Харьковское областное управление по делам защиты прав потребителей в 2002 г. по обращениям граждан и организаций провело проверки соблюдения контроля соблюдения требований закона "О рекламе". Было заведено 75 дел о нарушении рекламного законодательства, в том числе 43 в сфере внешней рекламы, 9 на телевидении и радио, 10 в печатных изданиях и 13 в транспорте. Вынесено 62 решения о наложении штрафов на 99,2 тыс. грн и 15 решений о запрете рекламы. Об этом "SQ" сообщили 9 января в управлении по защите прав потребителей. В 2002 г. управление завело 5 дел (в 2001 г. – 8 дел) о нарушении предприятиями законодательства о размещении рекламы алкогольных и табачных изделий вблизи учебных заведений, где обучаются дети до 18 лет. В сфере внешней рекламы неурегулированными остаются вопросы размещения рекламы табачных изделий и алкогольных напитков вблизи детских учреждений культуры и отдыха: цирка, театра кукол, театра юного зрителя, дворца детского творчества. Дополнительная информация в рекламе о вреде курения и злоупотребления алкогольными напитками - номер лицензии зачастую наносится цветом, похожим на фоновый, поэтому потребителями не воспринимается. Среди нарушений распространения рекламы на теле- и радиоканалах - превышение времени эфира, отведенного на рекламу, рекламирование ведущими телепередач товаров и услуг, прерывание рекламой телевизионных и художественных фильмов, реклама услуг, которые подлежат лицензированию без ссылки в рекламе на номер лицензии и орган, который его выдал, реклама концертно-гастрольной деятельности без информации об использовании или не использовании исполнителями фонограмм. Нерешенными законодательно при размещении рекламы на каналах телевидения и радио остаются вопросы размещения биологически активных добавок к еде, которые реализуются не через торговую сеть, а заказываются по телефонам, указанным в рекламе. Эти товары доставляются потребителям на дом, не содержат сведения о предприятиях, которые их реализуют и принимают претензии. Реклама о проведении разнообразных акций, розыгрышей призов не имеет сведений об условиях проведения акций. Харьковское управление по защите прав потребителей обратилось к председателю Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики Л. Школьнику с просьбой обратиться в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания с просьбой принять меры о нарушении закона Украины о рекламе на общенациональных каналах телевидения. В 9 горисполкомах Харьковской области управление проверило выполнение органами исполнительной власти требований размещения внешней рекламы. В ходе выборочных проверок городов Изюм, Купянск, Лозовая, Змиев, Валки, Богодухов, Красноград и Золочев установлено размещение значительного количества носителей внешней рекламы, причем выдача разрешений начата только Купянским, Лозовским, Валковским и Красноградским горисполкомами. В них утверждены уполномоченные лица, которые выдавали субъектам хозяйствования разрешения на размещения рекламы и составляли договоры на предоставление распространителям внешней рекламы мест для размещения конструкций с рекламой. Были установлены факты распространения рекламы с нарушениями действующего законодательства, но оплата на размещение рекламы не проводилась.