- Юрий Иванович, основная цель Вашего визита в Харьков - проведение презентации партии в регионе. Что это такое и для чего партия ее проводит?
- Это своего рода политическое "ноу-хау" УНП, так как это первая в Украине попытка проведения такой презентации. Этот метод используют почти все демократические партии мира. Именно во время презентации партии происходит формирование такой политики, которую можно назвать "народной" - она позволяет сплотить вокруг людей, разделяющих идеологию партии. Партия, таким образом, имеет возможность корректировать свою политику. Это опыт, который УНП (перед презентацией в Харькове) получила в Тернополе. Общаясь с избирателями непосредственно, "на местах", мы имели возможность более глубоко вникнуть в их проблемы, причем не только традиционные - низкий уровень пенсий и зарплат, безработица. Презентации дают возможность узнать специфические проблемы региона и по возможности сразу же помочь.
Примером такой специфической проблемы Харьковщины может стать положение Украинского культурного центра. Унизительное сложившееся положение наблюдается, несмотря на то, что именно на Слобожанщине учреждение могло бы помочь в возрождении интереса к истории края, возвращению к историческим корням. УНП будет заниматься проблемой центра - в проект государственного бюджета 2004 г. будет внесено предложение о финансировании этого учреждения.
Зачастую проблемы региональные не выносятся для рассмотрения на государственном уровне, потому что партии очень часто обращаются за поддержкой избирателей только во время предвыборной кампании. УНП собирается изменить эту практику и дать избирателю уверенность в том, что есть политики, которые готовы вникнуть в его проблемы. Так и будет формироваться народная политика - понятная и близкая избирателю. Этот путь, по нашему мнению, приведет к хорошим результатам на выборах - партия, заручившись поддержкой, сможет получить места во власти, необходимые для того, чтобы предложить абсолютно новую государственную политику.

- Есть ли еще специфические проблемы, характерные для Харькова?
- Основная масса проблем региона такая же, как во всей Украине - безработица, низкие зарплаты и пенсии, возможности развития малого и среднего бизнеса, недостаточно активное формирование фермерских хозяйств. К примеру, проблемы, с которыми сталкиваются харьковские ученые, во многом похожи на трудности в Тернополе. Это недостаточное государственное финансирование и госзаказ для того, чтобы университетская наука стала базовой. Еще одно сравнение с западными регионами, в пользу Харьковской области, - меньшее число харьковчан трудоустраивается за рубежом. Проблема же украинского культурного центра, в первую очередь, является проблемой органов местной власти. Облорганизация УНП будет обращаться к городским властям с просьбой направить средства горбюджета на финансирование центра. Мы также будем предлагать несколько иной подход к использованию центра. Партия, в силу наших возможностей, и сама займется поиском спонсоров, которые захотят помочь. Но наши усилия, конечно же, будут недостаточны для того, чтобы в Харькове появился центр, где человек сможет ознакомиться с достижениями, историей и культурным наследием.

- Юрий Иванович, а как Вы относитесь к предложению харьковских социалистов установить памятник обнищавшему харьковчанину?
- По моему, в первую очередь, нужно поставить памятник украинцу, обнищавшему и материально, и духовно. Ведь сразу после провозглашения независимости украинцы были уверены в том, что им предоставлена уникальная возможность образовать собственное государство, которое выяснит и решит проблемы этнических украинцев, но до сих пор этого не получилось. Поэтому такой памятник где-то около Администрации президента может помочь народным депутатам и президенту лучше работать на благо народа. То есть, я поддерживаю идею создания такого памятника, но в Киеве, а не в Харькове.

- Как вы оцениваете возможность принятия депутатами парламента законопроекта "О внесении изменений в Конституцию", предложенного президентом?
- Сейчас можно говорить об общей позиции депутатов парламента, так как 14 мая, в ходе официального визита в Верховную Раду президента Бундестага, лидеры фракций сообщили свое отношение к инициативам президента о проведении конституционной реформы. Можно точно сказать, с чем депутаты однозначно не будут согласны: с двухпалатным парламентом, с изменением сроков избрания президента и парламента и с референдумом прямого действия. Есть несколько позиций, в которых депутаты могут выразить положительное единодушие - формирование правительства парламентом, избираемость всех органов местной власти, в том числе губернаторов. Эти положения могут быть приняты еще до выборов президента в 2004 г. Однако, если все предложения провести политическую реформу будут использоваться как дымовая завеса, чтобы не допустить президентских выборов в 2004 г., то уверенно можно прогнозировать в ближайшей перспективе негативные последствия и политический кризис. Но я надеюсь, что политическая реформа будет, причем не только в виде изменений в Конституцию, но и с принятием нескольких важнейших законов - "О выборах народных депутатов на пропорциональной основе", "О кабинете министров Украины", "Об импичменте президенту", "О референдуме". Эти законы позволят сделать украинскую власть дееспособной без внесения конституционных изменений.

