- Здравствуйте. Цель нашей партийной организации - это местные выборы, которые, мы уверены, состоятся 31 октября. Скорее всего, они будут проходить по смешанной системе, как это было в 1998 г. Выводы о том, что выборы будут, мы делаем исходя из своих данных, а также из того, что Партия регионов не сворачивала свои штабы с президентских выборов, а Арсений Яценюк разворачивает свои штабы, а также потому, что деньги в бюджете на выборы предусмотрены.

Для нашей политической силы эти выборы будут "боевым крещением". Честно сказать, я этому рада. Потому что, когда это происходит в период выборов в Верховную Раду, не совсем понятно, почему вся партия должна работать на многих неизвестных для большинства людей.

Очень здорово, что в Харькове у меня прошла встреча с активистами, мы говорили о стратегии, которую бы хотели применить на местных выборах. Я им честно призналась, что за последний год работы для меня самой большой сложностью была работа с местными органами самоуправления. Считаю, что закон и отношение местных органов к громаде должны меняться. Все органы местной власти уже давно забыли словосочетание "служить громаде". Они думают только, как поделить землю, имущество, поработать с бюджетными деньгами. Поэтому конфликты, которые возникают, в том числе и у вас в Харькове, в других странах просто невозможны. Есть масса примеров. Один из них, когда в США в Балтиморе освобождался машиностроительных цех, и мэр не имел права принять решение, что будет вместо этого цеха. Он проводил местный референдум и люди определились, что там будет книжный магазин, библиотека и маленькая кофейня. Так и должно быть, потому что ни мэр, ни депутаты не являются хозяевами этой территории - она принадлежит громаде. Только идеологию тоже нельзя путать. Когда громада - это 5 активных бабушек, которые говорят, что не дадут что-то сделать, то это еще не значит, что все 15 тысяч вокруг живущих такого же мнения. Т.е. умение разговаривать, с громадой, понимать ее интересы, служить ей - вот именно эти задачи мы ставим перед своей политической силой.

У нас могут претендовать на места в местных советах, Верховной Раде только те люди, которые себя проявили. Если они сегодня не вкладывают деньги в свою собственную раскрутку, свои дела, за которые их будут уважать, то мы им ничем помочь не можем. Вступая в партию, у нас каждый проходит систему проверки, проверяем, не несет ли человек на себе какой-то негатив, а потом только потом мы принимаем его.

Мы сейчас не гонимся за активным вступлением. Главная идеология партии - это те люди, которые не безразличны, которые хотят проводить реформы, потому что у нас партия лидерского типа. Наш лидер Сергей Тигипко свою позицию по реформам заявил, это главная задача, которую он ставит. Могу сказать, что никогда С.Тигипко не интересует процесс, его интересует только результат. Если он поставил задачу, он ее всегда достигает. У нас уже по каждому направлению в партии созданы экспертные группы, которые курирует С.Тигипко.

И то, что в Кабмине сейчас разделили реформы по всем вице-премьерам, я уверена, неправильно. Нельзя сейчас, например, делать отдельную реформу по сельскому хозяйству. Потому что 50% этой реформы - это вопросы бюджетного финансирования, налогообложения, т.е. эти вопросы не понимает вице-премьер по сельскому хозяйству. Все реформы имеют очень много составляющих, если они не координируются вместе, то это плохо.

У нашей политической силы уже есть полностью сформированная программа по аграрной политике, она полностью компьютеризирована. В программу вставляется сумма, которая выделяется из бюджета, потом она в программе делится по подразделениям. Согласно расчетам программы, из 150 долл. к концу года государство получает 3,5 тыс. долл. Узнав про эту программу, мне некоторые люди сказали: "Александра Владимировна, Вы что думаете, что кому-то будет интересна программа, где автоматически разделяются деньги!?". Я понимаю, что это не так просто, но если президент Виктор Янукович хочет чтобы ему забыли прошлое, то ему необходимо создать будущее. Ему необходимо стать президентом, который сможет провести реформы, именно это не смог сделать предыдущий президент Виктор Ющенко. Это не слова, все прекрасно знают, что нужно делать, все знают, что нужно уходить от политиканства, раздачи мест по коалиционному принципу, нужно брать специалистов, ставить четкие графики. Чиновники очень быстро реагируют: если скажет президент что будет реформа ЖКХ, то тогда все начнут все выполнять. Поэтому задачи большие, в том числе и у председателя ХОО партии "Сильная Украина" Андрея Моченкова. Мы сейчас будем часто ездить по регионам, потому что центральный аппарат поставил задачу максимально помочь всем регионам в подготовке к местным выборам. Мы считаем, что должны подтвердить тот результат, который имеем и который говорит о том, что если бы президентские выборы были сейчас, то Сергей Тигипко занял бы второе место.

