- Александр Викторович, нам известно, что Вы являетесь уполномоченным по вопросам защиты прав предпринимателей в Харькове и Харьковской области Госкомитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. В чем состоит Ваша работа? Каким образом Вы как представитель Комитета можете влиять на бизнес-климат в нашем регионе?
- Институт уполномоченных был создан Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в 1998 г. В январе 2001 г. госкомитет своим приказом утвердил последнюю редакцию Положения об уполномоченном по вопросам защиты прав предпринимателей. В соответствии с этим положением и строится моя работа. Сфера моей деятельности довольно широка: это и регуляторная политика, и содействие расширению инфраструктуры поддержки бизнеса в области, и анализ как деятельности сферы предпринимательства в целом, так и того, насколько органы власти уважают и обеспечивают законные права и интересы субъектов предпринимательства. Я вхожу в состав Координационной комиссии по вопросам развития предпринимательства при облгосадминистрации, возглавляю Харьковскую региональную общественную коллегию по предпринимательству, являюсь координатором подпрограммы "Защита прав предпринимателей" в рамках Региональной программы поддержки малого бизнеса, очень активно сотрудничаю с харьковскими городскими властями, общественными организациями, веду личный прием предпринимателей.
Пять лет назад, после создания госкомпредпринимательства встал вопрос - как представлять его интересы на местах. Посчитали, в какую сумму бюджету обойдется содержание территориальных представительств, и решили, что лучше найти в каждой области по человеку, который известен в предпринимательских кругах и согласится в личное время и за счет личных средств представлять интересов комитета. Создали такую структуру, согласовали ее положение с минюстом, назвали нас уполномоченными по вопросам предпринимательства и все соответствующие вопросы в регионе поручили нам. Чуть позже комитет получил специальный статус, в него влилась лицензионная палата, увеличилось финансирование, а два года назад были созданы территориальные представительства комитета. Харьковское представительство возглавляет Виктор Варавин. Эти представительства фактически выполняют функции проведения регуляторной политики, лицензирования и поддержки предпринимательства. Нам остались функции защиты прав предпринимателей - то, чем мы и занимались.

- Как Вы совмещаете эту работу со своей основной деятельностью?
- Я начал с того, что упорядочил схему работы. У меня был коммерческий офис на Сумской, и я занимался там всем одновременно. В итоге головная боль возникла в обеих сферах деятельности. Сейчас я занимаюсь своим бизнесом в одно время, а вопросами защиты прав предпринимателей - в свободное от работы время, а также в приемные дни.

- Какие методы применяете в случае нарушения прав предпринимателей?
- Методов много - начиная с устного общения с контролирующими и проверяющими органами, допустившими злоупотребления, заканчивая судебной практикой. Сначала мы стараемся достичь консенсуса мирным путем, потом пишем письменные требования. Если этот вариант не удается, - либо обращаемся к вышестоящим инстанциями органов, допустивших нарушения, либо решаем вопрос через госкомпредпринимательства. Комитет имеет право на основании подготовленного нами представления остановить действие любого регуляторного акта, изданного органами, статус которых ниже его статуса. Если проблема не решается мирным путем, готовим вместе с адвокатской фирмой документы, подаем в суд и решаем вопрос в судебном порядке. При этом передаем материалы руководителям города и области, освещаем их в средствах массовой информации. Но большинство проблем решается на уровне области.

- Как реагирует на обращения руководство города и области?
- Обращения к властям вполне эффективны. Несколько обращений мы направили Евгению Петровичу (Кушнарев Евгений Петрович - председатель Харьковской облгосадминистрации - "SQ"), и реакция была совершенно нормальная. Сейчас с Владимиром Андреевичем (Шумилкин Владимир Андреевич - харьковский городской голова - "SQ") такой контакт налаживаем, сформировали поток обращений в горсовет от общественной коллегии. Хотим сделать эту работу постоянной и действенной.

- Есть ли у Вас помощники?
- Нам недавно разрешили иметь помощников во всей области, и я как раз сейчас их набираю. Плюс общественные организации предпринимателей, с которыми мы постоянно общаемся.

