Великий пост, который в этом году длится с 18 марта по 4 мая, кардинально изменил структуру потребления украинцев. По оценкам церкви, поста в Украине придерживается до 15% населения, или около 7 млн. человек, и эта цифра растет. "Ежегодно прибавляется 1,5 - 2% человек, которые впервые решили поститься", – говорит директор исследовательского агентства "AgriSurvey" Тарас Гагалюк. Такого количества людей, которые соблюдают пост, достаточно, чтобы существенно скорректировать объемы продаж "запрещенных" продуктов и нарастить потребление товаров-заменителей, пишет "Forbes".

Максимальное падение продаж фиксируют представители молочной промышленности. Больше всего сокращаются объемы реализации цельномолочной продукции – кефира, молока, ряженки – приблизительно на 20%. 

На втором месте – производители мяса птицы и яиц. Хорошо для бизнесменов только то, что отрицательная динамика не является сюрпризом. "Снижение объемов реализации в период поста происходит ежегодно и закладывается в бизнес-план изначально", – объясняет директор по общим вопросам комплекса "Агромарс" Алексей Марченко.

Параллельно с проседанием мясомолочной продукции растут продажи овощей и особенно грибов, которые являются заменителем животного белка. "Потребитель старается выровнять потребность в калориях за счет других видов продукции, например, грибов и фасоли. Что касается последней, то на этот белковый субститут продукции животного происхождения цена остается неизменной по сравнению с прошлым годом", – отметил Гагалюк. "Рост потребления грибов в этот период – минимум 30%. Правда, в мае начинается спад, который усугубляется летом", – добавил  исполнительный директор Союза грибопроизводителей Украины Геннадий Матвеенко.

Традиционный рост потребления овощей в период поста составляет 15-20%, однако высокое предложение продукции в этом году не позволило вырасти ценам. "Производители, которые ожидали в первую неделю поста существенного прироста стоимости своей продукции, остались разочарованными", – констатирует руководитель проекта "АПК-Информ: овощи и фрукты" Татьяна Гетьман. По ее словам, рост цен на овощи начался на прошлой неделе, но фактор поста в данном случае был вторичен. "Сыграло роль сокращение количества качественных овощей и активизация закупок овощей для экспорта в Россию", – пояснила она.

По наблюдениям Гагалюка, высокими – на уровне прошлого года (23-25 грн./кг) – остаются цены на помидоры. Прибавили в цене капуста, картофель и морковь. "А стоимость огурцов хотя и снизилась, но они все равно остаются продуктом высокого ценового сегмента в период начала весны, поэтому заметного позитивного влияния на спрос это не имело", – подчеркнул он.

Ряд категорий пищевых товаров остается вне влияния фактора поста. "Потребление хлеба в этот период сохраняется на среднемесячном уровне - совершенно ровная динамика. Разве что непосредственно накануне Пасхи резко вырастает спрос на куличи", – отметил генеральный директор ассоциации "Укрхлебпром" Александр Васильченко.

Представители алкогольных компаний тоже не жалуются на спад продаж по религиозным мотивам.

Категория Динамика объемов продаж за период Великого поста Динамика цен 
Свинина и мясо-колбасные изделия  от -4% до -5% до -5%
Мясо птицы  -10% от -7% до -8%
Яйца -10% -10%
Молочные продукты -20% до -5%
Овощи (борщовый набор) от +15 до +20%

от +0,5 до +2,3% с 5 марта по 9 апреля  (по данным НИИ "Украгропромпродуктивность")

от +2,5 до +16,4% с 5 марта по 9 апреля (данные Минэкономики). Ведомство зафиксировало снижение цен на капусту (-4,8%)

+100% с 25 марта по 15 апреля (данные "АПК-Информ: овощи и фрукты"). Результаты подверглись критике со стороны Минагрополитики

Фрукты от +10 до +15% +10%
Грибы (шампиньоны) +30% до +5%