- Харьковскому цирку в этом году исполнилось 120 лет. Расскажите, пожалуйста, об истории его создания и развития.
- 120-летие со дня образования Харьковского цирка - дата условная. До 1883 г. в Харькове работали цирковые коллективы и, насколько мне известно, были цирковые площадки. Но отсчет ведется со строительства деревянного, неотапливаемого цирка Соломонского - австрийского артиста и антрепренера, который построил также цирк в Москве, на Цветном бульваре. Чуть позже в Харькове работали и другие деревянные цирки. Один из них стоял на набережной (сейчас пл. Р.Люксембург). Сложилось, что Харьков полюбил цирк, и в начале 20-го века в городе работало два цирка: тот, который мы сейчас называем Старым цирком, и бывшее здание театра музыкальной комедии на нынешней ул. К.Маркса. Это уже стационарные кирпичные здания. Кстати, только в двух городах мира было по два цирка - в Москве и Париже. Здание цирка (бывшее здание музкомедии) по вместимости было самым большим в Европе. В Харькове всегда работали звезды первой величины: братья Анатолий и Владимир Дуровы - родоначальники знаменитой династии, дуэт очень известных куплетистов "Бим-Бом", величайший жонглер в истории цирка Энрико Растелли и другие. В 20-е годы прошлого века в основном работали французские, немецкие и итальянские артисты, но к концу 20-х годов в цирк пришла спортивная молодежь. Они учились у западных мастеров манежа и, безусловно, у отечественных артистов. К началу 30-х годов появилась плеяда артистов советского цирка, которые стояли у истоков зарождения великого советского цирка. Великого я говорю без всякого преувеличения - это была действительно цирковая империя, которая покорила весь мир своим мастерством. До сих пор советское цирковое искусство считается одним из самых выдающихся в мире. Новое здание Харьковского цирка было построено в 1974 г.
Не секрет, что в 70-80-х гг. Cоюзгосцирк приносил очень большие доходы. В начале 80-х чистая прибыль от проката цирковых программ составляла около 120 млн. руб. в год, без учета того, что цирк тратил на свое содержание и развитие. По всему Союзу строились цирковые здания. В связи с тем, что цирковое искусство приносило такие большие деньги, было создано Всесоюзное цирковое творческо-производственное объединение. Все это рухнуло вместе с советской властью. В Украине осталось 10 стационарных цирков. Я считаю, что это наше национальное достояние. Говорят, что стационарные цирки не нужны, а нужны только цирки-шапито. Это не так. Нашим циркам завидует весь мир. Во Франции, например, только один цирк стационарный, остальные - шапито.

- Изменились ли за последние годы посещаемость и отношение харьковчан к цирку?
- Раньше Харьковский цирк давал 8-9 представлений в неделю. В субботу и воскресенье харьковский зритель попасть в цирк не мог, потому что мы работали по заявкам других городов и областей через экскурс-бюро. К нам приезжали автобусы из Сум, Полтавы, Белгорода. А в будние дни приходили харьковчане. Сейчас, чтобы приехать в наш цирк из другого города, нужно заплатить не только за билеты в цирк, а они у нас не дешевые - от 10 до 20 грн. (для детей до 5 лет вход бесплатный), но и заплатить за билеты на автобус. Такие цены на представление во всех цирках Украины и в пересчете на рубли приблизительно одинаковые с российскими цирками. Сегодня у нас посещаемость намного меньше, потому что билеты все-таки дороговаты. В зависимости от времени года и каникул в цирке дается минимум 3-4 представления в неделю. Остальное время артисты репетируют. Я думаю, что когда экономическое положение в стране станет лучше, посещаемость увеличится. Многие говорят, что раньше было лучше. Двойственный момент. В чем-то, может быть, и лучше. Мы многое потеряли из того, что было при советском цирке. Но в тоже время люди, вспоминая свою молодость, думают, что раньше было интересней. Тем не менее, мы стараемся показать публике все лучшее, что есть в украинском и российском цирках.

- Номера какого жанра являются дефицитом в украинском цирке?
- Если говорить об украинском цирке, то нам очень не хватает больших номеров с экзотическими животными, слонами и хищниками. Это те номера, на которые идет зритель. Детям, в первую очередь, интересны дрессура и клоунада. Если в программе много животных и хорошие клоуны, то она будет пользоваться успехом. Но приобретение животных - это большие затраты.