- Как выглядит ситуация в предпринимательстве в Харьковской области на фоне других областей Украины?
- Ситуация, в общем, типична как в плане количественных показателей, отражаемых органами статистики, так и в плане основных проблем. Если сравнивать показатели Харьковской области с нашими ближайшими соседями - Днепропетровской, Донецкой, Сумской областями, то мы "идем" практически наравне и входим в пятерку лидирующих регионов по условной системе рейтинговых показателей. Например, по росту численности малых предприятий мы занимаем третье место, по показателям занятости - первое. Безусловно, явное преимущество только у Киева. В последнее время наш город стал центром проведения крупных бизнес-форумов. Это и прошлогодний Украинско-Российский бизнес-форум с участием президентов обоих государств, и проходивший совсем недавно Международный инвестиционный форум. Для местного бизнеса очень важно быть в центре деловой жизни страны.
Но и проблем все еще предостаточно. Как показал анализ 2001 г., предпринимательство в Харьковской области, как и в предыдущие годы, ориентировано в основном на торгово-посредническую деятельность. Предпринимательству области присуще неравномерное территориальное распределение. Наибольшее число предпринимательских структур сконцентрировано в областном центре и кое-где в городах областного подчинения. Поэтому наблюдается значительный разрыв между Харьковом, малыми городами и сельскими районами области.
Еще одна серьезная проблема, характерная как для предпринимательства Харьковщины, так и в целом украинского, - это его полулегальное или так называемое "теневое" существование. Причины понятны: чрезмерное фискальное давление, слишком жесткий административный контроль и "зарегулированность" со стороны органов власти. Сложность согласовательно-разрешительной системы, несовершенство процедур лицензирования, сертификации и стандартизации, частые изменения законодательства - все это негативные факторы в развитии предпринимательства. Хотелось бы надеяться и на более внимательное отношение к проблемам бизнеса со стороны местных властей.
Такое положение вещей в сочетании с довольно низкой правовой подготовленностью предпринимателей, нехваткой высококвалифицированных управленцев, которые способны хозяйствовать в условиях конкурентной среды, и приводит к сдерживанию цивилизованного развития малого и среднего бизнеса области.
Еще одна проблема, на которой концентрируют внимание сами предприниматели - это нехватка оборотных капиталов, сложность доступа к банковским кредитам, слишком высокие процентные ставки, отсутствие внешних и внутренних инвестиций.

- Как возникла идея создания общественной коллегии предпринимателей, которую Вы возглавляете? Много ли предпринимателей, предпочитающих решать проблемы "в одиночку", а не сообща?
- Для обеспечения защиты предпринимателями своих законных экономических и социальных прав и их участия в управлении государственными делами в сфере предпринимательства Госкомпредпринимательства издал приказ "О региональной общественной коллегии", создание и обеспечение работы которой было возложено на уполномоченных. В Харьковской области общественная коллегия активно работает в рамках положения о ней, и одновременно выполняет функции рабочего органа при Координационной комиссии по предпринимательству облгосадминистрации. Что же касается предпринимателей - "одиночек", то их, безусловно, много, но я не вижу в этом ничего противоестественного. В области существует целых ряд общественных организаций и объединений предпринимателей, войти в состав которых довольно просто. Есть среди них и влиятельные - УСПП, Союз предпринимателей Харьковщины... Конечно, решать проблемы, - а они, как я уже говорил, довольно типичны, - проще сообща, но если бизнесмен уверен в своих силах и правоте, ему ничто не мешает добиваться своего самостоятельно, все законные механизмы и процедуры к его услугам.

- Общественная коллегия - механизм воздействия на недобросовестных чиновников, мешающих развитию предпринимательства?
- Да, общественная коллегия - один из таких механизмов и он достаточно интересен. Ее создание было киевской инициативой. Ряд коллективов общественных организаций, профсоюзов, просто активных людей пришли к Александре Кужель (Кужель Александра Владимировна - председатель Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства - "SQ") и предложили создать некий общественный орган, который являлся бы симбиозом организаций чиновников, общественных организаций и даже ряда народных депутатов. Поработали - получилось, наш голос услышали. Поэтому Александра Владимировна рекомендовала создать такие же общественные коллеги во всех областях, а уполномоченным эти коллегии возглавить.
Мы создали такую коллегию. В нее вошли представители нескольких крупнейших общественных организаций предпринимателей, чиновники областной администрации и горисполкома, которые занимаются вопросами предпринимательства, ряд инициативных предпринимателей, которым это интересно. Все чаще мы используем механизм общественной коллегии. Одно дело - территориальное представительство и уполномоченный, другое - объединение мощнейших предпринимательских структур и чиновников, заинтересованных в развитии предпринимательства. На рассмотрение общественной коллегии мы выносим наиболее тяжелые и спорные вопросы, либо приглашаем людей из тех структур, к которым вопросы возникают чаще всего.

