Программа освоения производства двигателей Казенного предприятия "Харьковское КБ по двигателестроению" (ХКБД) прошла согласование в профильных министерствах и направлена в Кабмин. Об этом 28 марта сообщил "SQ" генеральный конструктор ХКБД Сергей Алехин. По его словам, в 2006 г в программе планируется задействовать ХКБД, ГП "Завод им. Малышева, ООО "Харьковский завод тракторных самоходных шасси" и ОАО "Харьковский тракторный завод им.С.Орджоникидзе". ХКБД - основной исполнитель, круг участников будет расширяться на тендерной основе. По словам С.Алехина, ХКБД разработало двигатели 17-60 л.с., серийное производство которых планируется освоить на заводе им. Малышева. Предусмотрена также разработка (создание конструкторской документации и опытных образцов) двигателей мощностью 60-120 л.с. Программа будет действовать до 2010 г. Справка "SQ". ХКБД было создано в 1931 г. (тогда оно называлось "специальное конструкторское бюро") на базе завода им. Малышева (тогда - паравозостроительный завод) для создания танкового двигателя. Специалисты ХКБД и Харьковского политехнического института разработали двигатель В2, которым был оснащен танк Т-34. Модифицированные версии этого двигателя и сейчас выпускаются в России. В послевоенные годы ХКБД разработало семейство танковых двигателей - 5ТДФ, 6ТД, 3ТД. Как сообщили в ХКБД, эти двухтактные турбопоршневые дизели имеют самые высокие в мире удельные показатели мощности на единицу массы и объема. Уникальная конструкция двигателя позволила создать мощную малогабаритную моторно-трансмиссионную установку. В современном украинском танке Т-84 объем моторного отделения составляет 3,2 м3, в нем применяется двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. Таких удельных параметров не достигла ни одна страна в мире.