Ученый совет Национального технического университета "Харьковский политехнический институт" (ХПИ) 8 сентября одобрил выдвижение работы, посвященной созданию новых пассажирских вагонов отечественного производства, на соискание государственной премии Украины в сфере науки и техники. Сборка вагонов освоена на ОАО "Крюковский вагоностроительный завод" (КВЗ, г.Кременчуг, Полтавская обл.). Решение было принято единогласно в ходе обсуждения работы. Ректор ХПИ Леонид Товажнянский отметил, что подобные разработки служат делу повышения уровня стандартов жизни украинцев, поскольку новые пассажирские вагоны соответствуют лучшим мировым стандартам. Главный конструктор КВЗ Олег Шкабров сообщил "SQ", что сейчас на украинских железных дорогах эксплуатируется около 10 тыс. пассажирских вагонов, около 60% которых изношены и требуют замены. Планируется, что если в год выпускать по 300 вагонов, то через 10 лет подвижной состав будет обновлен. Он отметил, что КВЗ способен выпускать 300 вагонов в год. Председатель комиссии ученого совета ХПИ, исследовавшей возможность выдвижения работы на соискание государственной премии, заведующий кафедрой электротранспорта и тепловозостроения ХПИ Виктор Омельяненко отметил, что внедрение разработки позволит экономить в год около 190 млн.евро., так как не надо будет закупать вагоны за рубежом. В.Омельяненко отметил вклад ОАО "НПП "Хартрон-Экспресс" в создание отечественных вагонов. "Хартрон-Экспресс" поставляет электрооборудование и автоматику для вагонов. Доля отказов оборудования составляет 0,5%, что в 50 раз меньше, чем у отечественных конкурентов. Справка "SQ". В число соискателей премии включен генеральный директор "НПП "Хартрон-Экспресс" Валентин Макаренко. В группе разработчиков также представители КВЗ, "Укрзалізницi", а также Днепропетровского института инженеров транспорта. До 1991 г. основными поставщиками пассажирских вагонов для железных дорог Украины были заводы Росси, Венгрии, Польши и Германии. Основные направления организации производства пассажирских вагонов в Украине были определены постановлением Кабмина (№703) от 11 октября 1994 г. Производство вагонов позволило в 2002 г. открыть скоростное движение по маршруту Киев-Харьков, в 2003 г. – Киев-Днепропетровск.