конкуренты. Таким образом, сегодня можно говорить о следующем: на предстоящих выборах не будет союзников, ни одна политическая сила не может рассчитывать, что она будет союзником другой политической силы, будет жесткая конфронтация между всеми, поскольку речь идет о конкретных голосах, конкретных процентах и о конкретном влиянии на деятельность органов власти.

Е.Гутков:

- Хочу добавить, что то давление, прессинг, которые правящая партия оказывает на свои конкурентов - это проявление слабости.

- Вопрос к Костю как к известному политологу. На ваш взгляд, какие партии будут представлены в советах после выборов и насколько результаты партий будут отличаться по регионам?

- Думаю, это скорее вопрос к социологам, которые говорят, что есть шансы у 10-12 политических сил быть представленными в советах в разных регионах. Есть политсилы, которые будут представлены практически во всех регионах - это Партия регионов, СУ и "Батьківщина". Возможно, я бы отнес к этим политсилам и "Фронт змін", представительства которого будут тоже  в некоторых областях.  На востоке будут также представлены коммунисты, на западе - представители ВО "Свобода" и "Единого центра".

- Сколько кандидатов в мэры по Украине будут выдвинуты от вашей партии?

- У нас еще не выдвинуты кандидаты, на сегодняшний день у нас рассмотрены более 70 кандидатур, в тоже время это еще не предел, продолжается внутренняя дискуссия. Еще на общепартийном форуме еще в начале сентября было представлено около 15 кандидатов и могу сказать, что за последние три недели были приняты решения по более чем 50 кандидатам в мэры.

- Программные тезисы кандидатов по регионам сильно отличаются, или проблемы в областях практически одни и те же?

- Приблизительно проблемы одни и те же, определяются они эмпирическим путем, путем накопления базы данных тех или иных вопросов. Скажу, что для нас, например, проведение праймериз было ценным еще и тем, что мы в режиме живого общения могли узнавать о тех или иных проблемах, которые, возможно, ускользают от действующих политиков или социологов. Поэтому мы создаем свои программы исходя из накопленной базы данных. И второй момент - это преимущественные программы, которые разрабатываются в конкретных населенных пунктах территориальных единиц. Для нас важно создавать программы для городов, сел, поселков, в которых живут люди, поскольку программы для областей, районов должны создаваться на основе вот этих программ, о которых я только что сказал, путем некоего объединения программ воедино.