Елена Логвинова недавно отметила годовщину работы в городской стоматологической поликлинике №7 на Алексеевке. За 20 лет она прошла путь от интерна до главного врача. Причем ее руководство припало на самое сложное для Украины и Харькова время – в разгар пандемии коронавируса и полномасштабной войны. В интервью нашему изданию Елена Логвинова рассказала о том, как доктора жили в больничном укрытии и работали нон-стоп, как стресс из-за войныповлиял на здоровье ротовой полости и почему стоит отдать предпочтение коммунальной стоматологии.

- Елена, расскажите, пожалуйста, что сейчас являет собой 7-я стоматполиклиника.

- В поликлинике работают 73 человека. Мы самая молодая «стоматка», средний возраст наших сотрудников – 35-37 лет. Уверена, что это плюс. Все молодые, красивые, энергичные и, что главное, профессионалы.

У нас есть детское отделение – это детские терапевты, хирурги, ортодонт. У нас – взрослое отделение – терапевты, хирурги. Есть ортопедическое отделение с зуботехнической лабораторией. Есть рентген-кабинет с 3D-томографом. 

В штате также – два врача-анестезиолога. Это большое подспорье, потому что мы можем проводить лечение людям с инвалидностью. Тем, кого без анестезии невозможно полечить. Бывают и ситуации, когда пациенту нужно в определенный отрезок времени выполнить большой объем работ, когда нужно тотальное протезирование, пролечить много зубов. 

Кстати, не каждая частная клиника предоставляет такой широкий спектр услуг. 

Если говорить территориально, то к нам идут все горожане. У нас много докторов, всегда на личных отношениях пациенты идут к ним. У нас лечится также Изюм, Купянск, Дергачи, Слатино. Очень много переселенцев из Мариуполя. Кстати, у нас девочка из Мариуполя закончила интернатуру. 

- Поликлиника со свежим ремонтом и хорошо оснащена. Поделитесь, что было сделано за последние годы?

Поликлиника – это моя цитадель. Я считаю, что все должно быть красиво, все должны работать в комфортных условиях. Сделали ремонты в кабинетах. Теперь доктора работают не все вместе, а каждый в своем кабинетике. 

Я смогла саккумулировать средства, и мы приобрели 8 новых стоматологических установок. Одна стоит 150 тыс. грн. Отремонтировали хирургический кабинет, там все новое. Везде есть кондиционеры, в том числе в залах ожидания, чтобы пациенты чувствовали себя комфортно. 

Также купили новый компрессор (установка не работает без компрессора). Раньше у нас их было много – тот сломался, этот сломался. А теперь есть огромная цифровая машина, и под нее подключены все установки. 

Мы одна из первых «стоматок», которая во время войны, при обстрелах, когда отключали свет, продолжала работать, потому что установили генератор на 65 кВт. Помогла областная военная администрация, департамент здравоохранения, ЮНИСЕФ. Наши двери всегда были открыты для всех, чтобы зарядить телефоны, согреться, помыться, разогреть еду. 

И вода у нас также постоянно есть. Еще до войны мы установили накопительную систему водоснабжения, чтобы не зависеть от отключений централизованного водоснабжения, которые периодически происходят в районе.

В начале нашего разговора вы вспоминали о 3D-томографе, услугами которого можно воспользоваться в поликлинике. В чем его преимущество?

Мы единственная стоматполиклиника в городе, где есть такая услуга. 3D-томограф дает возможность посмотреть туда, куда не может заглянуть человеческий глаз. 

Ты открываешь монитор, ты рассматриваешь зуб или зубы. Если это верхняя челюсть, ты видишь все пазухи, гайморовы, ты сразу коннектишься с ЛОРом и смотришь – киста, сложное удаление, несложное, а вдруг ты удалишь и получишь осложнение. Нижняя челюсть – зубы мудрости, нижнечелюстные каналы. А подготовка под имплантацию – ты посмотрел, замерил толщину костей, расстояние между зубами, спроектировал… это класс! Высшая диагностика для максимально безопасного и полного лечения пациента.

