субботин, турбоатомВо время прямого эфира телепрограммы «Пряма мова» на 7-м канале генеральный директор ПАО «Турбоатом» Виктор Субботин рассказал о работе предприятия.

- Украина и Харьковщина в частности обладают уникальным машиностроительным комплексом. В мире предприятий такого уровня, как «Турбоатом» или «Электротяжмаш», порядка двух десятков. И стран, которые способны производить турбины и генераторы, строить станции (тепловые, атомные, гидростанции), - до двух десятков по всему миру. Продукция «Турбоатома», созданная за его более чем 80-летнюю историю, работает в 45 странах мира на всех континентах, это наши проверенные партнеры.

Таким образом, ситуация с рынком поставок - ключевая для любого производителя, любой продукции. Для энергомашиностроения - тем более. Например, в текущем году объем реализации продукции на экспорт составил 72%. Причем, около 40% – Российская Федерация, более половины – это Украина, страны дальнего зарубежья и Таможенного союза.

Понимая всю ситуацию с рынками, последние 3-4 года мы активно стали заниматься укреплением связей на внешних рынках стран дальнего зарубежья. Для того чтобы выйти на рынки европейских и латиноамериканских стран, того же азиатского региона, нужно предоставить качественную продукцию. И конкуренция с европейскими Alstom и Siemens, с японскими Mitsubishi и Toshiba – это, прежде всего, конкуренция технологий, конкуренция качества поставляемой продукции. Мы провели коренную модернизацию предприятия. За пять лет мы вложили 70 млн. долл. в оборудование, станки, технологические процессы на «Турбоатоме». И я с уверенностью могу сказать, что сегодня уровень технологических возможностей «Турбоатома» отвечает самым современным международным требованиям, и, я думаю, он один из самых высоких в машиностроении Украины.

Благодаря тому, что было выполнено серьезное техперевооружение производства, мы сумели предложить заказчику современную технологическую продукцию – турбины. Именно поэтому нами только в этом году подписаны контракты с европейскими заказчиками: более 30 млн. долл. с венгерской станцией – АЭС «Пакш». Кроме того, на Международном экономическом форуме подписано контрактное соглашение с австрийской компанией Inkla Trading and Engineering GmbH по поставке энергетического оборудования для реконструкции АЭС «Козлодуй» в Болгарии и АЭС «Ловииса» в Финляндии. Также мы убедили американскую компанию Holtec International, что именно «Турбоатом» способен построить хранилище для отработанного ядерного топлива в Чернобыльской зоне по технологии американского производителя. Это те последние примеры, которые ярко подчеркивают возможности украинского машиностроения. На каждом историческом этапе страны есть свои сложности. Нашим родителям было не проще и не легче, они свой этап прошли в жизни, создали возможности, которые мы сегодня должны развивать, и мы этим занимаемся.

- Если говорить о внутреннем рынке, то существует ли тенденция его развития, расширения? Какие шаги предпринимаются в этом направлении?

- Конечно, машиностроение любой страны - это, прежде всего, внутренний рынок, поскольку, поставляя продукцию на внутренний рынок, предприятие получает отечественную референцию. Имея поставки внутри страны, можно предлагать аналогичное оборудование за рубежом. По внутреннему рынку: буквально сегодня я получил письмо Министерства экономики Украины, что завтра в 14.00 - совещание в Минэкономики Украины как раз по развитию внутреннего рынка машиностроения. Мы готовим соответствующие материалы для участия в совещании. Это очень хороший пример того, что правительство Украины реально оценивает положение дел в экономике и машиностроении в частности и делает все необходимое, чтобы поддержать машиностроителей внутренним рынком и, соответственно, обеспечить выход на зарубежные.

- Скажите, а какие реформы в сфере машиностроения Вы считаете сейчас наиболее актуальными и необходимыми?

- Как раз это и есть элемент реформы – закрепить машиностроителей в родной стране с отечественным потребителем и тем самым оставить финансовые ресурсы в стране для того, чтобы поднять благосостояние населения страны.

- Если говорить о конкурентноспособности продукции «Турбоатома» на мировом рынке, насколько мы конкурентоспособны?

- В декабре прошлого года делегация «Турбоатома» посетила компанию Siemens в Германии, в городе Мерхайм. Мы были на заводе, познакомились с технологическими возможностями Siemens. По моему мнению, мы не уступаем крупнейшим европейским поставщикам. Наше предприятие оснащено теми же станками Waldrich Coburg немецкого производителя. В этом году мы ввели в эксплуатацию три крупных обрабатывающих центра, модернизированных специалистами компаний Waldrich Coburg и Skoda (Чехия) совместно с ремонтными службами «Турбоатома». Запустили термические печи, ранее мы реконструировали участок формовки в литейном цехе с установкой нового оборудования от итальянского производителя IMF. Это лучшие производители, которые поставляют свою продукцию по всему миру. И Украина в целом, и «Турбоатом» в частности абсолютно конкурентоспособны. Самое главное, что в сложном машиностроении очень важна основная составляющая – конструкторская мысль. У нас на «Турбоатоме» мы сохранили конструкторские бюро по паровым и гидравлическим турбинам. Более того, мы напитали их молодыми подрастающими талантами, выпускниками наших институтов – ХПИ, где есть базовая кафедра турбостроения. И сегодня предприятие обладает научным потенциалом и технологиями европейского уровня. Поэтому мы идем навстречу европейской интеграции.

