Спешка, с которой Налоговый кодекс готовится  к рассмотрению Верховной Радой (ВР) во втором чтении, может привести к негативным последствиям. Об этом 17 ноября заявил "SQ" президент Союза налоговых консультантов Украины, председатель общественной коллегии парламентского комитета по налоговой и таможенной политике, харковчанин Леонид Рубаненко.  Он отметил, что допускает возможность вынесения кодекса на рассмотрение ВР в третьем чтении.  Если  кодекс все же будет принят, не исключено, что президент Украины Виктор Янукович наложит на него вето.

По словам Л.Рубаненко, поспешность, с которой сейчас в Налоговый кодекс вносятся поправки, обусловлена двумя факторами: стремлением выполнить обещание, данное правительством Украины Международному валютному фонду, а также желанием принять государственный бюджет 2011 г. с учетом уже новых норм налогообложения. Однако по закону бюджет следующего года должен приниматься на основе налоговых ставок, действующих на 15 августа текущего года, то есть если бюджет будет формироваться по новому Налоговому кодексу, то процедура его принятия будет нарушена. Кроме того, по данным экспертов, с принятием нового Налогового кодекса в нынешней редакции доходы бюджета следующего года сократятся, и это негативно отразится в целом на экономике страны.

По словам Л.Рубаненко, оптимальным вариантом  было бы введение норм нового кодекса не с 2011 г., а с 1 января 2012 г. До этого целесообразно было бы отработать нормы кодекса на отдельных отраслях и предприятиях (как это происходило в России и Казахстане при принятии аналогичных документов), а также принять все необходимые подзаконные акты. После выявления просчетов и нестыковок при введении норм кодекса, например, в машиностроительной или строительной отрасли, в течение года можно было бы внести поправки к документу. Уже после этого кодекс можно было бы вводить в действие.

В целом, по словам Л.Рубаненко, новый Налоговый кодекс является достаточно прогрессивным документом, убирающим множество недочетов существующей системы налогообложения  и ограничивающим полномочия налоговиков. "Однако работу над кодексом можно было бы организовать лучше", - подчеркнул Л.Рубаненко. По его словам, много квалифицированных специалистов из Минфина и других структур, которые начинали работу над документом, уволились в процессе его создания. Те, кто сейчас дорабатывает кодекс, делает это в очень напряженной обстановке. По словам Л.Рубаненко, "есть слишком много структур, которые хотят вставить свои пять копеек, пролоббировать свои интересы". "Это, конечно же, налоговая, которая стремится оставить возможности для коррупционных действий, а также сторонники введения Налоговым кодексом аналога Тендерной палаты. Уже неоднократно возникали такие ситуации, когда мы, общественники, согласовали какие-то положения кодекса с руководством Минфина и профильного комитета ВР, а после нас приходили те, у кого есть свои интересы, прямо противоположные интересам предпринимателей, и наутро мы видели уже новый текст статей", – заявил Л.Рубаненко.

Л.Рубаненко также отметил, что очень многие положения кодекса нужно дорабатывать. Нельзя также принимать кодекс обособленно по разделам, так как они связаны между собой, и внесение поправок в один раздел влечет за собой изменения в других. 

Активные действия участников всеукраинской акции протеста против принятия нового Налогового кодекса, по словам Л.Рубаненко, сейчас приостановлены. Их предложения рассматриваются профильным комитетом ВР. Л.Рубаненко отметил, что состав участников акций протеста немного изменился. Работники рынков, например, поняли, что новый кодекс содержит для них  более выгодные нормы налогообложения, и прекратили протестовать. Однако самой уязвимой категорией налогоплательщиков  остаются предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения (как физические, так и юридические лица), особенно те из них, кто имеет кредиты в банках, взятые под залог своего имущества.

Справка "SQ". Проект Налогового кодекса, внесенный Кабинетом министров Украины, был принят Верховной Радой в первом чтении 7 октября. Новая редакция проекта Налогового кодекса Украины обнародована 11 ноября на официальном сайте Верховной Рады Украины. В этот же день Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендовал парламенту Украины принять во втором чтении проект Налогового кодекса Украины. 16 ноября парламент начал рассмотрение проекта Налогового кодекса во втором чтении.