- Валентин Юрьевич, как давно работает в Харькове спасательно-водолазная служба?
- Служба создана в 1966 г. Вначале она входила в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Сейчас это ОСОУ - Общество содействия обороне Украины - "SQ"). Потом службу передали в систему Минжилкомхоза, так как в то время пляжи были в ведении коммунального хозяйства. В 1970 г. в помощь спасательно-водолазной службе было создано Общество спасения людей на водах, а в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства государственную службу передали добровольному обществу. Когда служба была при министерстве, она была "полнокровной", то есть имелся штат, техника, выполнялись все виды спасательных работ. А после того как службу передали Обществу спасения людей на водах, началось постоянное недофинансирование, из года в год изнашивалась техника, катера, лодки. В конце концов и само общество прекратило свое существование (из-за остановки предприятий, за счет взносов которых оно выживало). Сейчас служба подчиняется управлению жилищно-коммунального хозяйства облгосадминистрации.
Сейчас финансирование службы составляет менее 50% ее потребности. На этот год выделены средства, которых едва хватает на зарплату. А нам, кроме этого, необходимы деньги на оплату используемой электроэнергии, газа, угля. Этих денег нет. Зарплата работников службы - всего 140 грн., несмотря на то, что, согласно указу президента, минимальная заработная плата должна с 1 июля повыситься до 165 грн. Сами понимаете, не каждый может работать матросом за 140 грн. Многие люди не понимают службу матроса, который дежурит на пляже. Считают, что это бездельник, который целыми днями отдыхает. Но я хотел бы посмотреть на того, кто бы в течение 12 часов постоял на такой жаре, предупреждая, чтоб детишки не тонули, чтоб родители не выпивали и не бросали этих детишек на произвол судьбы. С такой зарплатой спасатели плохо питаются, от недоедания они и сами могут утонуть. Когда же матросам приходится спасать, они испытывают большую психо-эмоциональную нагрузку. Найти человека под водой - это то же самое, что иголку в стоге сена. Видимости практически никакой. А поощрений за спасение людей, как, например, раньше - "Медаль за спасение утопающих", нет. Несколько раз мы обращались по этому поводу и в Верховную Раду и в Администрацию президента, а воз и ныне там. В прошлом году под Купянском школьник спас своего одноклассника, но ни местная власть, ни облоно не откликнулись на наше предложение добиться от Верховной Рады поощрения для мальчика. В день спасателя, 22 октября, обычно мы сами, если есть деньги, выдаем отличившимся сотрудникам премии и грамоты.

- На всех ли харьковских пляжах дежурят ваши матросы?
- В Харькове есть только 3 спасательных станции: в зоне отдыха "Лугопарк", в Журавлевском и Октябрьском гидропарках и сезонный пост на Основянском озере. Еще 5-6 постов по 2 человека ежедневно патрулируют другие пляжи. Спасатели дежурят с 9 утра до 9 вечера, без выходных.

- Насколько, на Ваш взгляд, эффективна работа спасателей?
- Спасатели работают в силу своих возможностей. Недавно службу сократили со 183 до 82 человек. На спасательной станции, по штату, должно работать 15 человек, но в связи с сокращением и постоянным недофинансированием работает 10 человек. В службе всего 20 профессиональных водолазов (не каждый матрос может нырнуть на глубину 5 метров). Тем не менее, спасатели выполняют свою основную задачу по предупреждению гибели людей. В этом году личным составом спасательной службы был спасен 41 человек. В июле - в разгар купального сезона - 9 человек, в том числе трое детей.

- А скольких не удалось спасти?
- По оперативным данным, в июле в водоемах Харьковской области утонуло 28 человек, из них 3 школьника. Для сравнения: в июле 2001 г. утонуло 90 человек, а за весь год - 186. С начала этого года (на 7 августа 2002 г. - "SQ") утонуло 93 человека, из них 10 детей. Но в действительности утонувших намного больше, потому что не все районы области сообщают о фактах гибели на воде. Мы же, в связи с отсутствием горюче-смазочных материалов и техники, выезжать в отдаленные районы области не можем.

- Есть ли в райцентрах свои спасательные службы?
- Раньше в районах области были сезонные посты. Сейчас в связи с отсутствие финансирования их нет. Остались только 3 государственных спасательных станции (в Старом Салтове, Купянске и Боровой) и ведомственные посты на базах отдыха. По правилам же, в каждом районном центре должен быть хотя бы сезонный спасательный пост. Райадминистрации этим вопросом не занимаются, пляжное хозяйство практически в запущенном состоянии. Правда, ежегодно в облгосадминистрации проводится заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, куда приглашаются председатели администраций, в районах которых утонуло больше всего людей. Протокол комиссии направляется по районам для ознакомления и предупреждения, взамен же мы получаем, как правило, отписки. Поскольку в местных бюджетах деньги на содержание спасательных постов не предусмотрены, то все отчитались и на этом закончили. Например, глава Первомайской райгосадминистрации пишет мне: "У нас организованых зон отдыха немає". И вдруг по статданным ко мне попадает информация, что в Первомайском районе утонуло сразу 2 человека. Я звоню: "Как же так? У вас зон отдыха нет, а люди все-равно купаются? Сколько у вас прудов?" - "127." Могут ли они организовать спасательную службу на 127 прудов? Конечно, нет! Значит, чем надо заниматься? В газеты писать, в школах с детьми работу проводить. Кстати, о детях. Дети плавать не умеют (денег на обучение в бассейне у родителей нет). Поэтому детишки гибнут даже в 5 метрах от берега. В Петренковском водоеме уже утонуло три 10-летних школьника.
Если не финансировать спасательную службу, как и любую другую, то толку от нее будет мало: на загнанной лошади далеко не уедешь. Все красиво говорят, бумаги шлют - только успевай отписываться. Вот, например, вице-премьер Владимир Семиноженко прислал письмо в связи с подготовкой здравниц и детских лагерей. Ну и что? Что мы можем? Мы взяли данные, сколько этих лагерей. Но их же надо объехать, посмотреть, все ли организовано для детского отдыха. Как мы раньше делали - садились в машину, приезжали в лагерь: "Плаврук, физрук, лодка есть? Где вы купаете детей?" - все это должно быть проверено. Сейчас мы этого делать не можем: нет ни командировочных, ни бензина на транспорт. В лучшем случае узнаем информацию по телефону.

