"Схема государственного финансирования отрасли культуры нуждается в модернизации", - заявил "SQ" начальник Главного управления культуры и туризма Харьковской облгосадминистрации Дмитрий Кузнецов. По его словам, сейчас некоторые учреждения культуры полностью финансируются из госбюджета, кроме того, есть еще получатели бюджетной поддержки. Их потребности финансируются из госбюджета полностью. "Сейчас есть проблема с размерами этой финансовой поддержки. Мы готовим письмо в Министерство финансов с просьбой пояснить ситуацию с расчетом бюджетного финансирования", - отметил Д.Кузнецов.

По его словам, финансовые поступления на отрасль культуры рассчитываются, исходя из количества жителей области (по определенной формуле). В 2011 г. субвенция из госбюджета Харьковскому облбюджету на сферу культуры составила около 75 млн.грн. Местные финансисты сразу отнимают от этой суммы то, что должно пойти на госбюджетные учреждения - музеи, библиотеки. В результате остается сумма на бюджетную поддержку театрально-концертных учреждений, и по этой статье есть достаточно серьезный дефицит. "Раньше мы просто сообщали Минфину, что денег не хватает и что нужно увеличить финансирование, но это не давало должного эффекта. Сейчас мы включили в переписку с Минфином обоснование необходимости изменения устоявшейся практики. Ведь в Украине только в шести регионах (Днепропетровск, Донецк, Киев, Львов, Одесса и Харьков) есть театры оперы и балета. Но принципиальный вопрос в том, что в Харьковской области на финансирование театра оперы и балета приходится третья часть всего бюджета культуры области. Это большая финансовая нагрузка, которая вполне может "перевернуть лодку" бюджета культуры. В других областях нет оперных театров и нет таких значительных затрат. В этих регионах могут и пополнять библиотечный фонд, и ремонтировать клубы и отопительные системы в них, и в результате  выходить по этим показателям на первые места. А у нас в области половина отопительных систем в сельских учреждениях культуры не работает, и как нас осуждать за это, если мы третью часть бюджета отдаем одному учреждению?" - отметил Д.Кузнецов.

По его словам, например, Львовский национальный оперный театр из госбюджета, минуя облбюджет, получает около 50 млн.грн. в год. Харьковский национальный академический театр оперы и балета им.Лысенко, согласно новому Бюджетному кодексу, финансируется из областного бюджета. "В обращении к Минфину мы будем просить, чтобы структура финансирования отрасли культуры содержала и формульную часть, и еще одну часть, которую выделят на каждую область без формульного расчета (10-15 млн.грн. - сколько государство посчитает нужным). Это будет более понятная и логичная модель", - отметил начальник облуправления культуры.

Д.Кузнецов сообщил, что кроме оптимизации госбюджетного финансирования управление ставит задачу повышения уровня менеджмента в учреждениях культуры. "Есть устоявшиеся процентные отношения собственных доходов учреждений культуры и финансовой поддержки государства. С точки зрения творчества все коллективы Харьковщины замечательно работают. Но если один администратор добивается уровня собственных доходов в 14% объема господдержки, а другой - 3,5%, то нужно разобраться, почему так. С каждым учреждением нужно работать отдельно, так как везде есть своя специфика. Например, у ХНАТОБа доля собственных доходов составляет около 5%, велики и расходы", - отметил начальник управления.

По его словам, еще одна проблема заключается в том, как заинтересовать коллективы увеличивать доходность своих постановок. "Например, большую работу в этом направлении проводит Харьковская областная филармония, но на зарплатах сотрудников улучшение экономических показателей практически не отражается. Мы хотим выстроить такую модель работы учреждений культуры, чтобы они сами хотели улучшить свои финансовые показатели, без напоминания со стороны властей. При этом не должны страдать воспитательная и социальная функции этих учреждений", - отметил Д.Кузнецов.

По словам начальника облуправления культуры, самым сбалансированным театром сейчас является Харьковский театр кукол им.Афанасьева. "Зал этого театра постоянно заполняется на 90%, самоокупаемость приближается к 40%. А самое сложное положение - в Харьковском академическом театре музкомедии. Но проблема с этим театром не в менеджменте, а в том, что у театра нет своего помещения, а используется взятое в аренду. Руководитель театра говорит, что чем больше он будет инвестировать в инфраструктуру театра, тем ощутимее арендатор будет повышать стоимость аренды. Поэтому получается, что театр работает с КПД паровоза, хотя творческий потенциал коллектива высокий. И благодаря совместной работе менеджмента театра и управления культуры даже в этих условиях театр за 2010 г.  увеличил свои финансовые показатели в полтора раза", - отметил Д.Кузнецов.

Справка "SQ". На сферу культуры и искусства в бюджете Харьковской области на 2011 г. запланировано 75,6 млн.грн. расходов, что на 3,8% меньше, чем в 2010 г. В области будут содержаться 13 бюджетных учреждений культуры (в том числе четыре библиотеки, пять музеев, картинная галерея, центр народного творчества, украинский культурный центр "Юность", центр культурного наследия), а также будет предоставляться финансовая поддержка восьми учреждениям культуры (шести театрам, областной филармонии и молодежному симфоническому оркестру "Слобожанский").

В Харьковской области работает более десятка негосударственных театров и шесть стационарных профессиональных (Харьковский государственный академический русский драматический театр им.А.С.Пушкина, Харьковский государственный академический украинский драматический театр им.Т.Шевченко, Харьковский национальный академический театр оперы и балета им.Н.Лысенко, Харьковский академический театр музыкальной комедии, Харьковский государственный академический театр кукол им.В.Афанасьева, Харьковский областной театр для детей и юношества). В театрах работают около 1,5 тыс. чел. Ежегодно харьковские театры посещают около 400 тыс.чел.