- Такие общественные коллегии есть во всех регионах Украины?
- Они есть во всех областях, но, по моим агентурным данным, мы работаем лучше всех. Перед Днем предпринимателя все кандидатуры претендентов на награды обсуждались общественной коллегией. Кому - награды администрации, кому - горисполкома, кому Госкомпредпринимательства. Особо недовольных не было. Евгений Петрович в своем выступлении на встрече предпринимателей с президентом Украины рассказал о нашей общественной коллегии и пригласил всех желающих приехать поучиться. Мне было очень приятно.


- Какую конкретную помощь оказала коллегия предпринимателям области?
- Работа института уполномоченных и общественной коллегии является связующим звеном в механизме сотрудничества органов государственного управления с одной стороны, и общественных организаций предпринимателей - с другой.
С момента создания в области общественной коллегии состоялось уже около 30 ее заседаний. В последнее время мы ввели в практику осуществление выездных заседаний общественной коллегии в те организации и учреждения, которые предприниматели характеризуют как наиболее проблемные с точки зрения административного влияния на бизнес-деятельность. Уже состоялись такие встречи с "облэнерго", пожарными и санитарно-эпидемиологическими службами.
На итогах последней встречи остановлюсь более предметно. Нами и руководством "облСЭС" было совместно подготовлено и подписано решение о дальнейшем сотрудничестве. Этот документ предусматривает целый комплекс мероприятий по урегулированию спорных вопросов и разногласий между санитарными службами и предпринимателями. Некоторые его пункты уже начали выполняться. Я благодарен руководству "облСЭС" за конкретные шаги навстречу предпринимателям: открытие "горячих" телефонных линий во всех территориальных подразделениях санитарных служб области, разработку "Памятки предпринимателю" с подробным разъяснением требований санитарного законодательства, обещание пересмотреть некоторые требования, обоснованность которых вызывает серьезные сомнения. Санслужба вышла со встречной просьбой относительно контроля за "недобросовестными" предпринимателями. Конечно, мы все хотим есть качественную пищу. Есть предприниматель нормальный, а есть тот, который "бодяжит" водку в гараже. Мы тоже против него.
Пожарные опубликовали претензии в "Пожарном вестнике", ряд вопросов сразу же был решен на совещании. Было предложено такие встречи проводить регулярно, и на них подводить итоги работы. Cамое важное, что и "облСЭС", и пожарные пошли на диалог. Очередное выездное заседание мы планируем осуществить в Управлении ветеринарной медицины, на действия которого в последнее время поступает множество нареканий. Предпринимателей не устраивает, что ветслужба обязала всех производителей мясных изделий иметь своего санврача, и еще поставила ряд условий, которые просто невыполнимы.

- Чему были посвящены первые заседания коллегии?
- Текущим проблемным вопросам. Например, осенью поводом одного из наших обращений к губернатору был случай, когда всем принесли договоры на поставку тепла только при условии наличия тепловых счетчиков, причем в ультимативном порядке. Мы собрались, начали думать, что делать. Написали в "теплоэнерго" - реакции никакой, написали губернатору - отреагировал. Убрали из договоров фразу "в принудительном порядке".

- На кого сейчас чаще всего жалуются?
- Больше всего жалуются на облэнерго. У них самый сложный механизм получения разрешений, подключений, контроля, оплаты. Мы провели выездное заседание с облэнерго. Сели, поговорили. Они сказали, что пойдут нам навстречу, но реакции - никакой. После отпускного периода будем снова задавать им вопросы. Если не будет ответных действий, опять будем обращаться к Евгению Петровичу и Владимиру Андреевичу.