- Каковы будут ответные действия оппозиции на объявление референдума по итогам обсуждения законопроекта "О внесении изменений в Конституцию"?
- Я думаю, что оппозиция не допустит такого антиконституционного переворота (так это можно назвать). В случае такого развития событий есть все основания для того, чтобы защищать украинскую конституцию всеми имеющимися методами. Это и письменное обращение к избирателям за поддержкой, и высказывание своего негативного отношения к такой попытке изменения конституционного строя в Украине. Можно вспомнить, что 9 марта, в ходе первой совместной акции объединенной оппозиции, не понадобилось никаких особых методов, чтобы собрать на улицах Киева более 100 тыс. человек. Я уверен, что сейчас у оппозиции есть основное для эффективной политической деятельности и влияния - доверие избирателей. С его помощью можно реально действовать на политической арене.

- Юрий Иванович, каковы перспективы создания единой партии на основе блока "Наша Украина"?
- В перспективе (на следующих президентских выборах в 2009 г.) в предвыборной кампании должен участвовать кандидат от партии, как во всех странах развитой демократии. Сегодня в Украине в борьбе за президентское кресло лидер любой партии (вне зависимости от идеологии) не может завоевать большинство голосов избирателей. Основная причина - неразвитость украинской политической системы и партий, которые сегодня слишком слабы, чтобы их представитель мог бороться за высшую должность в государстве.
Мне кажется, что сейчас для участия в президентских выборах, необходимо формировать коалицию. Для Виктора Ющенко, по моему мнению, ею должен стать демократический фронт или общественно-политическое объединение. При этом в коалицию могут войти не только партии из состава "Нашей Украины", но и другие коалиции, например, блок Юлии Тимошенко, Социалистическая партия Украины, другие партии, в том числе экологической направленности, которые хотят принять участие в избирательном процессе с В.Ющенко в качестве кандидата.
После выборов уже президент Ющенко должен быть лично заинтересован в формировании мощных политических сил, однако он может не быть членом какой-то из них - легко провозгласить партию Ющенко (в нее будет стоять очередь), важно под реализацию программы, выдвигаемой В.Ющенко найти идеологических единомышленников. А мощной партию можно назвать объединение с сильной идеологией, финансовыми источниками и информационными ресурсами.

- Юрий Иванович, могли бы Вы прокомментировать избрание Бориса Тарасюка на должность председателя Народного руха Украины?
- Комментировать само избрание нового лидера партии, членом которой я не являюсь, я не могу. Единственное, что можно отметить, что два руха прошли долгий путь - от конфронтации до сотрудничества. В результате наших совместных с Геннадием Удовенко поисков варианта объединения двух партий в единый Рух возникла идея единой коалиции во главе с Виктором Ющенко, что привело к созданию избирательного блока "Наша Украина".
Однако процесс объединения остановлен, в первую очередь из-за законодательного не урегулирования этого вопроса. Кроме того, у партий различные взгляды на очередность мероприятий. Но сам процесс формирования мощной политической силы в Украине не останавливается, изменился только способ. В УНП вошли 12 областных организаций Демократической партии, несколько организаций Республиканской христианской партии. Так, на уровне первичных организаций и происходит формирование УНП, в активе которой будут представители практически всех правоцентристских партий. Постепенно она сможет стать творцом народной политики, электоратом которой могут стать около 40% избирателей. Также УНП будет искать взаимопонимания с Б.Тарасюком.

- Были сообщения о том, что название УНП позволит ей стать частью Европейской народной партии (ЕНП). Насколько это соответствует действительности, и на какой стадии находится рассмотрение вопроса?
- Да, это правда. Среди внешнеполитических партийных приоритетов есть намерение вступить в ЕНП. Однако УНП может сделать это только после того, как Украина станет ассоциированным, а потом и полноправным членом Европейского союза. На партийном уровне готовится заявка на вступление в ЕНП, что позволит партии сначала получить статус наблюдателя, а потом и ассоциированного члена. Эта работа идет, но это, прямо скажем, не просто. Причина в том, что международные партобъединения долго присматриваются к возможному члену, к тому, соответствует ли его программа задачам объединения.

- Чем вызвано избрание полгода назад нового руководителя харьковской областной организации партии, и как Вы оцениваете работу, проделанную им за этот период?
- Избрание Василия Третецкого председателем облорганизации УНП было связано с тем, что члены организации поставили неудовлетворительную оценку деятельности прошлого руководителя. Когда он подал заявление об отставке, решением Совета партии В.Третецкий был назначен исполняющим обязанности, а потом конференция облорганизации избрала его руководителем. Мне нравится стиль работы В.Третецкого. Это чрезвычайно удачный вариант работы именно в восточных областях Украины, - не забывать о национальных приоритетах, адаптировать политику партии к требованиям региона. По-моему, это пример того, как нужно правильно работать в сложном регионе, которым является Харьковская область.

