Пресс-конференция на тему: "Велодень - праздник здорового общества"

 

Участники: заместитель начальника Главного управления по делам семьи, молодежи и спорта Харьковской облгосадминистрации Геннадий Хохлов, архитектор-градостроитель, активист велодвижения Сергей Козлов, главный координатор Велодня-2011 в Харькове Максим Тимощук, президент Федерации велосипедистов Харьковской области, первый заместитель председателя физкультурно-спортивного общества "Динамо" (Харьков) Сергей Бычак.

С.Бычак:

- Как вам известно, мы уже шестой год проводим Велодень, и его динамика говорит сама за себя. Шесть лет назад у нас в этом празднике впервые приняли участие около 200 велосипедистов. Последний Велодень, который прошел в 2010 г. уже собрал более 2,5 тыс. человек. Мы и дальше делаем все, чтобы увеличилось количество велосипедистов. Не для того, чтобы у нас были велосипедисты-гонщики, а чтобы у нас люди могли передвигаться по городу с помощью велосипедов, как это делается в Европе и во всех остальных цивилизованных странах. Что это дает? Это дает возможность сохранить природные ресурсы: нефть и газ, плюс, что немаловажно, сберегается экология. Ну и само по себе передвижение на велосипеде дает ощущение здорового человека, ты получаешь удовольствие от мышечной усталости, от того, что передвигаешься на велосипеде, и это тоже говорит само за себя, это сплошное удовольствие. Надеемся, что в этом году Велодень пройдет еще более успешно.

Г.Хохлов:

- Уважаемые журналисты, я хотел бы два слова сказать не как чиновник, а как желающий принять активное участие в этом Велодне. В прошлом году я исполнял исключительно представительские функции. В этом году я сделаю все возможное, чтобы со всеми велосипедистами Харькова проехать маршрут от площади до места проведения этого мероприятия. В течение этого года мы проводили большую разъяснительную работу о важности этого мероприятия, доносили нашу позицию руководству области и добились того, что, по всей вероятности, колону велосипедистов возглавит вице-губернатор Евгений Савин, который сейчас к этому активно готовится: приобретает инвентарь, шлем. Также мы рассчитываем, что губернатор лично поучаствует в этом мероприятии. Хотя бы одно мероприятие в году, но и оно помогает чиновникам понять важность физической активности и здорового образа жизни. Если чиновник высокого ранга садится на велосипед, за ним обязательно поедут его подчиненные, помощники, секретари, члены их семей, дети и другие люди. Поэтому я прошу вас тоже поддержать это мероприятие и самим принять в нем участие.

С.Козлов:

- Кроме Велодня, у нас еще есть 364 дня в году. И сегодняшний видеоряд (выводился на плазменной панели в зале - "SQ") показывает, что велосипед - это еще и полноценный вид транспорта. Например, в той же самой Дании или Голландии 30-40% людей передвигаются исключительно на велосипедах. Поэтому, если это серьезный вид транспорта, то им нужно серьезно заниматься. Я, в частности, занимаюсь вопросами велодорожек и безопасности дорожного движения велосипедистов.

- Скажите какой день это будет и какой маршрут велосипедистов?

- Официально это будет проходить на пл.Свободы 28 мая рядом с выходом станции метро "Госпром". Возле бывшего здания академии им.Говорова будет установлена сцена, где будут выступать "люди спорта" и простые велосипедисты. Велосипедная колонна торжественно стартует в 10.00 и проезжает по пр.Ленина, дальше по у.Новгородской. в 12.00 мы начинаем празднование на территории физкультурно-спортивного общества "Динамо".

- Скажите, пожалуйста, если колонна велосипедистов будет ехать по пр. Ленина, это означает, что движение будет перекрыто?

- Да, движение будет перекрыто.
 
С.Бычак:

- Харьковский городской голова Геннадий Кернес подписал распоряжение, где все службы, задействованные в этом мероприятии, в том числе и ГАИ, обеспечивают безопасность движения по городу.

