PhotoХарьковский радиотелескоп УТР-2 станет базой для создания более мощных телескопов мира. Об этом 18 августа сообщил "SQ" заведующий отделом декаметровой радиоастрономии Радиоастрономического института НАНУ Александр Коноваленко. Решение использовать УТР-2 для апробации астрофизических, технических и методических идей для строящихся телескопов было принято на международном совещании, посвященном перспективам развития низкочастотной радиоастрономии. Совещание с участием харьковских радиоастрономов прошло в конце июня в г.Стокгольме. На совещании речь также шла о развитии аппаратной базы для новых проектов телескопов. По словам А.Коноваленко, строительство телескопа с эффективной площадью 1 млн. кв. м, которое планируется окончить в 2009 г., начали Голландия и США. Управление телескопом будет организовано с применением микропроцессорной техники, что поставит сбор информации на более качественный уровень. Использование нового телескопа позволит получить новые результаты о практически всех объектах Вселенной (Солнце, солнечно-земных связях), уточнить физические модели открытых объектов, обнаружить новые. В условиях Земли нельзя смоделировать ряд космических процессов и объектов (радиогалактики с активными ядрами). Наблюдая эти объекты, астрономы получают информацию о передаче экстремальных энергий на большие расстояния. Информация может быть полезна для земной физики и техники. Как сообщил А.Коноваленко, в Украине разрабатывается концепция строительства в стране гигантских телескопов нового поколения. Сейчас на харьковском радиотелескопе свои концепции отрабатывают астрономы из Голландии и Швеции. Справка "SQ". Радиотелескоп УTР-2 создан 40 лет назад под руководством академика Семена Брауде. Его площадь составляет 150 тыс. кв. м (это площадь всех радиотелескопов мира вмесие взятых, работающих во всех диапазонах волн). В числе открытий, сделанных при помощи телескопа, спектральные линии возбужденных атомов углерода.