пеньков, корь, вакцинацияПедиатр Андрей Пеньков – о том, что нужно знать о кори, ее лечении и профилактике, а также о том, как защитить себя от смертельных болезней. Дальше – прямая речь.

Вспышка кори в Украине – это, конечно, очень печально. Но эта ситуация была прогнозируема. В позапрошлом году мы пережили похожую ситуацию с полиомиелитом, когда распространение заболевания удалось остановить благодаря туровой вакцинации. Сейчас - корь. Предполагаю, что в будущем нас ждет то же самое с дифтерией и другими заболеваниями, которые можно предупреждать с помощью вакцины.

Что здесь важно? Что многие из этих заболеваний – не просто опасны, а смертельно опасны! Дифтерия, столбняк, коклюш у маленьких детей дают довольно большой процент летальных исходов и еще больший процент осложнений.

Клиническая картина

Корь трудно спрятать - она имеет слишком яркую клиническую картину. Это единственная из детских инфекций, которая отличается характерной этапной сыпью с признаками инфекции верхних дыхательных путей.

Болезнь начинается остро как любое инфекционное заболевание.

Симптомы? Температура – высокая, 38 градусов и выше. Может держаться довольно долго. Кашель, насморк. Через какое-то время поэтапно появляется сыпь. До первых высыпаний может пройти три-четыре дня предварительного заболевания. Сыпь распространяется по всему телу сверху вниз – сначала на лице, потом - на туловище, потом поражаются конечности. Высыпания могут появляться в течение нескольких дней. Сыпь эта не чешется и никакого лечения не требует. Опять-таки, через несколько дней она пройдет сама. На коже остается пигментация, которая тоже через время пройдет сама.

Инкубационный период заболевания составляет от 6 до 19 дней, в среднем - 13 дней. То есть в течение этого времени вы можете быть инфицированы, но не чувствовать никаких симптомов. А можете чувствовать легкое недомогание. Больной выделяет вирус 4 дня до первых высыпаний и 4 дня после их окончания.

Что делать?

Первое. Если вы подозреваете корь, то не идите в поликлинику, а вызовите участкового или частного врача домой. Корь передается по воздуху, и она очень контагиозна: заражается 90% контактировавших. Вирус выделяется из респираторных секретов и может сохраняться на поверхности до двух часов. Вы можете зайти в лифт, воспользоваться общими кнопками, общей дверной ручкой, почесать нос - и заразиться. Особенно высок риск этого в местах массового скопления людей - школах, детсадах, театрах, самолетах…

Поэтому, пожалуйста, не подвергайте опасности других детей в поликлинике. Не подвергайте опасности соседей по подъезду: среди них может быть тяжело больной человек, онкологический пациент, ребенок с невралгическими нарушениями, человек, получающий химиотерапию, и так далее. Даже если эти люди привиты от кори, их иммунитет может быть скомпрометирован, и они заразятся.

Второе. В нашей стране корь традиционно лечится в стационаре. Если у ребенка обнаруживается корь - его нужно госпитализировать.

Конечно, многое зависит от тяжести протекания заболевания, от того, как ребенок его переносит. Теоретически – можно перенести болезнь и дома, особенно если нет тяжелого состояния, ребенок пьет и принимает необходимые лекарства (лечение кори - симптоматическое).

Но здесь важно помнить. Корь – это такое заболевание, которое несет в себе потенциальную угрозу здоровью и жизни. Никто не может гарантировать отсутствия осложнений. Никто не сможет заранее предсказать, а не разовьются ли у пациента менингоэнцефалит или пневмония. Именно поэтому пациент с корью требует более пристального медицинского наблюдения. Особенно – если на ранней стадии заболевания вы видите тяжелые симптомы: если у ребенка проблемы с потреблением жидкости, если он много спит, просыпается с трудом, температура не сбивается, если снижается количество выделяемой мочи, если есть нарушение дыхания, бледность или посинение кожи  – это очень тревожные сигналы того, что заболевание протекает тяжело. Корь дает осложнения со стороны легких, сердца, головного мозга. Это означает, что пока заболевание развивается, необходимо снимать параметры жизненно важных функций.