- Уже известно, сколько будет людей принимать участие в этом мероприятии, и как можно в нем поучаствовать: просто приехать на велосипеде, или нужно писать соответствующую заявку?

М.Тимощук:

- Планируется, что приедет около 3-4 тыс. человек. Все еще зависит от погоды и того, как сработает наша реклама. Чтобы поучаствовать, не обязательно даже иметь велосипед. Можно просто прийти и получить удовольствие от тех конкурсов и развлечений, которые будут проходить там. Можно будет прямо там же проехаться на велосипеде, там же, на территории "Динамо", можно будет оставить детей с профессиональными аниматорами, возможно, нам привезут батут.

- Велодень пройдет только в Харькове или и в других городах?

- Это всеукраинский праздник. Он проводится в один день по всей территории Украины, во всех крупных городах.

- В прошлых годах в этот день основная часть спортивных и развлекательных мероприятий проходила и на пл.Свободы. В этом году все будет на велотреке и алее "Динамо"?

С.Бычак:
 
- Да.
 
- С чем это связано?

- На пл.Свободы устанавливают Луна-парк, еще какие-то городские мероприятия запланированы. Городские власти сделали все возможное, чтобы и в этом году проводить наши мероприятия там, но, к сожалению, по технике безопасности нам там не все подходит. И мы вынуждены были отказаться от этой идеи. Нам было предложено провести праздник на пл.Конституции, но там тоже какие-то мероприятия уже были запланированы. Тем не менее, стадионы для того и существуют, чтобы там собиралась массовка, и это в какой-то степени реклама стадиону "Динамо", чтобы люди не забывали, что туда можно приходить и заниматься спортом.

Г.Хохлов:

- Дело в том, что 1 июня - День защиты детей. И уже традиционно на пл.Свободы в этот день проводятся массовые мероприятия, в том числе награждения победителей малых Олимпийских игр. В этом году впервые в них принимают участие ученики Харьковской области. Уже состоялись финальные соревнования 3-4 классов, где победителями стали Дзержинский, Московский районы Харькова и Двуречанский район Харьковской области. 25 мая будут соревнования 5-6 классов и 27 мая - 7-8 классов. 1 июня губернатор и мэр будут награждать победителей. Поэтому площадь будет готовиться к этим мероприятиям.

- Ради чего этот Велодень проводится? Я понимаю, что для популяризации велосипеда как транспортного средства в Харькове. Что будет делаться в Харькове для того, чтобы на велосипеде можно было нормально и безопасно ездить?

М.Тимощук:

- Сам Велодень проводится для того, чтобы показать городу, людям, что велосипед - это, прежде всего, нормально. Что это нормальный вид транспорта, когда едут градоначальники, юристы на велосипеде - это нормально. Когда учитель едет на велосипеде в школу - это тоже нормально. Мы таким образом пытаемся доказать, что велосипед - это нормально. Все, что проводится у нас в другое время - это мелкие попытки показать, что у нас велосипед можно применить не только как средство передвижения.

С.Бычак:

- Велодень - это как ребенок. Прежде чем родиться, его нужно зачать сначала, потом выносить. Этим мы и занимаемся 6 лет. Из года в год количество людей, садящихся на велосипед, добавляется.

Этим занимается и велосипедная федерация, и сайт "Харьков-турист", у нас объединенная с ними тема. Руководитель сайта является членом нашей федерации. И Федерация велосипедистов Харьковской области - это не велосипедный спорт. Это велодвижение. Сергей Козлов возглавит движение "Велосипед для всех". Он же занимается велосипедными дорожками и взаимодействием ГАИ и велосипедистов относительно соблюдения последними правил дорожного движения. Нужно сделать так, чтобы и автомобилисты воспринимали велосипедистов как положено, и велосипедисты соблюдали правила. Если взять в пример Италию, то там велосипед №1 после футбола. Любой автомобилист всегда уступит велосипедисту дорогу. Почему? Потому что каждый автомобилист является еще и велосипедистом. В Италии на каждого члена семьи есть по одному велосипеду минимум. Мы находимся на пути к Европе, на пути цивилизованного использования велосипеда. Как в той же Голландии. Например, в Чугуеве люди могут приехать до железнодорожной станции на велосипеде, поставить его стоянке, сесть в электричку и приехать в Харьков на работу.

