Птенцы гнезда Репина
Краткий гид по творчеству учеников великого художника
Картины Ильи Репина, юбилей которого отмечается 5 августа, известны всем, как и творческий пусть знаменитого сына земли слобожанской. Куда менее известен Репин как педагог, который вырастил целую плеяду великих художников.

Ниже - короткая информация о них и галерея работ каждого творца, позволяющая оценить, насколько далеко и в какую сторону ученики ушли от своего учителя.
Кустодиев Борис Михайлович
В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Обучался сначала в мастерской В. Савинского, со второго курса — у Ильи Репина.

На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной жизни. Большое значение в этих работах придается линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI—XVIII вв, лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.
Серов Валентин Александрович
C октября 1874 года Серонв занимался в Париже на улице Верон с Репиным, который отмечал: «Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял иногда оставить её».

Уже ранние шедевры Валентина Серова, среди которых - знаменитая «Девочка с персиками», - открыли миру талантливого портретиста. Прошло несколько лет, и мастер достиг пика совершенства, найдя лаконичные и выразительные способы изображения характера персонажей. Техника живописи Серова позволяла художнику достигать портретного сходства даже без рисования лица, а карандашные портреты с его легкой руки впервые стали полноценными произведениями искусства. Пейзажи, картины на исторические и мифологические темы, анималистика – все удавалось мастеру. Но главное - он мог с первого взгляда уловить суть человека или явления.
Фешин Николай Иванович
Окончил Высшее художественное училище при Императорской академии художеств в мастерской Ильи Репина, в дальнейшем вернулся в Казань и преподавал в Казанской художественной школе, ныне носящей его имя. В 1916 году избран академиком Императорской Академии художеств. В 1923 году эмигрировал с семьей в США, где прожил до самой смерти в 1955 году.

Интересно, что Репин недолюбливал Фешина, что, однако, не помешало ему много лет спустя назвать Фешина «наиболее талантливым в числе современных живописцев».

Все исследователи творчества Фешина писали о влиянии на него Репина, в частности, американская художница и биограф Мэри Бэлком отмечала, что именно через Репина Фешин познакомился с импрессионизмом.
Остроумова-Лебедева Анна Петровна
В 1892—1900 годах училась у Репина в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств, которое закончила со званием художника, представив 14 гравюр.

Считается человеком, возродившим в России первой половины XX века искусство гравюры. Анна Петровна также положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, работала и в технике литографии, и в акварели. Изображала в основном виды Петербурга и его окрестностей. Одна из немногих художников, органично создававших пейзажи, которые включали в композицию архитектурные строения.
Куликов Иван Семёнович
Родился в городе Муроме в семье бывших крепостных крестьян. Осенью 1896 года стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Императорской академии художеств при мастерской художника Маковского, но менее чем через месяц перешел к Репину. Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов был зачислен в студенты Высшего художественного училища.

Авторитет Куликова в художественной среде был настолько высок, что его наряду с Малявиным, Нестеровым, Кустодиевым и другими не менее известными мастерами включили в список кандидатов на должность профессора, руководящего живописным отделением в академии.