- А клоуны?
- Кризис клоунады наблюдается во всем мире. К сожалению выдающихся клоунов сейчас очень мало. Клоуна с задатками комика нужно сначала найти, а потом воспитать - создать ему образ и такую клоунскую маску, чтобы он был узнаваем. Например, Олег Попов - клетчатая кепка и нос картошкой. Я думаю, что недостаток хороших клоунов связан с тем, что в обществе последние 15 лет нет социального оптимизма. 50-70 гг. давали отличных клоунов, а за последние годы ни в российском, ни в беларусском, ни в украинском цирках не появилось ни одного выдающегося клоуна. Дело даже не в деньгах - общество сейчас не рождает выдающихся клоунов.

- Но в марте этого года в Харьковском цирке работали замечательные клоуны. Публика была в восторге…
- Да, братья Герасименко. Действительно замечательные клоуны. Они работают в Киевском цирке. Сейчас люди приходят в цирк на Герасименко. Они гомерически смешные, но до выдающихся им нужно дорасти. Братья даже в жизни смешные. К сожалению, у всех клоунов сейчас повальное увлечение: они вызывают зрителей из зрительного зала на манеж. Этот прием можно использовать, но я считаю, что это не генеральная линия развития мировой клоунады.

- Где и кем осуществляется постановка цирковых номеров?
- Своих артистических трупп в Харьковском цирке нет, как нет их и в других цирках (за исключением двух московских, где своя специфика работы). В таком случае артист цирка, проработав некоторое время в одном городе, должен ехать в другой на гастроли. Это в театре можно играть сегодня одну роль, завтра другую, а в цирке артист работает один - максимум два номера.

- Вы не только директор цирка, но и режиссер. Что вы можете сказать о качестве выпускаемых номеров?
- Хотелось бы всегда самого лучшего, что есть в мировом цирке. Но лучшее - это огромные деньги. И если я привезу в Харьков, например, программу знаменитого канадского "Цирка Дюсселей" или лучшее, что есть в китайском или французском цирках, то цена билета на эти представления будут соответствовать мировым ценам (около 30 долл.). Мы показываем лучшее, что есть на сегодняшний день в цирках Беларуси, России, Украины, Средней Азии. Планируем пригласить венгерский цирк. У нас работали российский иллюзионист Игорь Кио, канатоходцы Волжанские, дрессировщики Юрий Дуров, Сарват Бегбуди - это лучшие артисты российского цирка. Заведомо некачественные и неинтересные программы мы не показываем. В Украине 10 стационарных цирков. Есть украинская дирекция цирковых программ, которая находится сейчас в здании Харьковского старого цирка. В принципе она является базовой в подготовке новых номеров, но новые номера готовятся также и в стационарных цирках. Я могу с гордостью сказать, что Харьковский цирк - ведущее цирковое предприятие Украины. Он выпускает больше всего номеров. Так сложилось исторически. Например, в Харьковском цирке выпускался номер известной дрессировщицы Ирины Бугримовой, которая позже стала выдающейся артисткой мирового цирка. Чаще всего мы готовим номера по заказу Укргосцирка. Их сейчас выпускается недостаточно, причем по разным причинам. Многие цирковые коллективы уезжают на работу за границу. Некоторым нужно выехать в другую страну, а через 4-5 лет вернуться обратно, когда зрители уже подзабыли этот номер, а молодое поколение его еще не видело. Кто-то ушел на пенсию или коллектив распался. Я подсчитал, что мы должны выпускать в год 10-12 номеров, чтобы восполнить естественные потери. Но, к сожалению, их выпускается значительно меньше. В этом году в Харьковском цирке мы выпустили три воздушных групповых номера, что всегда ценится в любой программе. Один из этих номеров - воздушные акробаты Шаталовы - мы восстановили в новом составе, а до этого мы выпускали их в 1998 г. С тех пор они стали золотыми лауреатами трех международных конкурсов. Возможно, в следующей программе они снова к нам приедут. Номер Шаталовых стал известным в Австрии, Голландии, Польше и Франции. Мы выпустили также воздушный полет Коваленко. Этот номер стал призером в Венгрии. Сейчас выпустили новый воздушный полет без сетки Михаила Севрюкова. Я 12 лет проработал режиссером и главным режиссером в старом цирке. Мы выпускали в год не менее 10 номеров плюс аттракцион с животными. К сожалению, сегодня такой массовости нет. Силы, возможность, идеи для создания новых номеров, все это есть. Были бы деньги.

