Проблемы донорства крови в последнее время стоят перед украинским здравоохранением особенно остро. Донорской крови нашей медицине катастрофически не хватает. На одного жителя приходится 8,5 мл сданной крови, тогда как по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения предусмотрено 12-15 мл. Лишь в этом случае компонентами и препаратами плазмы крови будут обеспечены все граждане Украины.

Кроме того, сближение с Европейским Союзом ставит перед государством новые задачи и в этой области. Среди положений Соглашения об ассоциации, которое подписали Украина и ЕС, здравоохранения касаются 17 нормативно-правовых актов. Ратификация нормативно-правовых документов Евросоюза призвана способствовать снижению основных рисков, негативно влияющих на здоровье украинцев.

Среди них и пункт об уменьшении количества инфекционных заболеваний населения путем создания стандартизированной сети эпидемиологического надзора и контроля за их распространением.

Как это делают в Европе

Человечество уже давно использует человеческие ткани и клетки для лечения. Это несет в себе риск передачи болезней и иных потенциальных угроз пациенту от донора, что может вызвать эпидемиологическую угрозу в случае несоблюдения правил безопасности. Поэтому при использовании человеческой крови для лечения требуется, чтобы качество и безопасность самой крови и ее компонентов обеспечивались должным образом. К сожалению, украинская система контроля донорства крови сегодня не отвечает стандартам ЕС.

Различна и терминология, используемая в Европе и Украине. А это, в свою очередь, препятствует автоматической обработке информации, ее анализу и дальнейшему использованию для предупреждения рисков. Именно поэтому Европейским Союзом разработаны механизмы законодательного регулирования системы здравоохранения.

Проведение закупок, критерии отбора доноров, лабораторные тесты, которые должны проходить доноры перед медицинскими процедурами, - все должно быть четко определено нормативами. Эти требования европейского регулирования также должны выполняться третьими странами, они касаются и тех материалов, которые будут использоваться как первичный материал для изготовления последующих продуктов - вплоть до известного всем с детства гематогена.

За счет электронного обмена информацией можно добиться быстрой унификации данных и использовать единую терминологию для эффективной коммуникации между врачами разных стран. Сбор, обновление и анализ информации будет способствовать четкому пониманию эпидемиологической ситуации в регионе на национальном и международном уровнях. А в случае возникновения эпидемии, в рамках системы ответственные государственные учреждения смогут оперативно отреагировать на нее, в частности, быстро определить биологические пробы подозрительного материала.

Разумеется, не все инфекционные заболевания могут быть охвачены сетью контроля за распространением эпидемиологических заболеваний. Несмотря на это, для снижения риска страны уже могут начать работать по стандартам ЕС и получать опыт относительно возможных способов борьбы с такими заболеваниями.

Превентивная деятельность по распространению инфекционных заболеваний, возможность оперативного реагирования на конкретные случаи, снижение риска возникновения эпидемий способствует экономии бюджета на непосредственно само лечение.

Европейский Союз уделяет значительное внимание противодействию распространению инфекционных заболеваний. В соответствии с планом интеграции Соглашения с ЕС Украина должна ратифицировать 9 нормативно-правовых документов - решения и Директивы по обращению с продуктами человеческой крови, установление стандартов качества и безопасности для донорства, и другие.

Положение дел в Украине

Создание более действенной системы управления запасами крови и организации донорства актуально не только в свете Евроинтеграции. По мнению технического эксперта по безопасности крови проекта безопасности крови в Украине Американского международного альянса здравоохранения, эксперта координационной рабочей группы по вопросам развития службы крови МЗУ Александра Сергиенко, система донорства в нашем государстве страдает не столько от нехватки доноров, сколько от общей неорганизованности процесса.

"У нас не умеют планировать работу и руководить процессом - донорство должно быть плановым и управляемым", - считает эксперт.