Поэтому, исходя из двух причин - необходимости изоляции от окружающих и необходимости постоянного наблюдения за состоянием, - пациента с корью лучше госпитализировать.

Лечение

Никаких специальных препаратов против кори нет. Лечение симптоматическое. Покой, обильное питье, жаропонижающие средства. Сыпь ничем мазать не надо.

Взрослые люди в целом болеют тяжелее, чем дети, и процент смертности среди них выше.

Иммуноглобулины применяются у маленьких детей в случае контакта с больным корью.

Вакцинация

Чтобы в обществе сформировался коллективный иммунитет, должно быть привито порядка 95% населения. Оставшиеся 5% - это люди, которые не могут быть вакцинированы в силу каких-то причин, связанных с состоянием их здоровья.

До начала массовой вакцинации в начале 60-х годов от кори ежегодно умирали приблизительно 2,6 миллиона человек.

Охват вакцинацией в 2016 году от кори в мире составляет приблизительно 76-82%. В Украине – я полагаю, не больше 50%. Вспышки заболеваемости корью все равно случаются. И мы являемся примером того, что происходит  в сообществах, где от кори не привиты.

У нас антивакцинальная кампания началась еще в конце советских времен. Но на фоне серьезной вспышки дифтерии в 1991-1992 годах ситуация с вакцинацией улучшилась. Но где-то к 2008-2010 году антивакцинальная кампания вышла на новый виток.

Что я хочу сказать по этому поводу.

Да, мы можем обсуждать качество вакцин. Да, мы можем обсуждать показания и противопоказания для каждого конкретного ребенка. Да, мы можем обсуждать графики вакцинации и необходимость их коррекции – в целом или в каком-то отдельном случае.

Но говорить, что вакцинация в принципе не эффективна и не нужна – это верх невежества и безответственности.  Лично для меня это тест на цивилизованность.  Антивакцинальная кампания - это откровенно вражеские действия против наших детей, против будущих поколений и против цивилизованного мира. Обсуждать вопрос эффективности вакцинации – это все равно что обсуждать, нужно ли мыть руки после туалета.

Да, каждый раз, когда врач делает прививку, он молится, чтобы не случился тот один на миллион кейс острой реакции - например, анафилактическая реакция. Потому что действительно никто не знает, как конкретный ребенок отреагирует на вакцину.

Но массовая вакцинация и достигнутые благодаря ей результаты дали абсолютно обратный эффект. Теперь действительно страшными заболеваниями почти никто не болеет. И в результате страх перед последствиями вакцинации стал сильнее, чем страх заразиться смертельным заболеванием!

Люди забывают, что если они не будут вакцинироваться, они начнут болеть. И согласно статистике, риск потерять ребенка в результате смертельно опасного заболевания гораздо выше, чем риск потерять ребенка или получить какие-то осложнения в результате вакцинации. Но как рассуждают наши люди? Болезнь даже с потенциально смертельным исходом почему-то не пугает: это что-то типа «Бог дал – Бог взял». А вот привести ребенка в кабинет к врачу на прививку, взять на себя ответственность  - это страшно.

В связи с этим и медики, и государство должны выработать единый подход и быть ориентированы на то, чтобы обеспечивать население как можно более качественными вакцинами. Более того, я считаю, что люди, которые отказываются от вакцинации, должны нести ответственность за это. Я считаю нормальной практику, когда непривитых детей не берут в детский сад, а непривитых подростков - в вузы.

Поймите, речь не идет о выборе "прививаться – не прививаться". Речь о выборе цивилизационном: жить в средневековье или приблизиться хоть немного к цивилизованности.

Есть очень показательная статистика – о причинах смертности в США в 1900 году и 2010 году. Раньше, когда не было ни вакцин, ни антибиотиков, в 53% случаев причинами смерти становились инфекционные заболевания. Сейчас эта цифра составляет 3%. Какие еще нужна доказательства?

Что делать людям сейчас?

В Харькове пока что эпидемии кори нет. Поэтому родителям тех детей, которые придерживаются графика вакцинации, я советую придерживаться его и дальше.

