Первые два учебно-тренировочных самолета Л-39, отремонтированных и модернизированных ГП МО "Чугуевский авиационный ремонтный завод" (ЧАРЗ), 20 декабря на Чугуевском аэродроме были торжественно переданы Республике Беларусь в рамках действующего контракта на поставку Украиной в Беларусь десяти таких самолетов. В торжественной церемонии передачи самолетов приняли участие министр обороны Беларуси Леонид Мальцев и министр обороны Украины Анатолий Гриценко. По словам Л.Мальцева, Беларусь, единственная республика, не имевшая в составе СССР собственной системы подготовки летчиков, вынуждена была создавать эту систему с нуля. Л.Мальцев отметил, что ранее белорусские летчики получали летную практику в России, а не так давно в Беларуси был создан собственный центр подготовки летчиков, для которого потребовались самолеты. Л. Мальцев сообщил, что сейчас Беларуси требуется более 20 учебно-тренировочных самолетов Л-39. По словам А.Гриценко, контракт на поставку Украиной Беларуси 10 таких самолетов был подписан в 2005 г. Министр отметил, что контракт выгоден для обеих стран, поскольку Беларусь получает самолеты и возможность самостоятельно готовить летчиков, а Украина - деньги и рабочие места. А.Гриценко сообщил, что деньги от продажи самолетов поступят в госбюджет. После церемонии передачи самолеты вылетели в Беларусь. Как сообщил "SQ" начальник отдела исполнения договоров ЧАРЗ Константин Тарасов, чугуевский завод выполняет ремонт и модернизацию 5 самолетов Л-39. По его словам, технологический цикл ремонта и модернизации составляет 5,5 мес. Самолеты, переданные Беларуси 20 декабря, поступили на завод в апреле 2005 г., в ноябре прошли летные испытания, а в начале декабря были готовы к передаче. По словам К.Тарасова, оставшиеся 3 самолета будут готовы в январе 2006 г. Справка "SQ". Учебно-тренировочный самолет Л-39 был разработан в Чехословакии. Л-39 - цельнометаллический самолет с низкорасположенным крылом и тандемным расположением кресел. Оснащен двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ советской разработки. На самолете можно выполнять как простой, так и сложный пилотаж, летать днем и ночью, в сложных метеоусловиях; вести атаку ракетой класса "воздух-воздух", осуществлять стрельбу по наземным и воздушным целям; производить бомбометание и выполнять стрельбу из фотокинопулемета. Л-39 составляет основу парка учебно-тренировочных самолетов многих европейских и ближневосточных стран. Модернизация самолетов Л-39, проводимая ЧАРЗ, заключается в замене системы автоматической регистрации полета самолета АРП-12 на бортовой аварийно-эксплутационный регистратор полетной информации БУР-4-1. Местом дислокации беларусской учебной эскадрильи Л-39 избран г.Лида (Гродненская область). Большинство инструкторов эскадрильи имеют опыт полетов на данном типе самолета.