Парковка по-европейски
Парковки на крышах и Park&Ride.
Европейский опыт в Украине
Дефицит парковочных мест и огромный автомобильный трафик стал одной из главных проблем современных городов. Когда плотная застройка исторических центров не позволяет выделять значительные площади под наземные автостоянки даже размещение авто на крышах зданий не представляется шуткой или фантастикой. Решить проблему трафика помогает идея "перехватывающих стоянок". Все эти инфраструктурные изменения органично ложатся в контекст Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Приложение к главе 7 "Транспорт" Соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза.

Стороны будут сотрудничать с целью дельнейшего развития транспортных сообщений, в частности посредством:

  • обмена передовым опытом по вопросам финансирования проектов (инфраструктурные и горизонтальные мероприятия), в том числе государственно-частного партнерства, соответствующего законодательства и взимания платы за пользование;
  • учета в определенных случаях положений, изложенных в части этого Соглашения относительно окружающей среды, в частности, относительно оценок стратегического влияния и влияния на окружающую среду, актов законодательства, связанных с охраной природы, качеством воздуха.
Парковки на крышах
Паркинги на крышах зданий стали нормо й в европейских городах. С 1 июля 2019 года, согласно новым изменениям, внесенным в Государственные строительные нормы, разрешается проектировать парковки на эксплуатируемых кровлях общественных зданий.
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience.
Требования к автостоянкам на крыше

Согласно новым строительным нормам, разрешается проектировать автомобильные парковки на эксплуатируемых кровлях общественных зданий и сооружений: торговых и торгово-развлекательных центров, административных зданий, отелей и иных.

Для обеспечения безопасности парковка на крыше должна соответствовать целому ряду требований:

  • соблюдение противопожарного расстояния до прилегающей застройки,
  • соблюдение правил устройства электроустановок (ПУЭ),
  • размещение на безопасном расстоянии от телефонных линий, антенн мобильной и радиотрансляционного связи,
  • автостоянки должны иметь обязательные эвакуационные выходы.

При этом запрещается оборудовать парковки на крышах любыми временными укрытиями для автомобилей.

На каких зданиях парковки размещать запрещено?

Новые правила ГСН указывают перечень зданий, на кровлях которых запрещено оборудовать автостоянки. К таким относятся:

  • детские сады,
  • учреждения среднего образования,
  • корпуса с палатами медицинских учреждений.
"Сегодня во многих странах Европы и мира достаточно распространенным размещения парковок на кровлях торговых центров и других современных общественных зданий. Например, такие стоянки есть в Польше, Франции, Италии, Германии. Это очень выгодно делать, потому что иногда найти свободное место под паркинг, особенно в большом городе, трудно. Поэтому для расширения количества паркомест стали использовать эксплуатируемые кровли общественных зданий. Мы тоже решили заимствовать такой иностранный опыт и в новых изменениях ДБН предусмотрели возможность проектирования вышеупомянутых стоянок. Норма начнет действовать с 1 июля".

Лев Парцхаладзе
заместитель министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины
Мировой опыт
В различных города Европы и остального мира парковки на крышах общественных зданий стали повседневностью.
Краков (Польша)
Паркинг на крыше торгово-развлекательного центра в Кракове (Польша) предоставляет услуги по относительно щадящим ценам: первые 15 минут бесплатно, до 2-х часов – 2 злотых (чуть поле 50 центов), далее – 5 злотых в час (1,3 доллара).
Шеньян (Китай)
Парковка на крыше здания на улице Чжондун в деловом квартале Шеньяна (Китай) вмещает единоразово до 400 автомобилей. Парковка бесплатная.
Торонто (Канада)
Крыша Kensington Market в Торонто (Канада) – не только удобное место для парковки. С нее открывается прекрасный пейзаж на город, что также привлекает автомобилистов.
Западный Голливуд (США)
Во время посещения гигантского магазина Pavilions Market Rooftop Parking в Западном Голливуде (США) покупатели могут оставлять автомобили на крыше здания.
Готов ли Харьков к парковкам на крыше?
Организация парковочных мест на крышах прежде всего ограничивается возможностями уже существующих зданий. Очевидно, старые архитектурные сооружения, которые возводились в XIX и даже в XX веках, вряд ли пригодны для оборудования парковок на крышах. Однако при проектировании новых зданий такую возможность стоит учитывать. В некоторых случаях выдавая разрешения на строительство госорганы или органы местного самоуправления могут ставить в качестве одного из непременных условия – создание парковочных мест.
Перехватывающие стоянки
Еще одним вариантом решения проблемы дефицита парковочных мест являются перехватывающие стоянки или Park & Ride на въезде в город. Организация таких автостоянок также предусматривается новыми правилами ГСН, вступившими в силу с 1 июля.
Такие парковки уже пользуются большой популярностью за рубежом, в частности в Европе. Park & Ride позволяют уменьшить количество пробок на дорогах, снизить нагрузку на парковки в самих городах, улучшить экологическое состояние густонаселенных городов и наладить движение общественного транспорта.

