До 15 ноября все вузы должны разработать и опубликовать свои правила приема – ректор Харьковского педуниверситета И. ПрокопенкоВсе вузы Украины должны разработать и до 15 ноября опубликовать свои правила приема. Об этом 4 ноября сообщил "SQ" ректор Харьковского национального педагогического университета им.Г.Сковороды Иван Прокопенко. По его словам, правила нужно разработать на основании условий приема, которые были разработаны Министерством образования и науки и утверждены в Министерстве юстиции. Заслуга Минобразования в том, что правила появились в конце года. "Я помню тяжелые времена, когда правила и условия приема в вузы появлялись перед самыми экзаменами, и общественность не могла подготовиться заранее. В этот раз все проходит без спешки. 3 ноября в Харькове представители Минобразования провели совещание с ректорами вузов и дали пояснения по поводу новых условий, чтобы в вузах не допускали ошибок при разработке правил", - отметил И.Прокопенко.

По его словам, работники высшей школы рассчитывали на более демократичный вариант условий. "Сейчас в стране идет процесс укрепления вузов, то есть обеспечения их автономности, и уже само существование условий приведет к тому , что автономия будет призрачной. Нигде в мире никаких условий не принимают. Каждый университет разрабатывает свои правила, они, в основном, унифицированы в рамках одной страны, но в каждом университете своя специфика", - отметил ректор.

Он сообщил, что введение независимого оценивания знаний было прогрессивным вариантом совершенствования системы приема вузы, но вводилось административно и вызвало сопротивление абитуриентов, выпускников школ, их родителей. "С одной стороны, есть общество, государство как центральный орган управления учебным процессом, и есть вуз, который в целом отвечает за все - и за качество обучения, и за перспективы развития высшей школы, и за судьбу самого государства, влияя на нее через образование. И вуз сегодня исключен из этого процесса", - отметил И.Прокопенко.

По его словам, по новым условиям абитуриентам нужно будет получить сертификаты минимум по трем предметам, максимум – по пяти. Как и в прошлом году, разрешается сдавать документы одновременно в пять университетов и в каждом – на три специальности. "Ничего не поменялось практически, и это плохо, так как дезориентирует людей. Бывает так, что дети, подав документы в пять вузов, по разным причинам за отведенные для этого дни не успевают оформить документы и попадают учиться не туда, куда они хотели. Я считаю, что для одного человека достаточно учебы в одном вузе, а если кто-то чувствует в себе силы и способности, то пусть учится параллельно в двух вузах. Но подавать документы в пять вузов нецелесообразно", - сообщил ректор педуниверситета.

Он добавил, что условиями предусмотрено, что срок подачи документов увеличится и продлится с 1 до 31 июля. Но для ряда категорий абитуриентов этот срок будет короче, так как им нужно сдавать вступительные экзамены. Это касается тех, кто учился в школе до 2007 г. и не будет сдавать тесты, тех, кто сдает творческие экзамены, которые до 1 августа должны быть закончены. В вузах готовы к такой системе, и сроки будут соблюдены. "Для нашего вуза творческие экзамены будут введены на пяти специальностях, например, искусство и физкультура. Теперь эти экзамены засчитываются в число обязательных баллов. Раньше к трем тестам добавлялись еще и результаты экзаменов, и были неравные условия поступления для этой категории детей. Ведь творческие конкурсы тяжелее, чем тесты. Например, по физкультуре это три экзамена, которые проходят в разные дни - по легкой атлетике, гимнастике и плаванию. Физкультурники должны принести в вуз два сетрификата тестирования и школьный аттестат и сдать творческие экзамены", - отметил И.Прокопенко.

Он сообщил, что, к сожалению, остались без изменений положения о льготниках. "Мы ожидали, что будет корреляция в этом направлении, но этого не произошло. Я считаю, что льготы нужно давать, в частности, тем детям и родителям, которым требуется помощь, но после того, как они поступили в вуз. Это справедливо. Ведь сейчас льготники имеют возможность практически внеконкурсного зачисления, а потом еще в ходе учебы получают средства на содержание. И вообще, постепенно нужно переходить от учебы за государственные средства к учебе с государственной поддержкой. И такой поддержкой должен становиться кредит. Его параметры должны зависеть от категории граждан (для социально незащищенных кредиты должны быть льготными)", - заявил ректор.