- Ставят артисты номера за свой счет?
- Часто и за свой счет. Но сделать большой групповой номер со сложной аппаратурой очень дорого. И никакие спонсоры денег на это не дадут. Если же вложить деньги в хороший номер, то он окупится. Язык цирка интернационален, и за рубежом цирковые номера всегда пользуются успехом. Цирковые номера - это валютный товар.

- В каких условиях содержаться в цирке животные?
- Животных в цирке всегда кормили хорошо. Их кормили в первую очередь, даже в самые плохие годы. Потому что животные ни в чем не виноваты. В войну был специальный указ совнаркома, что цирковые животные - это национальное достояние, и даже в блокадном Ленинграде ни одно животное не погибло от голода. Каждое животное получает все необходимое. Существуют определенные нормы кормления, в зависимости от возраста и веса животного. За этим следит ветеринар и бухгалтерия. Все животные находятся в нормальных условиях - в тепле, накормленные, с ними репетируют и гуляют. Руководители номеров всегда следят за тем, чтобы в клетке было чисто и свежие опилки. Свою порцию движения, чтобы не атрофировались мышцы, животные получают на репетициях и представлениях. Летом они находятся в вольерах на улице.

- Опасно для зрителей, когда на манеже хищники?
- К сожалению, некоторые зрители считают, что если медведи дрессированные, то они домашние, и если на нем намордник, то ничего страшного не случится. Медведь, находясь в манеже, видит все. Кстати, медведь - один из самых опасных хищников. Кошачьи хищники всегда показывают перед нападением свои намерения - переминаются, начинают помахивать хвостом, скалиться. А у медведя от нормального состояния до нападения - доли секунды. Поэтому существуют определенные нормы техники безопасности.

- А были в Харьковском цирке случаи нападения животных на людей?
- На зрителей нет. Нападали на дрессировщиков. В 1970 году в Харькове погибла румынская дрессировщица Джига, но зрители к этому происшествию не имели никакого отношения.

- В Харькове недавно работал российский иллюзионист Игорь Кио. Не планируете ли вы организовать в Харькове шоу с участием украинских фокусников?
- В Луганске подготовлен новый аттракцион. Он не такой масштабный (всего минут на двадцать), но со временем может получиться хороший аттракцион. Дело в том, что иллюзия - очень дорогостоящая вещь. Чтобы создать хороший аттракцион, нужно вложить сотни тысяч долларов в сложнейшую аппаратуру, механику, разработку трюков и костюмы. Что касается И.Кио, то этот номер создавался еще его отцом - Эмилем Кио. Кио - это классика иллюзионного циркового жанра. Каким-то образом он развивался, но таких новаций, как, например, у Дэвида Копперфильда нет. Специфика его работы связана со сценой. Он, наверное, мог бы сделать цирковой аттракцион, но то, что он показывает на сцене, на манеже произойти не может. За последние 10 лет в российском цирке появился всего один новый иллюзионный аттракцион.

