Казенное предприятие "Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению" (ХКБД) на конец 2011 г. имеет портфель заказов на 150 млн.грн. Об этом сообщил "SQ" главный конструктор ХКБД Сергей Алехин. По его словам, объем производства КБ в последние годы составляет 10-11 млн.грн. в год, и его предстоит значительно увеличить. "Мы пережили большой кризис и сейчас выходим из него. Для выполнения такого большого количества заказов КБ привлекает соисполнителей, будут принимать на работу конструкторов, технологов и станочников. Если есть заказы, значит, будут деньги на зарплату, и люди придут", - отметил С.Алехин.

По его словам, КБ продолжает участвовать в различных тендерах в зарубежных странах, некоторые из них уже выиграны. "Поэтому объем заказов будет приумножен. Наша задача сейчас - не только активно разрабатывать технику, но и участвовать в реализации на заводе им.Малышева наших разработок. Кроме этого, есть задача совершенствовать изделия, которые уже выпускаются", - отметил С.Алехин.

По его словам, последствия пережитого кризиса для КБ отражаются в том, что есть большие долги перед Пенсионным фондом, задолженность по налогам, а также есть текущая задолженность по зарплате. "Но поскольку у нас огромные заказы, есть хорошие перспективы выйти из сложной финансовой ситуации. Кроме этого, мы рассчитываем на помощь государства, так как ни одно предприятие двигателестроения не может существовать без серьезных инвестиций, а они должны быть государственными. Нам нужно искать иностранные заказы, а подготовку производства планируется проводить за счет государственных инвестиций. Такие предложения разработаны и рассматриваются в правительстве. Сначала их утвердит концерн "Укроборонпром", затем министерства, а затем рассмотрит Верховная Рада для внесения средств в госбюджет", - сообщил С.Алехин.

По словам главного конструктора, один из перспективных проектов – организация производства малолитражных двигателей. Этот проект также требует инвестиций. Он был начат как инвестиционный государственный проект в 2006 г., но финансирование в необходимом объеме не поступило. В результате на заводе им.Малышева не провели необходимые работы. "Тем не менее, это направление необходимо развивать. Планируется производить двигатели мощностью от 17 до 200 л.с. и далее – до 300 л.с. Они требуются для тракторов малой мощности, а также гражданских и двойного назначения автомобилей, в частности, для автомобиля "Дозор" (разработан в Харьковском КБ по машиностроению им.Морозова)", - отметил С.Алехин.

Он заявил, что ХКБД готово своими разработками обеспечить поставки двигателей на рынок страны и за рубеж. "Таким образом будет обеспечена экономическая безопасность нашего государства от зарубежных поставок двигателей. Будут созданы высокотехнологичные рабочие места и производства, которые позволят нам и далее быть в числе лидеров в данной отрасли", - отметил главный конструктор КБ.

Справка "SQ". В 1931 г. КП "ХКБД" получило  задание на разработку первого в мире дизеля для танка. Разработка двигателя В-2 была выполнена успешно, и в 1939 г. на Харьковском паравозостроительном заводе было начато его серийное производство. Использование дизеля вместо бензинового двигателя было революционным решением в танкостроении.

Во Второй мировой войне дизель В-2 устанавливался на танк Т-34, а также другие боевые машины. Для новых танков второй половины ХХ столетия в КБ создали  двухтактный турбопоршневой двигатель 5ТДФ мощностью 700 л.с. Мощность двигателя доведена до 1000 л.с.

ХКБД – инженерный комплекс, включающий в себя конструкторское и технологическое бюро, исследовательский центр, производственную базу. КБ выполняет полный цикл работ по разработке двигателей – от разработки документации до передачи ее в серийное производство. Новизна технических решений по двухтактным двигателям защищена более 300 авторскими свидетельствами и патентами. Выполненные разработки позволили создать новое научное направление по созданию высокофорсированных танковых двигателей. На базе танковых двигателей создано семейство дефорсированных двигателей мощностью 300 - 1000 л.с., которые используются автономно для катеров и яхт, а также в составе силовых агрегатов для автомотрис, дизель-поездов, буровых и цементационных установок, дизель-генераторов.

Серийное производство двигателей организовано на ГП "Завод им.Малышева".