Чем удобны Park & Ride?

Перехватывающие парковки размещаются в окрестностях или при въезде в центры крупных городов вблизи остановок общественного транспорта, чтобы владелец авто мог оставить свою машину и удобно пересесть на метро, автобус или трамвай. Плата за такую парковку в различных странах мира стоит очень недорого по сравнению с парковками в центре, а во многих случаях вообще бесплатно (такая ценовая политика должна стимулировать водителей выбирать именно Park & Ride).

Помимо этого, пользователи перехватывающих парковок могут со скидкой приобрести билеты на общественный транспорт.
В новых изменениях в ГСН "Автостоянки и гаражи" указывается, что перехватывающие парковки должны располагаться на подъезде к центральной части города поблизости:
  • железнодорожных станций;
  • авиационных терминалов;
  • станций метрополитена;
  • остановок маршрутного такси и другого общественного транспорта.
Расстояние до указанных объектов - 150 метров.
"Предлагаем еще одну интересную европейскую практику для налаживания транспортного движения в городах - перехватывающие автостоянки, так называемые« Park & Ride. Плата за такую парковку стоит копейки по сравнению с парковками в центре, а во многих случаях вообще бесплатно. Кроме того, пользователи перехватывающих парковок могут со скидкой приобрести билеты на общественный транспорт туда и обратно. Это действительно выгодно и для людей, и для города".

Лев Парцхаладзе
заместитель министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины
Мировой опыт
Вена (Австрия)
В Вене все автостоянки Park&Ride находятся в непосредственной близости от станций метро. Оставив свою машину, можно быстро добраться до центра города.
Стоимость парковки – 3,40 евро в сутки, 17,10 – в неделю, 63,60 – в месяц.
Стокгольм (Швеция)
В столице Швеции Стокгольме на окраинах города расположены более двух десятков автостоянок Park & Ride. Стоимость услуги на таких парковках значительно ниже. Оставить машину на час на обычной парковке стоит 10-30 крон (примерно 1-3 евро). На Park & Ride – 15-20 крон в сутки или около 1,5-2 евро.
Милан (Италия)
В одном из крупнейших городов Италии Милане работают более двадцати парковок Park & Ride. Основное преимущество, как и в иных европейских городах – невысокие цены: 1 евро за 4 часа, 2 евро в сутки или 6,20 евро за неделю.
Прага (Чехия)
Прага – один из любимых городов украинских автотуристов. Охраняемая парковка Park & Ride с утра и до вечера обойдется 20 чешских крон или примерно 22 гривны. В самом городе во многих местах можно оставлять автомобили максимум на 6 часов, а в некоторых зонах не более чем на 2 часа.
Готов ли Харьков к Park & Ride?
Харьков, как и всякий мегаполис, который активно застраивался в советские времена, состоит из делового центра, окруженного огромными спальными районами. Эти районы связаны с центром линиями метрополитена, который продолжает строится, и развитым наземным транспортом. Вместе с тем, крупные магистрали, соединяющие центр города со спальными районами часто замирают в пробках. Организация перехватывающих стоянок возле окраинных станций метро, позволило бы разгрузить дороги и сделать жизнь сотен тысяч харьковчан комфортнее.