- Но мы, к сожалению, не Голландия и не Италия. Я сам велосипедист. И у нас другое отношение к велосипедистам. Сам это прочувствовал. Поэтому что еще у нас будет, кроме единственной дорожки, которая будет от Набережной до аэропорта?

Я хочу ответить как велосипедист, сидящий на велосипеде 35 лет: мне абсолютно не мешают автомобили, я знаю, как ездить по дорогам, я знаю правила, и я знаю, как себя ведут автомобилисты. Поэтому, прежде всего, нужно самим себя чувствовать на том же шоссе, в том же городе. Поэтому не нужно пенять только на отсутствие велосипедных дорожек. То, что с ними будет безопасней - согласен. Но мы с Сергеем смотрели документацию. Я вас, может, не сильно удивлю, а может и сильно, даже в советские времена, когда закладывали все дороги, были заложены и велосипедные дорожки. На документах они все есть, но в наличии их нет. Почему их никто не сделал, думаю, уже нет смысла выяснять. Конечно, если бы они были, было бы легче. Поэтому при федерации создано отделение, которое занимается именно велосипедными дорожками. Сергей Козлов его возглавляет. По этому поводу Геннадием Адольфовичем Кернесом было проведено совещание, и все архитекторы районов занимаются сейчас этим направлением. Сейчас делается все, чтобы в ближайшее время эти велосипедные дорожки начали появляться.

С.Козлов:

- Хотелось бы еще обратить внимание на один исторический факт: в начале 20 века велосипед уже был массовым средством передвижения. И, я думаю, тогда никому в голову не приходило праздновать День велосипеда. Проводились спортивные мероприятия, но такого уровня праздники, как Велодень отсутствовали. Почему же сейчас по всему миру этот праздник завоевывает внимание? Да потому что у людей меняется мировоззрение. Все озабочены экономией природных ресурсов. Запущен процесс, который уже невозможно остановить. И ввиду этого, хотим мы этого или нет, велосипед будет популярным видом транспорта и велодорожки непременно будут построены во всех городах, где он пользуется спросом. От этого никуда не уйдешь.

Что касается Харькова. Мы сейчас собираем данные, пытаемся понять, сколько у нас велосипедистов, сколько из них пользуется велосипедом как видом транспорта, сколько - для досуга. Мы сейчас город немного изучили, на какие дороги у нас наибольший спрос у велосипедистов. Составили карту. Мы на ее основе строим взаимодействие с городскими властями. Пока ничего не делается. Но все сразу не бывает, мы должны наработать конструктивную базу, самим понять зарубежный опыт, и когда у нас появится уверенность, что наши дорожки безопасные, когда в этом убедится мэрия, то тогда проблем быть не должно.

По поводу безопасного движения, то у нас ведется работа. Мы пытаемся организовать практические мероприятия, когда велосипедисты собираются с одной целью: научиться не бояться дорог, научиться соблюдать правила во время движения, поднять культуру поведения на дорогах. По данным сайта "Турист", 90% водителей стараются соблюдать правила движения, а среди велосипедистов этот показатель составляет лишь 30%. Так что нечего пенять на автомобилистов. Мы должны начать работать над образованием велосипедистов уже сейчас.