По его словам, в среднем по стране почти 15% эритроцитов списывается по сроку годности. Дело в том, что плазма крови может храниться до трех лет, в то время как эритроциты - всего 42 дня. В последние годы, вследствие военных действий на Донбассе, увеличилось количество случаев массового донорства крови, неравнодушные граждане сдают кровь для раненых бойцов. Значительная часть сданной таким образом крови просто выливается вследствие неорганизованности процесса сдачи и хранения.

"Вопрос первый: кто будет отвечать за то, что потратили 1000 недешевых систем для заготовки крови? Вопрос второй: кто будет возмещать убытки за тестирование? Ведь тест-системы для скрининга стоят немало", - спрашивает эксперт, вспоминая случай сдачи крови для раненых в Днепропетровском госпитале.

Тестируем "дедовскими методами"

В Украине до сих пор донорскую кровь тестируют методом иммуноферментного анализа (ИФА). Часть центров переливания используют более чувствительный и автоматизированный иммунохемилюсцентный анализ (ИХЛА). Оба эти метода не дают гарантий безопасности.

Самым чувствительным является метод полимеразной цепной реакции (ПЦР). Однако, в Украине лаборатории для ПЦР-тестирования имеются лишь на Запорожской станции переливания крови, в Киевском областном центре крови и в Киевском НСДБ "Охмадет". Еще одна такая лаборатория осталась в оккупированном Луганске. Однако, в настоящее время не производятся централизованные закупки дорогостоящих расходных материалов для ПЦР-тестирования. Вследствие этого ПЦР-лаборатория в Киеве законсервирована, а лаборатория в Запорожье работает не в полную силу.

Стратегия развития способна изменить положение к лучшему

"Что мы имеем сегодня? Как таковой службы крови в нашей стране нет. В Украине насчитывается 47 центров крови, дополнительно к этим крупным центрам есть 327 отделений переливания крови (или трансфузиологии) и 83 так называемых кабинета заготовки крови в лечебных учреждениях. Все эти 410 структур рассеяны по Украине, находятся в составе разных больниц, имеющих разные источники и уровни финансирования. Их деятельность не координируется на общегосударственном уровне, они не могут обеспечить надлежащие условия и стандартное ведение технологических процессов заготовки и переработки крови", - говорит известный украинский трансфузиолог Анатолий Тимченко, принимавший участие в разработке Стратегии развития национальной системы крови.

Основными целями Стратегии является создание координированной системы крови в Украине, которая будет обеспечивать стандартизацию технологии, безопасность, качество и доступность донорской крови и ее компонентов.

Согласно Стратегии, Национальная система крови будет состоять из Службы крови (основная задача которой - заготовка, тестирование, переработка, хранение, распределение донорской крови и ее компонентов) и Независимого компетентного органа, который будет ее контролировать. Такое распределение требуется директивами ЕС в этой сфере. Служба крови будет иметь три уровня: на национальном уровне это Национальный трансфузиологический центр, на областном - региональный центр крови, на госпитальном (где непосредственно работают с пациентом) - больничный банк крови.

"На банки крови также будет возложена такая важная функция, как обоснованное применение компонентов и препаратов крови. Пока у нас нет однозначных национальных протоколов, соответствующих мировым требованиям. Нередки случаи, когда компоненты крови используются необоснованно, не по показаниям или не в соответствии с существующей номенклатурой", - говорит Тимченко.

Следует отметить, что украинские парламентарии не спешат менять положение вещей на законодательном уровне. Летом 2016 года группа депутатов во главе с председателем Комитета Рады по вопросам здравоохранения Ольгой Богомолец зарегистрировали под №4770 проект Закона "О внесении изменений в Закон Украины "О донорстве крови и ее компонентов", принятый еще в 1995 году. Предлагаемые изменения, по сути, касались лишь возможности для лиц, не являющихся гражданами Украины, стать донорами крови. Но и этот закон депутаты в ноябре того же года отправили на доработку...

Сергей Бобок

 

Евросоюз

Эта публикация была подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза. (http://ec.europa.eu/europeaid). Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ИА "Status Quo" и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.