То есть если ребенок очень маленький, новорожденный – пока что ожидайте. Начиная с 9 месяцев – можно прививать.

Если есть уверенность, что новорожденный контактировал с больным корью, то, согласно мировым стандартам, детям в возрасте от полутора месяцев в течение 72 часов после контакта можно ввести внутримышечный или внутривенный иммуноглобулин.

Ребенок, привитый однократно, в годовалом возрасте, с большой долей вероятности (около 96%) защищен. Вторая вакцинация, в 6 лет, ориентирована на тех, кому первая не сформировала иммунитет.

Пока что я не рекомендую делать дополнительную прививку не по графику тем детям, которые однократно привиты и не достигли 6-летнего возраста. Но если будет иметь место эпидемия или, опять-таки, если есть уверенность, что ребенок проконтактировал с больным корью, – то в течение 72 часов его стоит вакцинировать.

По поводу взрослых. Начиная с 1963 года в СССР была введена массовая вакцинация. Люди, рожденные раньше, - скорее всего, не привиты вообще (но могли в детстве болеть). Люди, рожденные после 1963 года и до развала СССР, - с большой долей вероятности привиты, тогда была хорошая "вакцинальная дисциплина".

Что делать, если вы не знаете, привиты вы или нет? Есть у вас антитела/иммунитет? Вы можете сдать анализ на напряженность иммунитета, это недорого (в коммерческих лабораториях стоит порядка 160 гривен – SQ). Наличие в крови антител к тому или иному вирусу говорит о том, что у вас есть иммунитет.

Если антител нет или вы точно знаете, что не прививались, - вакцинируйтесь! Чтобы защита была эффективной, необходимо это сделать дважды с интервалом не менее 28 дней.

Вы можете и не сдавать анализ и просто привиться, потому что для взрослого человека дополнительная вакцина не будет потенциально опасной. То есть даже если вы прививались в детстве, но не знаете об этом, "лишней" вакциной вы абсолютно себе не навредите.

Исходя из моего опыта, коревая прививка не дает частых поствакцинальных реакций. Может быть небольшое уплотнение и/или покраснение  в месте инъекции. Примерно на 8-11-й день после вакцинации может появиться небольшая сыпь. Может быть ломота, боль в мышцах, как при вирусе.  Но это все переносится очень легко.

Сейчас вакцины от кори в Украине достаточно. Все желающие могут вакцинироваться. Государство обеспечивает бесплатной вакциной детей и взрослых до 30 лет.

Хочу подчеркнуть еще один момент. Лично я не могу сказать ничего плохого о тех вакцинах, которые сейчас централизованно закупает государство. Преимущественно они индийские, французские, бельгийские. Долгие годы мы работали на российских вакцинах, сейчас их нет. По качеству они были чуть хуже зарубежных.

Но я как раз считаю приоритетной именно массовую вакцинацию, пусть даже более дешевой вакциной. И государство должно обеспечить и гарантировать этот процесс. А желающие привиться более дорогой вакциной, например, бельгийской, – пусть доплачивают.

Но я не уверен, что и тогда люди пойдут вакцинироваться. Когда в прошлом году шло вакцинирование против полиомиелита, целым классам в школах делались приписки, что дети прошли вакцинацию, хотя никаких прививок им так и не сделали.

Чего еще Украине ждать?

С таким  уровнем вакцинации, как сейчас, Украине стоит ждать всего. Дифтерия – напомню, что даже после 4-х вакцинаций в детстве взрослый человек должен повторять прививку каждые 10 лет. Коклюш. Полиомиелит. Столбняк  - кстати, в прошлом году от столбняка умерло двое детей. Краснуха – к счастью, для большинства не так опасна, как корь, но крайне опасна для беременных.

Поэтому я еще раз призываю – вакцинироваться!

Для меня это принципиальный вопрос. Если бы у нас не было проблем с агрессивным и высокомерным невежеством, а мы все делали, как цивилизованные люди, - мы бы сейчас вообще на эту тему не разговаривали.