- А работники "облэнерго" признают свои нарушения?
- Где-то признают, где-то - нет. Самое сложное - механизм подключения к электроснабжению мелкого предпринимателя. К примеру, он хочет открыть киоск. Во-первых, это очень дорого, во-вторых, предприниматель должен объехать весь город, чтобы зарегистрировать подключение. Нигде не описаны механизмы - что и как надо делать, сколько это стоит и почему. Есть факты, что за подключение берут 260 грн., а оказывается, это должно стоить 26 грн. Нолик неправильно дорисовывают, что ли? К тому же вся процедура занимает много времени, человека унижают. Для того, чтобы подключить киоск, нужно заплатить около 2 тыс. грн., два месяца поездить, и о тебя еще ноги вытрут! Другая проблема - выделение лимита электропотребления. От лимита многое зависит. Дадут тебе один киловатт, если на копейки его превысишь, сразу - бабах! - штраф в пятикратном размере. И так далее.
А "обэнерго" говорит: "мы ведь тоже предприниматели - акционерное общество. Вы нам помогите получать деньги с должников". Мы - про Фому, а они - про Ерёму. Мы согласны призвать всех предпринимателей к установлению честных и прозрачных отношений - мы платим энергетикам, а они нам оказывают качественные услуги. Но пока это - одни разговоры.

- С какими еще службами работает коллегия?
- С налоговой рассматриваем спорные вопросы, с управлением по защите прав потребителей. Если предприниматель не согласен с решением проверяющих, он приходит к нам, мы связываемся и встречаемся с представителями управления. Пример - проверки магазинов. Долго спорили насчет их плановости и внеплановости, регулировки штрафов. Перед общественными слушаниями, которые проводятся в горисполкоме, мы тоже готовим свои материалы. Сейчас члены коллегии работают в составе рабочей группы по управлению коммунальной собственностью, работе рынков.

- Работает ли коллегия с сельскими предпринимателями? Если да, то в чем специфика проблем "сельского" бизнеса?
- Коллегия готова работать со всеми. Что касается специфики "сельского" бизнеса, то я уже немного затронул эту проблему, отвечая на предыдущие вопросы. Предпринимателю, работающему в сфере сельского хозяйства, сегодня очень непросто. Поэтому поддержка именно сельского предпринимателя должна стать одним из приоритетов разрабатываемой сейчас Программы поддержки малого бизнеса.

- По-Вашему, кто он, украинский предприниматель? Кто наверняка не идет в предпринимательство? Какими качествами нужно обладать, чтобы сегодня вести бизнес?
- Сказать однозначно, кто удачный предприниматель, а кто нет, тяжело. Раньше в предприниматели, действительно, рвались все. Есть малые предприниматели, семейный бизнес, есть средние предприниматели, имеющие штат наемных работников, есть "монстры" - фирмы, которые на чем-то сделали рывок. Мы все знаем, что было время "троечников" - людей, которые не заботились ни о чем вокруг, видели перед собой цель и неслись "по головам". Тогда время такое было - "мутная вода", никаких налогов, регистрация и закрытие упрощенные, все очень просто и здорово. Ряд этих предпринимателей выжили, но большинство, накопив приличные капиталы, не смогли сохранить свои деньги. Много людей прогорело на кризисе 98-го года, когда доллар упал. Прогорели люди, не инвестировавшие деньги. Я знаю миллионеров, которые сейчас торгуют на базарах.
Вряд ли успех предпринимателя зависит от предыдущей профессии. В данном случае предприниматель, во-первых, должен быть человеком грамотным, во-вторых, целеустремленным, хотя, может быть, так говорить немодно. Он должен видеть цель и идти к ней. В-третьих, он должен быть коммуникабельным. Время людей замкнутых и необщительных прошло. Человек должен быть, скажем так, где-то меценатом, где-то спонсором, вести какую-то общественную деятельность. Не обязательно входить в какую-то организацию, но делиться теми деньгами, которые он зарабатывает, инвестировать их в какие-то социальные программы, спорт, развитие города нужно. Я сч


Справка "SQ". Попов Александр Викторович родился 10 января 1965 г. в Харькове. Окончил факультет транспортного машиностроения Харьковского политехнического института, Академию спорта (Москва), Высшую школу тренеров. Кандидат педагогических наук. Уполномоченный по вопросам защиты прав предпринимателей в Харькове и Харьковской области Госкомитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Президент концерна "Сафари". Чемпион Харькова, Украины, Советского Союза по таэквон-до, призер Чемпионата мира (1979 г.). Имеет третий дан по таэквон-до. Мастер спорта международного класса. Открыл ныне действующую в Харьковском институте физкультуры специализацию "таэквон-до". Член президиума Федерации таэквон-до СССР. Вице-президент областного отделения Национального олимпийского комитета. Кандидат в мастера спорта по плаванию и водному поло. Женат, имеет трех дочерей.