С.Бычков:

- Хочу дополнить, что мы на Велодень собираемся не только для того, чтобы покататься. Все собираются, чтобы увидеть, как нас становится много, все пытаются обменяться какими-то впечатлениями. Есть наши харьковчане, которые на велосипеде путешествуют по всему земном шару. И такие привозят картины, фотографии, где они были! Закаты в Киргизии, еще где-то…То есть, в целом, мы нашу федерацию ассоциируем как государство для велосипедистов, в федерации много направлений: есть и спортсмены, есть туристы. Харьковская велосипедная диаспора сейчас активно завоевывает свои позиции в национальной федерации. Мы активно открываем для себя новые направления, движения. Мы развиваем не только велосипедный спорт, но и в целом велосипедное движение. Все привыкли, к сожалению, к тому, что велосипедная федерация - это спорт и ничего больше. На самом деле, 99,99% - это только любители должны быть. Нам уже ничего придумывать не нужно, нужно только брать зарубежный опыт и развивать его у себя. Чем мы сейчас и занимаемся. Бюджетного финансирования нет, и нам нужно переходить на самофинансирование, на велосипедные клубы, как это сделано в той же Италии, Франции. Мы сейчас изучаем их опыт и пытаемся понять, какой нам лучше подойдет.

- Сколько сейчас в среднем стоит велосипед в Харькове?

Минимум: от 1 тыс. 150 грн. - это чтобы можно было сесть и поехать, максимум - при мне недавно купили за 10 тыс.долл. Но если кто-то катается на велосипеде, тот понимает разницу: то ли ты нажимаешь на педаль и он едет, то ли нужно прикладывать усилия, чтобы ехать, ты нажимаешь на педаль, а он не хочет ехать. Это как "Запорожец" горбатый и "Мерседес". Поэтому стоимость велосипедов абсолютно разная. Но по большей части велосипеды покупают от 3 до 4 тыс.грн. А дальше уже те, кто ценит комфорт, понимают, какое удовольствие доставляет езда на нем, кто располагает средствами - покупают более дорогие велосипеды.

С.Козлов:

- Я хотел бы дополнить. Дело в том, что каждый велосипедист должен знать, зачем он покупает велосипед, то ли это будет езда по городу по делам, то ли это будет активный отдых за городом. Хотелось бы сказать, что сегодня в Харькове в основном продаются маунтин-байки любительского уровня. Это самый большой сегмент на сегодня. Их можно сравнить с автомобилями-внедорожниками. Это их аналог, можно сказать. Если посмотреть на чем ездят за границей - то это так называемый сити-байк, культура которого вообще не развита у нас в городе. Его отличием является то, что он хорошо защищен от дождя. Человек, который едет в костюме, уверен, что его штанины на намотаются в цепь. Есть у них и фонари, и стоп-сигналы, у них прямая посадка, в отличие от спортивных, часто есть багажники и на руле, и сзади. То есть он полностью приспособлен для городского образа жизни. У нас немножко этот сегмент отсутствует.

С.Бычков:

- Если взять ту же Францию, то там эти сити-байки можно взять на прокат. Город поделен на множество стоянок, на каждой из них можно найти свободный велосипед: подошел, кинул копеечку, он отлепился от магнита. Человек садится и едет куда ему нужно, потом оставляет велосипед на такой же стоянке. То есть не обязательно иметь в наличии велосипед, можно свободно пользоваться им напрокат. Насколько я знаю, в прошлом году французы приезжали в Москву, где хотят перенять этот вид велосипедного движения.

- Какая средняя стоимость 1 км велосипедной дорожки, они сделаны из асфальта?

- Сложно оценить, есть городские и загородные велосипедные дорожки. В городе они делаются из асфальта. Дешевле строить загородные велодорожки, поскольку это может быть просто уплотненный грунт, может быть подсыпка гравия. А в городе это асфальт, но более тонкий слой, чем для автомобилей. Цены примерно такие: 1 км стоит как дом в частном секторе, то есть около 200 тыс. долл. Но это же не просто асфальт, это и дорожные знаки, и светофоры, и разметка, и сопутствующая архитектура, те же пандусы.

- В идеале велодожки должны повторять автомобильные маршруты?