- Вы сейчас затронули интересную тему - вопрос молодых специалистов. Сейчас много говорят и пишут о том, что система госзаказов от предприятий будет ликвидирована. Планирует ли завод давать эти заказы учебным заведениям?

- У нас уже многие годы, более пяти лет, существуют очень тесные связи с базовыми институтами: ХПИ, ХАИ, Институтом проблем машиностроения и другими экономическими вузами. Харьков – студенческий город, и мы приглашаем самых лучших харьковских студентов. Предприятие дает им возможность пройти производственную практику и профобучение, это себя оправдывает. Сегодня средний возраст работников нашего завода - менее 43 лет. Из 5000 сотрудников пенсионеров - меньше 700 человек, а людей моложе 40 лет - больше половины. Таким образом, «Турбоатом» сохранил жизненную перспективу не только в металле и оборудовании, но и в кадровой политике. Мы однозначно обеспечим следующее поколение высоковалифицированными работниками-турбостроителями.

- Скажите, если говорить о нашем регионе, какую роль мы должны играть в экономике всей страны? В чем уникальность Харьковского региона?

- Харьковский регион - это, конечно, регион машиностроителей. И задача харьковчан и всех, кто причастен и работает в машиностроительном комплексе, - сохранить и развивать это экономическое направление в стране. Мы должны удержать те возможности, которые были сформированы нашими отцами и дедами. Мы обязаны дать нашим детям работать на наших, харьковских, предприятиях. В этом уникальность именно Харьковского региона в стране. Все зависит от нас. И такие возможности есть. И это задача, которую мы должны реализовать в ближайшее время с учетом предстоящих выборов в местные советы, с учетом того, что идет децентрализация, расширяются возможности местных советов по управлению не только финансовыми потоками и бюджетами, но и по управлению народнохозяйственными комплексами в регионе. Нам нужно открыто работать, развивать страну, развивать родной регион.

- Какие события в жизни предриятия, на Ваш взгляд, были наиболее знаковыми и важными в 2015 году?

- Этот год для нас достаточно удачный. Мы, по сути, за 8 месяцев выполнили показатели отгрузки в реализации прошлого года и уже перевыполнили финплан значительно. В конкретных показателях: в этом году мы закончили отгрузку 20-го «миллионника» в истории «Турбоатома». «Миллионник» - это турбина 1000 МВт, это флагман турбиностроения во всех странах. Причем это первый «миллионник» в истории независимой Украины. Предыдущие 19 были в прошлой жизни, я бы так сказал. Тем самым мы, по сути, возобновили технологию, прошли все кадровые, технические, технологические особенности производства этой турбины. Это очень важно. Кроме того, предприятие освоило новый вид продукции. В сентябре был отгружен первый ряд титановых лопаток паровой турбины для АЭС, которые предназначены для замены изношенного оборудования российских «Силовых машин». Пять турбин российской компании работают в Украине, они всегда были на обслуживании завода-изготовителя. Теперь мы взяли на себя задачу полностью перейти на импортозамещение комплектующих и запасных частей российских турбин. Этого раньше никогда не было, и это очень важно для нас как завода-изготовителя.

Для американской компании Holtec International мы сегодня презентуем атомную турбину малой мощности, которую будем экспортировать по всему миру. Таким образом, есть перспективные направления на мировых рынках, а это важно для любого производителя.

- Будут ли реализованы шаги по приватизации в 2016 году и есть ли такая необходимость по отношению к «Турбоатому»?

- Буквально на днях министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичюс сообщил, что приватизация крупных пакетов акций будет перенесена на следующий год. Это касается и «Турбоатома», который каждый год Фондом госимущества включается в список по приватизации по отдельному решению Кабинета министров. Так было и в этом году. 75% акций нашего предприятия находится под контролем государства. Поскольку остальная часть акций была продана за последние 15 лет, то мы находимся в процессе приватизации все эти 15 лет. Относительно перспективы. По большому счету, большинство энергомашиностроительных предприятий мира являются акционерными обществами с разной формой собственности и долей государства в капитале. Это не является каким-то определяющим фактором успешности предприятия. Важны механизмы управления. В любом случае, государство должно сохранять свое влияние на принятие решения в стратегических промышленных предприятиях, которые определяют экономическую и техническую мощь страны. Учитывая, что мы поставляем продукцию на атомные электростанции, объекты особой зоны ответственности, конечно, государство должно иметь рычаги влияния на всех поставщиков, которые причастны к строительству таких объектов. В какой пропорции, в каком процентном соотношении, это не главное. Главное – государство должно быть в этом процессе.