Счетная палата заявила о неэффективном использовании средств при строительстве харьковского метроСчетная палата провела аудит эффективности использования средств, выделенных  КП "Харьковский метрополитен" из госбюджета на строительство и развитие метрополитена. Как отмечено на сайте Счетной палаты, "деятельность центральных и местных органов власти в 2009-2010 гг. по строительству и развитию харьковского метро была неудовлетворительной и непоследовательной и не обеспечила эффективного использования средств государственного бюджета".

По информации Счетной палаты, за последние пять лет в Харькове планировалось достроить семь объектов метро. Однако за это время был введен в эксплуатацию только участок от станции "23 Августа" до станции "Алексеевская", что "тормозит развитие городской инфраструктуры и экономическое развитие города".

Строительство метро в Харькове регулируется двумя целевыми программами - Государственной программой строительства и развития сети метрополитенов на 2006-2010 гг. и Государственной программой подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Евро-2012. Аудиторы Счетной палаты отметили, что эти программы - формальные, а по вопросам развития метрополитенов не согласуются между собой. В то же время "действия органов исполнительной и местной власти в вопросе строительства метро - нескоординированные".

Как отметила Счетная палата, государственные и местные программы, касающиеся строительства метро, надлежащим образом не финансируются. Из-за постоянного переноса сроков строительства объектов ежегодно увеличивается их стоимость и объемы средств, необходимых для завершения работы. В частности, только в 2009-2010 гг. на поддержание в безаварийном состоянии участка между станциями "Алексеевская" и "Проспект Победы" направлено 6,4 млн. грн.

Счетная палата также отметила несовершенство системы финансирования через господдержку, которая должна была быть займом, а стала безвозвратной помощью. "Господдержка на условиях возврата плавно перешла в безвозвратную. Предложенный правительством несовершенный механизм финансирования мероприятий по строительству и развитию харьковского метрополитена в форме предоставления коммунальному предприятию государственной поддержки на безвозвратной основе фактически открыл источник неограниченного скачивания государственных средств для коммунального собственника", - заявил председатель Счетной палаты Валентин Симоненко.

Счетная палата также заявила, что продолжение строительства метро в Харькове не значится ни в списке приоритетных до конца 2012 года инвестпроектов, ни в программе подготовки к Евро-2012. Поэтому неизвестно, когда будет построен участок от станции "Алексеевская" до станции "Победа", который готов пока на 7%.

Справка "SQ". Станция метро "Победа" станет конечной станцией Алексеевской линии метрополитена, будет расположена в северной части города на пересечении пр. Победы и пр.Людвига Свободы. Ее открытие запланировано на 9 мая 2012 г. Новая станция позволит обслуживать жилые массивы Алексеевки и г.Дергачи с населением более 300 тыс. чел. Расстояние между станциями "Алексеевская" и "Победа" - 1,14 км. Планируемый среднесуточный объем пассажирских перевозок по станции "Победа" - около 40 тыс.чел.

21 декабря 2010 г. в Харькове была открыта станция метро "Алексеевская".