- Какое еще оборудование вы бы хотели иметь в поликлинике?

- Очень хочу внедрить в нашей поликлинике технологию CAD/CAM. Если говорить просто: это такой себе мини-заводик, когда отсканировал полость рта, смоделировал, а фрезерный станок на искусственном интеллекте изготовил коронку или протез. 

Хочу отметить, что наша поликлиника предоставляет льготное протезирование, которое оплачивается с городского бюджета. Сейчас очередь на льготное протезирование – уже более тысячи человек.

- Вы возглавили больницу в 2020 году, как раз на старте второго этапа медицинской реформы. Многих врачей тогда пугала неизвестность, потому что никто не знал, что принесет реформа, никто не хотел, чтобы стало хуже. Как поликлиника прошла тот этап?

- Действительно, я заходила на должность на пороге второго этапа медреформы, плюс был карантин. Почти все сотрудники тогда около 3-х месяцев находились в отпуске за свой счет. Практически не работала поликлиника, только пару докторов оказывали помощь. 

В первую очередь нужно было возобновить работу поликлиники, внедрить медицинскую реформу. Мы понимали, что сидим без работы и нужно что-то с этим делать. Стали на рельсы и погнали. 

Без лишней скромности скажу, что из 8-ми городских стоматполиклиник мы лидеры. Я пришла на должность, у нас было финансирование 138 тыс. грн в месяц через Национальную службу здоровья Украины. Через полгода уже 183 тыс., потом 267 тыс., и вскоре мы вышли на финансирование в полмиллиона грн в месяц от НСЗУ. А это много! В 4,5 раза получилось увеличить финансирование. Помимо средств от НСЗУ, поликлиника зарабатывала еще свои, более миллиона в месяц – в 20 раз увеличили собственные поступления! Поликлиника начала работать системно, без задержек по зарплате и даже начала покупать новую аппаратуру, о которой я рассказывала. На данный момент мы полностью находимся на хозрасчете. 

- Какие сейчас зарплаты у ваших медиков? 

- Не менее 20 и 13,5 тыс. грн платим медикам и зубным техникам. Мы полностью выполняем условия постановления Кабмина! Перейдя полностью на хозрасчет, была возможность пересмотреть коллективный договор, пойти на «почасовку» и, не нарушая закона, платить «минималку». Нет! 20 тыс. и 13,5 тыс. грн! Сейчас это базовый оклад.

Понятно, что кто-то работает на ставку, кто-то на полставки, кто-то на четверть. Но считаем от оклада в 20 и 13,5 тыс. Причем тарифную сеточку я разработала индивидуальную, потому что опыт у врачей разный – есть врачи с 5-летним опытом, а есть первая, высшая квалификация, 10 лет опыта и так далее. И вот эта градация оплаты идет у них от выслуги лет.

- В 2020 году пандемия коронавируса стала вызовом для всей медицинской системы. А особенно оказала влияние на стоматологию, в которой лечение предусматривает максимально близкий контакт врача и пациента. Учитывая в то время сложную ситуацию с заболеванием в Харькове, как с этим обстояли дела среди медперсонала поликлиники?

- Положа руку на сердце, у нас все прошло гладко. Мы придерживались всех рекомендаций МОЗ и ВОЗ. Мы вакцинированы все, делали это централизованно. У нас было внутреннее распоряжение: любой чих или чье-то «я заболел», значит, ты не приходишь на работу, идешь в больницу и только с негативным ПЦР-тестом снова приступаешь к работе. Мы в эти игры не играли. Да, было два случая заболевания среди медперсонала, но это была стандартная, бытовая история. 

- Расскажите о работе поликлиники во время войны.

- 24 февраля 2022 года я ехала на работу. Поликлиника с того времени не останавливалась ни на одну минуточку, ни на день. У нас есть укрытие, в котором жили доктора с семьями, жил младший и средний медперсонал, и они же нон-стоп, придерживаясь комендантского часа, в любое время оказывали прием. 

