Госинспекция по контролю за ценами в Харьковской области в ноябре планирует начать проверки законности формирования цен на контрактное обучение в вузах. Об этом 10 августа сообщил журналистам начальник инспекции Анатолий Шалыгин. По его словам, в инспекции заинтересовались теми вузами, в которых была увеличена стоимость обучения, - их и будут проверять в первую очередь.

Как отметил А.Шалыгин, еще одна причина проверок – несоответствие инструкции Министерства образования и науки для вузов по расчету себестоимости обучения основным правилам бухучета. Ранее Минобразования было поручено разработать такую схему, и ведомство его разработало, включив в себестоимость "все, что можно, и даже затраты на капитальное строительство". Но согласно положениям бухгалтерского учета капремонт делается за счет отчислений на амортизацию и в себестоимость обучения не включается.

По словам А.Шалыгина, вузы слишком вольно трактуют понятия себестоимости, и "в результате получаются цены на обучение под 15 тыс.грн. в год". "Возможно, после вмешательства инспекции по ценам вузы снизят стоимость обучения", - отметил А.Шалыгин.
 

Справка "SQ". Стоимость обучения на самых дорогих специальностях в вузах Харькова составляет около 15 тыс.грн. в год. Об этом 24 июля в пресс-центре информационного агентства "STATUS QUO" сообщила заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Людмила Белова. По ее словам, самыми дорогостоящими оказались "элитные" специальности в Харьковском национальном университете им.В.Каразина (право, международная экономика и иностранные языки), Харьковском национальном экономическом университете (международная экономика), Национальной юридической академии Украины им.Я.Мудрого, Национальном университете внутренних дел (правоведение).

Л.Белова отметила, что самым недорогим вузом оказалась Харьковская зооветеринарная академия (Дергачевский р-н), в которой обучение по специальности "Лесное и садовое хозяйство" стоит 2,5 тыс.грн. в год. Недорогие специальности предлагают также Харьковская государственная академия строительства и архитектуры (4,6 тыс.грн./год на специальность инженер-механик), Украинская инженерно-педагогическая академия (4,5 тыс.грн./год – инженер-машиностроитель), а также Харьковский национальный аграрный университет им.Докучаева (4 тыс.грн./год – агрономия, экология).

По словам Л.Беловой, цены на обучение в вузах по сравнению с прошлым годом в среднем возросли на 10-15%, что соответствует росту затрат на обучение. Ряд вузов оставил цены на обучение без изменений, в их числе - Харьковский национальный университет радиоэлектроники (стоимость обучения - 6,2-7 тыс.грн./год), Государственная академия железнодорожного транспорта (5,97 тыс.грн./год на все специальности).

В Харьковской области 94 вуза, в их числе 31 вуз III-IV уровней аккредитации (в т.ч. 14 - национальных), 46 - I-II уровней аккредитации (училища, техникумы и колледжи), а также 15 вузов негосударственной формы собственности.

А.Шалыгин был назначен начальником инспекции по контролю за ценами 1 июля 2009 г. В инспекции работает около 20 чел. 

Государственная инспекция из контроля по ценам и ее территориальные органы (государственные инспекции из контроля по ценам в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе) - правительственный орган в составе Министерства экономики Украины.

Госинспекция проводит мониторинг цен и тарифов на товары и услуги потребительского рынка, обобщает его результаты, готовит предложения относительно принятия мер для стабилизации ценовой ситуации;

в пределах своей компетенции осуществляет проверки соблюдения порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также их экономического обоснования;

применяет в соответствии с законодательством меры за нарушение предприятиями, учреждениями и организациями этого порядка, а также за невыполнение требований органов государственного контроля по ценам;

по результатам проверок дает обязательные для исполнения предписания относительно устранения нарушений в сфере ценообразования;

вносит соответствующим органам, уполномоченным решать вопрос ценообразования, предложения относительно усовершенствования порядка формирования и применение цен и тарифов;

принимает участие в разработке проектов нормативно-правовых актов по вопросам контроля по ценам, а также методических рекомендаций и разъяснений относительно порядка их применения;

в пределах своей компетенции вносит предложению относительно отмены принятых органами исполнительной власти решений по вопросам формирования, установления и применения цен и тарифов, которые противоречат законодательству.