шевелев, мемориальная доска шевелеву, добкин, ройтман

Харьковский горсовет отменил решение топонимической комиссии об установлении мемориальной доски филологу Юрию Шевелеву на доме по ул. Сумской, 17. Исполнительным органам горсовета поручено демонтировать доску и привести место ее установки в первоначальное состояние. За это решение проголосовали 65 депутатов.

Как заявил городской голова Геннадий Кернес, в горсовет обратились антифашистские организации, а также жители дома по Сумской. Они заявили, что Шевелев сотрудничал с фашистским режимом, и попросили снять доску.

Личность

Юрий Владимирович Шевелев (фамилия при рождении - Шнейдер; псевдонимы - Юрий Шерех, Гр. Шевчук; 1908, Харьков - 2002, Нью-Йорк) - славист-языковед, историк украинской литературы, литературный и театральный критик, активный участник научной и культурной жизни украинской эмиграции. Профессор Гарвардского и Колумбийского университетов. Иностранный член НАН Украины (1991). Член Американского лингвистического общества, Польского института искусств и науки в США. Почетный доктор Альбертского, Люндского, Харьковского университетов и Киево-Могилянской академии. Автор 17 книг, в том числе фундаментальных научных трудов "Передісторія слов'янської мови: історична фонологія загальнослов'янської мови" (1965), "Історична фонологія української мови" (1979), "Нарис сучасної української мови" (1951).

История вопроса

Мемориальную доску Шевелеву планировали установить 5 сентября согласно решению топонимической комиссии от 25 мая 2011 г. Однако доску открыли досрочно 3 сентября. По словам активиста общественного комитета по чествованию 105-й годовщины со дня рождения Шевелева Константина Черемского, причина этого решения – сведения, что мэрия хочет запретить открытие мемориальной доски.

По данным горсовета, в адрес комиссии поступило заявление от председателя Антифашистского комитета Харьковщины Нисона Ройтмана, в котором говорится о сотрудничестве Шевелева с фашистским режимом. По словам Ройтмана, увековечение памяти филолога в Харькове возмущает ветеранов Великой Отечественной войны, потому что Шевелев, по их данным, во времена нацистской оккупации стал на сторону гитлеровцев и вместе с ними выехал из Харькова в феврале 1943 года, перед первым освобождением города советской армией. Ссылаясь на ряд сведений и, в частности, на мемуары Шевелева, представитель антифашистского комитета сообщил, что Шевелев являлся коллаборационистом.

В свою очередь председатель Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин на своей странице в "Twitter" так прокомментировал установление мемориальной доски Шевелеву: "Мерзавцы фашистские своему фашистскому мерзавцу доску прибили. Впопыхах и в темноте, как и подобает предателю. … Юрий Владимирович Шевелев - предатель, дезертир, пособник фашистов в оккупированном Харькове".  

Мнения сторон

Перед принятием решения на сессии прозвучало несколько мнений – как в поддержку мемориальной доски Шевелеву, так и в поддержку ее демонтажа.

Мнения "за"

По данным представителя Харьковской правозащитной группы Ирины Рапп, Шевелев во время войны только писал статьи о славистике и проверял правильность написания документов на немецком языке, поэтому не может считаться пособником фашистов.

Представитель инициативной группы по чествованию 105-летия Шевелева Константин Черемский призвал горсовет не брать на себя функции судебных органов, поскольку иск по поводу демонтажа доски рассматривается сейчас в Дзержинском райсуде Харькова.

Представитель фракции "Батьківщина" Олег Яцина передал открытое письмо ряда западных научных деятелей, в котором сказано, что обвинения, выдвинутые Шевелеву, были давно отвергнуты в ходе проверки в США. Он также зачитал заявление "Батьківщини" в поддержку Шевелева. Еще один депутат, Максим Алексеенко, заявил, что в поддержку Шевелева приходит много обращений от моральных авторитетов Украины, также в его поддержку выступил вице-премьер Константин Грищенко.

Языковед Игорь Муровцев заявил, что в 1992 году, еще до референдума о независимости Украины, Шевелев уже был членом редколегии профессионального журнала "Мовознавство", его работы издаются по всей Украине, и никто не считает его пособником фашистов.

Мнения "против"

Председатель Антифашистского комитета Нисон Ройтман заявил, что в мемуарах Шевелев описывает, как он сотрудничал с фашистской газетой, а потом перешел на работу в городскую управу, задачей которой было уничтожение мирного населения.

Представитель фракции Компартии горсовета Владимир Лушницкий заявил, что Шевелев под псевдонимом Шевчук восхвалял в газете Гитлера, а когда к городу приблизилась Красная армия сбежал вместе с немцами. "Может, он и хороший филолог, но всегда был русофобом и всячески поносил русский народ", - добавил он.

Профессор исторического факультата Харьковского национального университета им.Каразина Юрий Волосник подчеркнул, что в Харькове увековечены не все ученые, которые погибли в борьбе с фашистами или от голода во время войны, а Шевелев выбрал другой путь – сотрудничества с "новым порядком". "Он не военный преступник, но  у него есть далеко не светлые пятна в его биографии", - отметил он.

Депутат Константин Кеворкян (Партия регионов) заявил, что Шевелев сам подтвердил, что уклонялся от службы в армии, ждал фашистов и надеялся, что Советский союз скоро развалится. "Он был не бедным профессором, а высокопоставленным сотрудником организованных немецкой пропогандой изданий", - подчеркнул он.

Председатель Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин заявил, что вопрос о мемориальной доске – это вопрос морального выбора. Он также подчеркнул, что известный писатель Олесь Гончар, когда он возглавлял Шевченковский комитет, сделал все, чтобы Шевелев не получил Шевченковскую премию. Добкин также подчеркнул, что такие события, как установка мемориальной доски, не должны разъединять общество, как это произошло в случае с Шевелевым.

Кернес подчеркнул, что никто не может упрекнуть харьковскую власть в том, что она мешает увековечивать память выдающихся ученых. Однако когда топонимическая комиссия принимала решение об установке доски, было скрыто то, что Шевелев был пособником фашистов. Также мэр подчеркнул, что в дом, на котором установлена доска, Шевелев вселился после выселения оттуда еврейских семей. Кернес заявил, что никто не требует лишить Шевелева Шевченковской премии или других регалий, однако в дом, на котором установлена доска, он вселился как оккупант. "Мы не рассматриваем заслуги Шевелева как ученого: мы оцениваем его деятельность в Харькове во время войны", - подчеркнул он.