"Пилотный проект по привлечению выпускников ПТУ на ОАО "Турбоатом" идет не такими высокими темпами, как хотелось бы", - заявил 6 сентября "SQ" заместитель гендиректора по управлению персоналом и режиму "Турбоатома" Виктор Белов. По его словам, в рамках пилотного проекта, который проходит по инициативе Харьковской облгосадминистрации, налаживаются отношения с рядом ПТУ Харькова, в основном, с ВПТУ-6. Однако, в училище на машиностроительные специальности поступило очень мало учащихся, и это сдерживает процесс создания группы и подписания с желающими трехстороннего договора.

По словам В.Белова, на заводе утвержден социальный пакет для учащихся ПТУ и студентов. Соцпакет получат те учащиеся, которые подпишут договор, обязывающий их после окончания училища поступить на работу на завод. В соцпакет входит 100 грн. ежемесячной стипендии на время учебы и прохождения практики, оплата питания, спецодежда, компенсация части проезда во время обучения, 460 грн. одноразовой выплаты после поступления на завод, через год работы будет выплачена 13-я зарплата. На время адаптации предусмотрена льготная система оплаты.

По словам В.Белова, пока действует пилотный проект, средства предприятия, затраченные на привлечение учащихся ПТУ, облагаются налогами. Одна из целей проекта - показать, что эти средства не должны облагаться налогами, и инициировать изменения в законодательстве.

В.Белов также отметил, что у "Турбоатома", в отличие от других предприятий, не было и сейчас нет закрепленного ПТУ. В связи с этим планируется обратиться в Минобразования с просьбой закрепить за заводом ВПТУ-6. Справка "SQ". "Турбоатом" за последние три месяца принял участие в тендерах на 1 млрд.грн., которые фактически выиграл. Годовой план производства на заводе при прошлом руководстве составлял 320 млн.грн., после назначения гендиректором Виктора Субботина план составляет 420 млн.грн. В числе заказчиков завода - НАЭК "Энергоатом" (объем заказа - около 200 млн.грн.), "Востокэнерго" (Россия) (контракт по Зуйской ГЭС на 70 млн.грн.), ОАО "Силовые машины" (Россия) (на 200 млн.грн.). Завод имеет загрузку на три года вперед и переходит на трехсменный режим работы. Для выполнения имеющихся заказов закупается импортное оборудование.
Чистая прибыль "Турбоатома" (Харьков) за ІІ квартал 2007 г. составила 16,393 млн.грн., что в 11 раз больше запланированной на этот период и на 174% больше полученной за аналогичный период 2006 г. Рентабельность "Турбоатома" увеличилась на 53%. Средняя зарплата на конец ІІ квартала составила 1457,5 грн., что на 73% выше зарплаты на конец первого полугодия 2006 г. На "Турбоатоме" работает 4,85 тыс.чел., средняя зарплата - 1,45 тыс.грн., что на 42% больше, чем за 7 мес. 2006 г. Зарплата основных рабочих - около 3 тыс.грн. На балансе предприятия - 4 общежития, поликлиника, база отдыха "Голубой залив".

Ожидается, что ряд машиностроительных предприятий Харькова в 2007 г. заключит долгосрочные контракты с учащимися профессионально-технических училищ (ПТУ), предусматривающие трудоустройство учащихся по окончании срока учебы. Контракт заключается между ПТУ, заводом и учащимся ПТУ.
Материальную ответственность в случае невыполнения условий контракта будут нести родители учащихся. Договор составлен по аналогии с договорами, которые заключают спортивные клубы с подающей надежды молодежью.
В числе заводов, которые участвуют в эксперименте, - ГП "Харьковский машиностроительный завод "ФЭД", ГП "Завод "Электротяжмаш", ОАО "Турбоатом".

Ежегодная потребность предприятий области в токарях на 2007-2010 гг. составляет 700-800 чел., фрезеровщиках - 400 чел., слесарях - 1 тыс.чел. Заявки предприятий на получение молодых специалистов в ПТУ удовлетворяются максимум на 20%. Половина принятых на работу в 2005 г. уволилась.