- Как я понял, "Сильна Украина" - это партия либеральных реформ. Мировой либерализм, с моей точки зрения, это диктатура мировой финансовой олигархии. А на местном уровне это коррупционное правительство, которое лоббирует интересы бизнес-структур. Везде сейчас ведется курс на консервативное направление, а вы ориентируетесь на либеральное направление, почему?

- В первую очередь С.Тигипко ничего не рекламирует. Я с ним работаю, он состоявшийся человек, и пришел с единственной задачей. И дальше играться в проведение реформ мы не можем. Вопрос не в понимании каких-то либеральных реформ. Я экономист и знаю, что любая реформа должна пройти понимание регуляторной политики, она должна соответствовать паритету трех интересов: государства, потребителя и бизнеса. Если она не имеет такого паритета, она обречена на смерть. А теперь скажите мне как консерватор: какую вы сегодня реформу хотели бы законсервировать? Да об этом даже разговора быть не может, что нам консервировать? Червей, имеющиеся дороги, наркоманию, налоговую, которая есть на сегодняшний день? Сейчас не может идти речь о консервативной политике. Консервировать можно то, где есть достижения. Мы говорим об изменениях, модернизации, изменении налогового давления, паритете в стране не чиновника, а населения. Если вы называете это либерализмом… мы говорим о реформах, которые должны быть сделаны в интересах граждан. Да, иногда они вначале не воспринимаются. Но тогда нужно вернуться и объяснить это населению еще раз. Нужно проводить взвешенные реформы и брать лучшее, что есть. Консерватизм не соответствует нашей идеологии. Мы за реформы.

- Как вы оцениваете 100 дней правительства? С.Тигипко член правительства, чего ожидать от него в ближайшее время?

- 100 дней еще нет правительству, это будет где-то на следующей неделе. Я была одной из тех, кто был категорически против того, чтобы С.Тигипко шел в это правительство. Но сегодня должна признать, что он оказался более дальновидным, потому что если бы его сегодня там не было, то очень много гадостей мне бы не удалось остановить.

Во-первых, что позитивного: закон о закупках наконец-то прошел в той редакции, которую мы отработали с Европейской комиссией, наконец-то мы убрали там понятие тендерной палаты. Я уверена, что будет принят в ближайшее время Налоговый кодекс. Сейчас от нас зависит, в каком варианте он будет подан. Сейчас над проектом кодекса также работают профессиональные харьковские аудиторы, это и семья Рубаненко, и Александр Кирш, они сейчас работают в команде С.Тигипко в правительстве. Мы 18 лет говорили о Налоговом кодексе, это бесполезно, нужно выносить его в парламент. У С.Тигипко сейчас по всем реформам работают рабочие группы, также работают экспертные группы по образованию, ЖКХ, инвестициям. Сергей Леонидович сейчас готовит совещание с предприятиями-производителями на тему НДС.

Думаю, что будет 100 дней, и С.Тигипко отчитается за свою работу. Единственное, он действительно сейчас в правительстве один, у него много симпатиков, но много и тех, у кого он вызывает раздражение, потому что он не попросился к "корыту", он занимается только реформами.

Что меня порадовало, так это то, что С.Тигипко, вернувшись со встречи с президентом, сказал, что В.Янукович хочет проводить реформы.

- Будет ли Ваша политическая сила выдвигать своего кандидата на мэра Харькова? Если да, то кого, если нет, то будет ли она кого-то поддерживать?