У нас есть те, кто пошел служить. Врач общего приема в 2014 году пошел в АТО, в плену был, служит и сейчас. И еще пошел один технический сотрудник. Есть у нас две мои сотрудницы, у которых мужья – в ВСУ, и одна, к сожалению, мужа потеряла.

Мы, харьковчане, очень отзывчивы. Стали единым фронтом! Волонтерить – давайте! Помощь собрать – давайте! День донора – пожалуйста! Сдаем кровь на ВСУ. Все время участвуем. Наши двери всегда открыты. Мы получили благодарность от спецподразделения «Кракен».

Принцип у нас – один за всех, и все за одного. Командный дух он присутствует. Проблемы решаем вместе. Никто ничего за углом на обсуждает. Пришли, сказали, все решили, как бы примитивно не звучало. Мы сплоченные. А с точки зрения работы для людей я люблю говорить, как в старом армянском мультфильме: делай добро, бросай его в воду, и оно к тебе вернется.

- Насколько стресс из-за войны повлиял на состояние зубов?

Конечно, стресс, изменения гормонального фона сделали свое дело. Ты нервничаешь, ты сжимаешь челюсть. Зубы стираются. А вот острому кариесу сейчас больше подвержены дети, чем взрослые. 

- Где консультируется и лечится главврач стоматполиклиники №7?

Вы не поверите, здесь. Все время у одного доктора, у Веры Игоревны Емченко, нашего медицинского директора. Мы все время в паре работали и сейчас прекрасно находимся в тандеме.

- Стоматологические услуги считаются одними из самых затратных в медицине. За счет чего это происходит? И какой у поликлиники диапазон цен?

- Быстрый пример из жизни. Можно купить машину, на которой ездишь, и ее достаточно, а можно купить «Мазду» или «Майбах». То есть от уровня обслуживания, антуража, материалов, оборудования, на котором пациента лечат, ценник и формируется. Нужно понимать, чтобы стоматолог осмотрел пациента, его нужно посадить не на пенек, а на хоть какую-то установку, включить компрессор, взять наконечник, взять от 1 до 5 боров, анестезию и так далее. 

Преимущество коммунальных стоматологий в том, что не каждая частная клиника имеет в своем арсенале такой полный спектр услуг – здесь, сейчас и сразу. Ну представьте – повторюсь, у нас 4-этажное здание. Специалисты у нас в штате – начиная от детского стоматолога-терапевта, детского стоматолога-хирурга, взрослого стоматолога-терапевта, взрослого стоматолога-хирурга и до ортопеда, ортодонта, анестезиологов. 

Что касается диапазона цен. Если это восстановление анатомической формы зуба, то есть не осложненный кариес, – посверлили, полечили и закрыли, если это отечественный материал, то можно войти в 500 грн. В частной клинике это старт от 800 грн и дальше. Анестезия у нас – 150 грн. Думаю, подъемно. Протезирование разное – от 1200 грн. Да, мы в таких условиях, когда стоматология всегда была платная, но в коммунальной стоматологии есть механизм и возможность пойти навстречу и дать пациенту больше. И мы всегда это делаем! 

- Каковы, по вашему мнению, индикаторы хорошей стоматологии и хорошего стоматолога?

- Для меня индикатором качественной стоматологической службы является то, что пациенты приходят к тебе за плановой помощью. Если пациент в плановом порядке, без эксцессов, ургентных, усложненных ситуаций, то это говорит о том, что стоматологическая служба работает на должном уровне. Ургентных случаев или осложненных меньше, чем плановых.

Профессиональный стоматолог – тот, который хочет сделать человеку приятное. Тебе должно хотеться, чтобы пациент от тебя ушел довольным, а ты был довольным, что сделал хорошо и красиво. Потому что в современном мире улыбка – это визитная карточка.