- Какое у вас мнение относительно качества программ цирков-шапито? Они создают конкуренцию Укрцирку?
- Цирки-шапито - это совсем другой уровень. Люди приходят в стационарный цирк, как во дворец. Ни в одном шапито не готовятся новые номера, а в стационарном цирке они готовятся, потому что для этого есть все возможности. Шапито должны существовать для показа цирковых программ в населенных пунктах, далеких от городов со стационарными цирками. Цирки-шапито сейчас, в основном, частные и никому не починяющиеся. Всегда было правило - ближе, чем на 40 км от города, где есть стационарные цирки, шапито не подъезжало. Потому что жители этих населенных пунктов приезжали в стационарный цирк. Сегодня некоторые руководители шапито это правило нарушают. Например, этим летом по Харьковской области ездила "передвижка" - буквально по пригородам Харькова. Люди приходят в шапито за такие же деньги, как и в стационарный цирк, смотрят плохое представление с очень низким качеством номеров и всей программы, и им кажется, что такой уровень везде. Стационарные же цирки стараются показывать лучшее, что есть на сегодняшний день, приглашают ведущих мастеров и показывают полноценную программу на 2-3 часа. Я не против цирка шапито, они обязательно должны быть. Раньше ни один артист не мог выйти на сцену или манеж без разрешения худсовета, а сегодня выходит кто угодно. Артистов не хватает. Мы, стационарные цирки, пытаемся найти профессиональных артистов. Из 35 цирков шапито, которые сейчас ездят по Украине, 5-6 цирков с очень хорошим уровнем. Они действительно не позорят цирк. Люди приходят в шапито смотреть программу, которая должна быть цельной и разножанровой, а им показывают самодеятельность. И все - лауреаты каких-то конкурсов... Не может этого быть, не так много у нас лауреатов международных фестивалей! Сейчас в Кривом Роге большой скандал. Заехало такое шапито, а директор стационарного цирка обратился в общество по защите прав потребителей и попросил предъявить документы, на основании которых в этом шапито работают одни лауреаты. Сейчас идет судебный процесс.

- Как вы оцениваете работу детских цирковых студий Харькова?
- Детские цирковые студии работают в Харьковских областном и городском дворцах детского и юношеского творчества, в ДК Строителей и старом цирке. Все дети начинают работать с одного и того же - развивают гибкость тела, а потом начинают работать в других цирковых жанрах. В цирк приходят, в основном, из спорта, некоторые из самодеятельности, приходят дети цирковых актеров. Есть в Киеве Эстрадно-цирковое училище, но, к сожалению, оно сейчас для цирка работает мало.

- Как обеспечиваются условия работы, проживание и оплата цирковых артистов?
- В Харьков сейчас артисты приезжают с удовольствием. У нас была проблема с гостиницей, но сейчас мы в ней улучшаем условия проживания. Это одна из первых цирковых гостиниц, построенных в Советском Союзе. В нашем цирке творческая атмосфера. Об этом можно судить и по тому, какие выдающиеся артисты к нам приезжают.

- Много ли артистов украинского цирка работает за рубежом?
- Артисты едут на работу за рубеж по приглашению. Это, в основном, частные контракты. Укргосцирк направляет на работу за рубеж мало коллективов. Многие считают, что если украинское, то худшее, но 80% украинских цирковых номеров - это мировой уровень. Я говорю это с гордостью. Эти номера востребованы во всем мире. География такая, что разве что в Антарктиде не работают.

- В каком состоянии находится техническое оснащение Харьковского цирка?
- Все артисты приезжают на работу со своей аппаратурой. Но купол, конечно, наш. Здание требует постоянного ухода и ремонта. Сейчас ремонтируем крыши над административными корпусами и гостиницей для артистов цирка. В гостинице сделали номера с удобствами, которых раньше не было, меняем все сантехническое оборудование. В этом году мы потратили на капитальный ремонт более 200 тыс. грн. В прошлом году поменяли звуковую аппаратуру. Свет мы планируем поменять в ближайшие годы. По насыщенности света достаточно, но морально он устарел, нужны лазерные установки. Чтобы поменять все световое оборудование, требуется около полумиллиона гривень. Каждый год в цирке прокатывается 7-8 программ. Между ними должна быть пересменка. В это время цирк приводится в порядок.
Все стационарные цирки Украины находятся на частичной бюджетной дотации. Содержание зданий (у нас кроме этого здания есть еще и большое общежитие для цирковых артистов, которое с 1959 г. не ремонтировалось), коммунальные услуги, содержание программы (зарплата сотрудникам и кормление животных) требуют больших расходов.

Справка "SQ". Житницкий Алексей Анатольевич - заслуженный деятель искусств Украины, член Академии циркового искусства России. Родился 20 декабря 1959 г. в Харькове. В 1981 г. окончил Харьковский государственный институт культуры. С 1983 г. работает в цирковом искусстве. С 1995 г. - главный режиссер, с 2001 г. - директор Харьковского государственного цирка.