- Мы сверху ничего решать не будем, у нас другая идеология. Мы всем ставим задачи на местах. Я сегодня на встрече с партийцами обратилась с просьбой, чтобы очень толерантно, уважительно относились к коллегам-партийцам. В нашей политической силе уверены, что люди устали от войны, они хотят изменений, но не войны. Нужно договариваться, искать людей, близких себе по духу, и созидать. Поэтому кандидатуру по местным выборам мы не обсуждали. Уверены в одном: как политическая сила будем идти на выборы отдельно. В харьковском регионе большая выгода все-таки у БЮТа и Регионов, у них уже есть тут сформированные лидеры. Нам в этом отношении сложнее, потому что нужно находить достаточно ярких лиц, а многие из них уже определились со своими политическими симпатиями. Поэтому очень важно, чтобы наша молодежь уже сейчас выступала, чтобы люди понимали, кто идет, куда и зачем идет, какие ставит задачи. У нас есть лидер областной организации, которому поручено сделать предложение и выйти с ним на центральное бюро.

Председатель ХОО партии "Сильная Украина" Андрей Моченков:

- Сейчас ведутся переговоры с потенциальными кандидатами в мэры. У нас есть время, поэтому мы еще будем изучать этот вопрос. Естественно, приоритет: выходить на выборы со своим кандидатом.

А.Кужель:

- В городах-миллионниках мы знаем точно, что выборы мэра не будет проходить без разговора с нашей политической силой.

- Назовите с вашей точки зрения главный плюс и главный минус Налогового кодекса, который планируется принять?

- Что позитивного: там сразу написано по годам снижение налогов, также изменено администрирование в лучшую сторону, есть ускоренная амортизация, потому что невозможна модернизация без амортизации. Также позитивно то, что там ликвидируется достаточное количество ненужных налогов. Сам факт включения в Налоговый кодекс понимания упрощенной системы налогообложения, которую планировалось уничтожить, тоже позитивно. Единственное, мы все время наступаем на одни и те же грабли. Тот вариант, который мы разработали с С.Тигипко, был намного правильнее. Он был более мягкий, как раз для переходного периода. И Минфин, слава Богу, в последний момент некоторые моменты убрал из окончательного варианта кодекса.

Но есть, конечно же, и "ляпсусы". Например, они написали в "упрощенке" какие виды деятельности категорически нельзя относить к физилицам, то есть они их толкают на общую систему налогообложения. Зато в законе о прибыли в первой строчке написано: плательщики налога с прибыли - это юридические лица. Т.е. такие "ляпы" нужно еще подчищать. Но поверьте, тот закон, который заходит от правительства, и тот, который выносится на голосование - две большие разницы. Наша задача - собрать все глупости, которые есть в сегодняшнем варианте проекта Налогового кодекса.

Что меня больше всего пугает, так это то, что в Налоговом кодексе будут выписаны косвенные методы. Моя позиция, что косвенные методы нужно за два года внедрить сначала для государственных чиновников: президента, премьера, всех министров, мэров, и только через 2 года - для бизнеса. А если начать с бизнеса, то, извините, это преступление, потому что мы породим очень большого монстра в виде налоговой. Это очень опасно. Мы будем отстаивать свое мнение. Пример косвенного метода: Тони Блер хотел себе купить дом, и вся пресса написала, что у него нет доходов, чтобы купить этот дом, ему не дадут кредит, потому что у него подтвержденных доходов в необходимом объеме. Вот это прозрачно. А когда у нас все президенты не имеют машин, домов, ну… бомжи практически...

- Теперь вы расскажите, мне сказали, что Михаил Добкин сказал, что я какие-то у вас троллейбусы лоббировала? Задайте мне этот вопрос, а то я не пойму о чем речь.

- Речь идет об интересах польских инвесторов.

- Ага, был когда-то министр Володя Безрученко. Тогда, да и сейчас я являюсь вице-президентом Торговой палаты. К нам в палату обратились поляки и написали о том, что они подписали договор с господином Добкиным, что они поставляют троллейбусы, а с ними рассчитываются по лизингу. Нам они прислали все бумаги, но как получилось: троллейбусы взяли, но не рассчитались. Поэтому еще тогда меня В.Безрученко попросил увидеть М.Добкина, передать ему это письмо от поляков, чтобы долг городских властей хотя бы реструктуризировали. Если сейчас нет денег, то подпишите договор и расскажите, как вы этот долг реструктуризируете. Да, такой разговор был, но я даже не знаю, как эта компания польская называется, в глаза видела только их письмо. Но такой факт был, М.Добкин не соврал, и вообще мы с ним никогда не скандалили.