По словам И.Прокопенко, когда в министерстве составляли условия приема, то исходили из тех ограничений, о которых заявил министр образования Дмитрий Табачник. "Он сказал, что общество к восприятию настоящих переходов и трансформации не готово. Поэтому и были согласованы эти условия. Есть, конечно, ряд небольших инноваций, которые связаны с техническими дисциплинами, в отношении которых вводится дополнительный бонус в 20 баллов для тех, кто закончил подготовительные курсы этих вузов. К сожалению, педвузы в этот список не попали, хотя в проекте условий они были", - отметил И.Прокопенко.

Как сообщили "SQ" в общественной организации "Центр образовательного мониторинга", условия приема в вузы на 2011 г. реанимируют худшие традиции "ручного" набора в университеты. "Ни одну важную поправку, которая была предложена в проект условий приема в вузы от 120 общественных организаций со всей Украины и от нардепов, Минобразование не учло в окончательной редакции документа. В результате новые условия приема усложнят равный доступ к качественному образованию и престижным украинским университетам одаренным детям из небогатых семей", - отметили в центре.

По информации центра, плохо то, что средний балл школьного аттестата высчитывается в 200-балльной шкале и фактически приравнивается к прохождению тестов независимого оценивания знаний по одному из предметов. "Уже в 2010 г. были  отрицательные последствия этой нормы, когда в школах массово переписывали журналы, был отмечен стремительный рост награждений золотыми и серебряными медалями. Норма, по которой студенты по непрофильным предметам могут иметь результаты тестов менее 124, может привести к тому, что ученики не будут изучать непрофильные предметы. Неправильно было предусматривать преференции тем, кто оплатит свое обучение на подготовительных курсах вузов, учитывать сертификаты, полученные за прошлые годы, а также плохо то, что не предусмотрена норма, согласно которой приемочным комиссиям запрещалось бы принимать заявления отдельно на места госзаказа и на контракт", - отметили в центре.

Справка "SQ". Общественная организация "Центр образовательного мониторинга" создана в 2004 г. для содействия развитию образования и науки в Украине.

Министерство образования и науки утвердило условия приема в вузы Украины в 2011 г. Об этом 2 ноября сообщил Д.Табачник. Он отметил, что установлен фиксированный перечень конкурсных предметов по всем уровням подготовки. В частности, при поступлении на учебу по уровню младшего специалиста на основе базового общего среднего образования установлены два конкурсных предмета, по которым поступающие будут сдавать вступительные экзамены. Кроме того, при вступлении засчитываются баллы сертификата Украинского центра оценивания качества образования. При этом первый предмет является обязательным, а второй выбирается самим поступающим.

При поступлении на учебу по уровню бакалавра (специалиста, магистра медицинского и ветеринарно-медицинского направления) на основе полного общего среднего образования засчитываются баллы сертификата по четырем предметам. В частности, два предмета являются обязательными, а третий предмет выбирается поступающим, кроме случаев, когда такой предмет определен условиями приема или решением приемной комиссии вуза.

Согласно правилам, дано право принимать участие в конкурсе по результатам внешнего независимого оценивания (ВНО) или по результатам вступительных экзаменов по конкурсным предметам в вузе по выбору граждан Украины, которые в год вступления получили полное общее среднее образование за границей.

Также предоставлено право вступать в украинские вузы иностранцам, которые получили полное общее среднее образование в заграничных школах с украинским языком обучения.

Кроме того, установлено, что при вступлении в вуз на основе полного общего среднего образования учитывается средний балл аттестата по 200-балльной шкале, как это было в 2010 г.

Предоставлено право лицам, которые получили полное среднее образование в 2007 г. и ранее, принимать участие в конкурсе и на дневную форму обучения по результатам ВНО или вступительных экзаменов в вузы по их выбору.