- Нет, конечно. Автомобиль, в отличие от велосипеда, менее мобильный. Поэтому велосипедист может выбрать более короткую дорогу. Поэтому велосипедисты уже наметили эти маршруты, нам осталось подключить профессионалов, сделать проект, и закатать дорожки в асфальт.

- Правда, что в Велодень на "Динамо" можно будет увидеть такое изобретение, как велотанк?

- Можно будет увидеть велотанк, "пьяный" велосипед, одноколесные велосипеды. Это лучше не объяснять, а увидеть своими глазами. Велотанк - это изобретение наших велолюбителей: конструкция танка из фанеры просто одевается на велосипед. "Пьяный" велосипед - он с необычными колесами, он едет, как вроде бы бык скачет. Одноколесный велосипед все видели в цирке. На всех этих велосипедах можно будет покататься.

- Скажите, пожалуйста, в области не планируется вводить этот праздник?

Г. Хохлов:

- Этот праздник един для города и области, в селе и районах области люди все знают, передвигаются на велосипедах там, где нет автобуса, там, где нужно поехать в школу, на работу. Но там другие задачи у велосипеда, там людей, к сожалению, жизнь заставляет на "Украинах" кататься. Но, конечно, уже в некоторых городах области это движение начинает активно развиваться. Есть город Купянск, где "ВМХ" является одним из популярных видов спорта, где будут, наверное, строиться и трассы для международных соревнований. Мы скорее рано, чем поздно сделаем так, чтобы этот праздник проходил и в городах области.

С.Бычак:

- Область активно принимает участие в Велодне, жители области приезжают в Харьков. К нам, кроме нашей области, приезжает еще и Белгород (Россия). Для них это тоже уникальный праздник, у них такого нет. Два недели назад наша Федерация велосипедистов заключила договор о сотрудничестве с Белгородской федерацией велосипедного спорта. Они хотят, чтобы мы делились с ними опытом велосипедного движения, чтобы делать то же самое у себя. Сейчас, если получится, рассматривается вопрос о совместном велопробеге, посвященном 70-летию начала Великой Отечественной войны, ведь 22 июня 1941 года началась велосипедная гонка Харьков-Белгород, она остановилась в Пятихатках (Харьков), потому что началась война. И в этом году мы рассматриваем вопрос либо о велогонке, либо о велопробеге, посвященном именно этому дню. Это все в процессе, потому что не так легко это сделать. Трасса Харьков-Белгород перегружена. Мы думаем, как это сделать, чтобы не было никаких эксцессов. Во всяком случае, Белгород проявляет большое участие в том, чтобы мы поделились с ними своим опытом. Даже председателем их федерации является наш харьковчанин. Это уже о многом говорит. Но то, что губернатор Белгородской области Евгений Савченко подписал распоряжение, чтобы оказать содействие, сделать все, чтобы это праздник состоялся - это факт.

Пользуясь случаем, уже отходя от темы Велодня, хочу сообщить, что сейчас на "Динамо" создан теннисный клуб "Динамо-Харьков", мы сейчас теннисные грунтовые корты приводим в порядок, в ближайшее время свяжемся со всеми вами, чтобы провести открытый чемпионат "Динамо" среди СМИ по теннису.

Г.Хохлов:

- Раз уже пошел такой разговор, у нас большая проблема относительно того, как подается спортивная жизнь Харькова в СМИ. В основном футбол освещается, а жизнь-то кипит. Одним из способов подачи интересной информации, на наш взгляд, является привлечение журналистов в эту жизнь. То, что говорит Сергей Петрович, дальше готовьтесь: мы вам предложим горнолыжный спорт, сноубординг, лыжные гонки. У нас же журналисты играют в мини-футбольных лигах, наверное, с вашей помощью нужно организовать спортивное мероприятие, которое длиться круглый год, это могут быть и шахматы, и шашки. Тогда вы все прочувствуете на себе, может, захотите больше писать об этом.