- Какие водоемы в Харькове считаются наиболее опасными?
- Наиболее опасны для купания искусственные водоемы, в частности карьеры. В этом году три человека утонуло в карьере у мотеля "Дружба", который совсем не предназначен для купания, 3, как я уже говорил, - в Петренковском водоеме на Немышле. Не менее опасны и популярные Безлюдовские карьеры, где почти нет береговой части, а сразу идет глубина 5 метров. У человека может произойти что угодно - спазм, шок. В прошлом году фирма "Кикбоксинг" поставила на глубине 5 метров "горку". Во время жары на нее залез нетрезвый мужчина. Нырнул с горки в холодную воду и - погиб. В этом году за первую неделю августа в безлюдовском водоеме утонуло двое мужчин в нетрезвом состоянии, один из которых - на платном пляже. Вся беда в том, что эти карьеры "захватили" частные фирмы, которые строят кафе, платные стоянки, но совершенно не занимаются охраной жизни на воде, потому что это неприбыльно. А надо прежде всего исследовать подводную часть водоема, очистить ее от посторонних предметов, сделать пляж с уклоном подводной части 1:15 м (в соответствии с ГОСТом), чтобы прогревалась вода, и организовать спасательную службу.
Карьеры образуются в результате добычи песка для строительства жилья. Основной заказчик песка (управление капитального строительства горисполкома) заботится о том, чтобы добыть побольше добыть материала, а что там будет (какой пляж, получится или не получится), никого не интересует. Ни с какими службами, тем более спасательными, никто эти вопросы не согласовывает. А люди, увидев песочек, стихийно организовывают пляж. В отличие от Киева, Днепропетровска или Черкасс, в Харькове нет таких пляжей, которые можно было бы назвать эталонными.

- С каким снаряжением работают ваши водолазы, насколько оно отвечает современным требованиям?
- Мы используем такое же воздушно-баллонное снаряжение, какое применяется на флоте: для работы в летний период - акваланг "Украина-2" луганского завода "Горизонт", зимой - снаряжение "Подводник" российского производства. Снаряжение нормальное. Но если раньше "Украина" стоила 125 грн., то сейчас - 1100. В прошлом году мы смогли приобрести для 20 водолазов только 10 аквалангов.

- Где проходят будущие спасатели подготовку, есть ли какая-то специальная школа?
- Раньше школа водолазов была в Севастополе. Теперь такой школы нет, поэтому всех желающих мы обучаем сами. Желающих хватает, но берем мы их только на сезонную работу, как правило, летом. Увеличить штат мы не можем.

- А как Вы сами стали спасателем-водолазом?
- Когда меня призвали в армию, на флот, я попал в севастопольскую школу водолазов. Это была единственная в СССР школа, которая готовила специалистов для флота, армии, авиации, диверсионных и противодиверсионных войск. Я окончил эту школу (по специальности водолаз-глубоководник), отслужил на Северном флоте и, когда мне было 23 года, вернулся в Харьков. Зашел в морской клуб, членом которого был до призыва в армию, и узнал о вакансии водолаза. Зарплата водолаза была тогда 104 руб. 77 коп. В то время это были большие деньги. Сначала я поработал водолазом на спасательной станции в "Лугопарке", потом стал начальником этой станции. После ротации в водолазной службе меня назначили старшим водолазом-специалистом. И вот уже 12 лет я возглавляю харьковскую спасательную службу, а 10 ноября исполнится 35 лет, как я работаю в этой службе.

- Не жалели ли Вы когда-нибудь о выборе такой сложной, ответственной, а сейчас еще и низкооплачиваемой профессии?
- Да, это сложная, ответственная, но нужная людям профессия. Конечно, жалел. Жена раньше говорила: "Ты отдал службе всю жизнь, за копейки работая", а сейчас понимает, что эта работа действительно нужна.

- Наверное, все члены Вашей семьи хорошо плавают?
- Я бы не сказал. Хорошо плавают кандидаты в мастера спорта, мастера спорта или те, у кого есть хотя бы первый разряд. Вы думаете, водолаз должен хорошо плавать? Не обязательно, главное - уметь передвигаться под водой в снаряжении.
Харьковская областная государственная спасательно-водолазная служба. Начальник Трунов Валентин Юрьевич. Тел. 43-71-94.

Справка "SQ". Спасательные станции Харьковской области:
Баварская - гидропарк Октябрьского района. Тел. 72-40-75.
Журавлевская - гидропарк "Журавлевский". Тел. 43-30-71, 47-16-68.
Сортировская - гидропарк Ленинского района. Тел. 24-63-39.
Боровская - пос. Боровая. Тел. 6-17-90.
Купянская - г. Купянск. Тел. 5-34-61.
Старосалтовская - с. Старый Салтов. Тел. 6-12-82.