- Юрий Иванович, 15 мая депутаты Верховной Рады приняли Хартию о языках. Что даст этот шаг, и как голосовала Ваша фракция?
- К большому сожалению, этим решением депутатский корпус заложил под деятельность правительств и президентов мощное взрывное устройство. Украина ратифицировала Хартию в полном объеме, чего не сделала ни одна страна мира. Дело не в том, чтобы не защищать права языковых меньшинств, а в том, что ни одна страна не имеет возможностей удовлетворить всем потребностям документа, которые сформулированы очень жестко (из госбюджета должны выделяться средства на решение всех проблем этой сферы). По минимальным подсчетам, для удовлетворения потребностей языковых меньшинств необходимо несколько госбюджетов в полном объеме. Именно поэтому европейские страны в ходе ратификации исключали некоторые пункты, взяв на себя только те обязательства, которые они могут выполнить. Поэтому за усечение хартии никто не обвинит Украину в антидемократизме и несбалансированной языковой политики.
Вполне возможно, что депутаты думали по-коммунистически - "бумага все стерпит". К этому случаю такая философия не подходит - хартия предусматривает межнациональный уровень (как, например, с парламентской ассамблеей Совета Европы), то есть, невыполнение всех условий хартии повлечет за собой обвинение в не демократизме и соответствующие санкции против Украины. По моему мнению, вариант ратификации хартии, подготовленный специальной рабочей группой, более реален. Однако голосование еще раз подтвердило безответственность народных депутатов в отношении решений, которые принимаются. Наша фракция голосовала против полного варианта хартии.

- Как вы относитесь к мнению о насильственности украинизации восточных регионов?
- Если коротко охарактеризовать ход украинизации, то это выльется в пословицу "заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет". Правильнее не заставлять говорить по-украински, а создавать эффективную государственную языковую политику, целью которой должно стать использование государственного языка большинством населения. Яркий этому пример - Израиль, где за одно десятилетие после создания независимого государства во все сферы жизни был введен иврит. Например, США, где в свое время решение о том, что английский, а не испанский язык является государственным, было принято с перевесом в один голос. Сейчас об этом никто не вспоминает и не представляет себе США испаноязычной страной.
Что нужно для эффективной государственной языковой политики? В первую очередь, использование русского языка человеком в личной жизни никого не касается, но чиновник госслужбы на работе обязан использовать государственный язык. Кроме того, техническая и технологическая литература и документы, используемые не одно десятилетие, после появления независимого государства должны быть переведены на украинский язык, причем за счет госбюджета. Еще один момент - культурное наследие. Важно сделать так, чтобы человек осознал себя его частью, выучил государственный язык и почувствовал себя полноценным членом общества. Основное требование - создание условий, в которых человек будет заинтересован в изучении украинского языка. Проводимая сейчас государством политика привела к значительному увеличению украинцев (до 61%), которые выступают за двуязычие. Об этом свидетельствуют соцопросы. А сразу после провозглашения независимости такое же количество жителей страны выступало за использование исключительно украинского языка. И, наконец, мне кажется, что в языковой политике должны преобладать уважение к личности человека, его языку.

- Как Вы относитесь к совместному российско-украинскому проекту выпуска самолетов Ан-70?
- Это проект, который имеет высокие шансы на успех и хорошие перспективы. Однако он мог бы стать более эффективным, если бы в нем приняли участие не только Украина и Россия, но и ФРГ, и другие европейские государства. Я недавно побывал с рабочей поездкой в Германии, где одна из компаний заинтересовалась самолетами Ан-124 "Руслан". Да и украинские авиапроизводители должны быть заинтересованы в сотрудничестве именно с европейскими компаниями, так как они знают новейшие требования современного авиационного рынка. Это позволит любую новую модель самолета сделать экономически выгодной. Реализация проекта с Ан-70 стала провалом на европейском рынке, производство военно-транспортного варианта Ан-70 наносит слишком большие затраты и Украине, и России. Мы, конечно, можем выпускать эти самолеты, но самая большая проблема - найти рынок реализации. Выходом может стать поиск партнеров, увеличение объемов производства и Ан-70 и других перспективных моделей.

Справка "SQ". КОСТЕНКО Юрий Иванович - 1951 г. р. Закончил Запорожский машиностроительный институт (1973). Кандидат технических наук (1985 г., "Плазменная обработка металлов"). Один из основателей Руха (1989 г.). Народный депутат (1990-1994 гг.). Заместитель председателя депутатской следственной комиссии по вопросам расследования причин аварии на ЧАЭС (1990-1991 гг.). Руководитель депутатской группы, занимавшейся подготовкой к ратификации договора "СТАРТ-1" (1992-1994 гг.). Министр охраны окружающей среды и ядерной безопасности Украины (1992-1998 гг.). Инициатор экологической реформы в Украине (1992-1998 гг.). Народный депутат второго созыва (1994-1998 гг.). Заместитель председателя НРУ (1998). Народный депутат третьего созыва (1998-2002 гг.). Кандидат в президенты (1999 г.). Председатель Украинского Народного Руха с 1999 г. 31 марта 2002 г. избранный народным депутатом по списку избирательного блока "Наша Украина" (№4). 25 января 2003 г. избран председателем Украинской народной партии.