Рабочая группа Харьковского горсовета по формированию проекта бюджета Харькова на 2002 год направила обращение председателю Верховной Рады Украины Ивану Плющу и премьер-министру Украины Анатолию Кинаху. Информацию об этом 18 октября распространила пресс-служба горисполкома. В обращении, подписанном руководителем рабочей группы - Харьковским городским головой Михаилом Пилипчуком, содержатся критические замечания к проекту Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2002 год", а также предложения харьковских властей по урегулированию проблем, связанных с формированием межбюджетных отношений и установлением четкого механизма исполнения утвержденных бюджетов.
В обращении говорится, что расчетный объем доходов общего фонда бюджета Харькова завышен на 25,8 млн. грн. В том числе по закрепленным доходам - на 3,2 млн. грн., по собственным доходам - на 22,6 млн. грн..
Минфином не учтены изменения законодательной базы по отдельным источникам формирования доходной части харьковской казны. Так, в базовых показателях для расчета собственных доходов не отражено принятие законов, освобождающих от земельного налога предприятия концерна "Бронетехника" и самолетостроительной отрасли, из-за чего в 2002 году будет недополучено 13,9 млн. грн. В объем собственных доходов также не включен налог на прибыль предприятий коммунальной собственности, но в ст. 28 проекта Закона предусмотрено зачисление сумм налога в зависимости от учредителей коммунальных предприятий. Харьковские власти предлагают указать в Законе, что "налог на прибыль предприятий коммунальной собственности зачисляется в местные бюджеты по местонахождению соответствующего предприятия, организации, учреждения". В случае невнесения таких изменений, говорится в обращении, объем собственных доходов по Харькову будет завышен на 8,7 млн. грн. В объем закрепленных доходов включена плата за лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, а Бюджетным Кодексом данный источник доходов за местными бюджетами не закреплен.
В проекте Закона предполагается изъятие из бюджета города в госбюджет части закрепленных доходов, но ежедневный норматив изъятия установлен от расчетного объема доходов общего фонда, что приведет к ограничению полномочий органов местного самоуправления в части пользования собственными доходами. Доходы специального фонда определены Минфином на 6,8 млн. грн. больше расчетов городских властей. Поступления в фонд развития прогнозируются в размере 9,04 млн. грн, по расчетам городских властей - 7 млн. грн., поступления сбора за загрязнение окружающей среды завышены более чем вдвое. Поступления в целевые фонды предполагаются в сумме 106,5 тыс. грн., Бюджетным Кодексом создание таких фондов не предусмотрено. В обращении указана необходимость дополнить ст. 35 проекта, в соответствии с которой областным советам передаются права на перераспределение средств, неучтенных по формульным расчетам, формулировкой о том, чтобы областным центрам при этом выделялось не менее 50% средств. Вместе с нерешенными вопросами по формированию доходной части бюджета города остаются неурегулированными и проблемы определения необходимых расходов. В расчетах не учтено 25-процентное повышение зарплаты работникам бюджетной сферы (42 млн. грн.), не решен вопрос о содержании некоторых учреждений правоохранительных органов, зоопарка, не учтены субвенции из госбюджета на предоставление льгот и субсидий для населения города.