- Василий Иванович, еще до выборов Вы высказали желание работать в постоянном комитете по вопросам бюджета. Скажите, отличается ли то, чего Вы ожидали, от действительного положения вещей?
- С этим комитетом я не прекращал сотрудничать ни одного дня со времени создания комитета в ВР независимой Украины. Я достаточно хорошо знаю ситуацию в комитете, его роль, возможности (в парламенте всех созывов, в том числе и этого). Лицо бюджетного комитета не может быть одинаковым. Оно во многом отражает его состав и, в какой-то мере, весь состав ВР. Поэтому меня ничто не удивляет ни в нынешнем составе комитета, ни в его работе. Но если политические цели и пристрастия членов комитета переносятся на его работу, и комитет в какой-то мере выполняет политический заказ группы, которая его представляет, то это просто беда, это парализует работу. Еще не известно, какую оценку это получит и к каким результатам такая работа может привести. Но люди есть люди, и они не могут быть беспристрастны к тем политическим силам, которые представляют.
Я не в большом восхищении от нынешнего состава комитета. Скажу только, что он работоспособный, там очень серьезные, опытные депутаты. Единственное, как мне показалось, для части из них представление о бюджете Украины и, в особенности, регионов, - это академические истины. Есть целый ряд примеров, когда вносятся предложения, которые даже близко нельзя рассматривать как реальные в части формирования или структуры бюджета.
Наиболее характерной чертой нынешней ситуации является стремление отдельной части депутатов к контролю всего и вся, причем не периодически, в соответствии с регламентом ВР, а ежедневно. Если такая ситуация сохранится, то ни одно правительство работать не сможет. Правительство должно работать спокойно и отвечать за свои действия на протяжении определенного периода времени, каким бы он ни был: коротким или длинным. А когда ВР является контролером реализации государственной политики, то ни к чему хорошему это не приведет.

- Василий Иванович, полностью ли Вас устраивают, как члена бюджетного комитета, положения Бюджетного кодекса (БК) или будете пытаться что-то в нем изменить?
- Я и группа моих коллег по комитету будем инициировать внесение изменений. Сейчас, например, сложилась кризисная ситуация с внесением изменений в расходную часть бюджета. По действующему БК внести изменения можно только по истечении девяти месяцев года и только при наличии серьезного перевыполнения доходной части бюджета. Но в реальной-то жизни (в городе, районе) события могут развиваться таким образом, что никак невозможно предусмотреть затраты заранее, а бюджет ограничен. Резервный фонд региона (в масштабах города или района) вообще отсутствует. Если же он в каком-то виде и есть, то положение о резервном фонде не позволяет использовать его средства на целый ряд расходов. Получается ситуация: ты вроде бы и свободен в рассмотрении ситуации (органы местного самоуправления, например), но в то же время ты не в состоянии ничего изменить. Ну, ошиблись в каких-то расчетах или нужно что-то изменить (небольшие объемы нужно перебросить на содержание городского хозяйства или еще на какие-то нужды), а территориальная громада, районный или городской совет не имеют права этого делать. Это явно не соответствует роли местного самоуправления, отводимой ему в Конституции, и ущемляет права наших территориальных органов власти. Это положение БК нужно пересмотреть.
В кодексе, кроме того, целый ряд проблемных положений, связанных со сроками, с методикой. Если есть территория - город, район, поселок, то невозможно формировать, утверждать и доводить ее бюджет, не согласовывая с центральными органами власти. Мы говорим об очень крупных позициях. Но влияние области на развитие подчиненных ей территорий в комплексе, при нынешнем БК и нынешней ситуации, явно занижено. Это не проявится в течение одного года, но через несколько лет мы это увидим.
Наряду с БК есть ряд других законодательных актов, положения которых вступают в серьезные противоречия: закон об администрации, об образовании и многие другие. О чем можно сегодня говорить, если в соответствии с законом "Об образовании" и "О здравоохранении" отдельные вещи нельзя исключать, а в соответствии с действующими бюджетными законами, в том числе и БК, это просто необходимо делать?

- Василий Иванович, в ВР была создана депутатская группа "Европейский выбор". Расскажите, пожалуйста, о цели ее создания и задачах, которые группа перед собой ставит.
- Депутатская группа "Европейский выбор" сформировалась, существует и действует. Среди причин ее основания выделяются две основные: во-первых, ярко выраженное стремление жить, действовать, строить не только политическую жизнь, но и многие другие стандарты в Украине по европейским принципам и европейской модели, и, во-вторых, отсутствие концентрированной депутатской общности, которая бы за основную свою цель взяла реализацию именно этого положения.
Всем депутатам, вошедшим в группу, близки очень многие принципы, которые сегодня уже действуют в Европе (прежде всего это ситуация с местным самоуправлением). В состав депутатской группы "Европейский выбор" вошли депутаты, которые представляют Партию Регионов или согласны с нашей идеологической позицией. Основная задача партии - повышение роли регионов, что не возможно без совершенствования и повышения эффективности функционирования местного самоуправления.
Я считаю, что сейчас местное самоуправление в Украине ничем, кроме деклараций о продвижении к европейской модели, не отличается. На самом деле его роль в регионах малозаметна, не эффективна и в том виде, в котором есть сейчас, малоперспективна. Об этом можно судить по уровню и составу органов местного самоуправления и по их влиянию на текущие дела. Поэтому одна из основных целей депутатской группы "Европейский выбор" - приведение местного самоуправления в Украине к европейским стандартам. Это снимет одну из причин, которая в будущем может стать тормозом при вхождении Украины в Европейский союз (ЕС).
Если послушать оппонентов, то наша группа - это всего лишь стремление приблизиться к Европе и, в какой-то мере, "лечь под нее", обратить на себя внимание и во всем скопировать европейские нормы и стандарты. Но наша задача, по целому ряду социальных позиций, - приблизиться к европейскому уровню, но не за счет "чинопочитания" и любования, а за счет совершенствования нашей внутригосударственной системы, а также политической, экономической и социальной обстановки.

- Василий Иванович, в течение работы первой сессии Вы не вносили в ВР законопроекты. Планируете ли внести какие-либо законопроекты на рассмотрение ВР в ближайшее время?
- Я не готовился к законодательной деятельности, не нанимал специалистов для подготовки проектов законов, потому что я не был субъектом законодательной инициативы и это просто было не нужно. Часть депутатов, из предыдущего состава ВР, внесла на рассмотрение законопроекты, которые они готовили на протяжении трех-четырех лет до этого. То есть, это результат их работы за три-четыре года, а не за время, которое прошло с последних выборов. На мой взгляд, не от количества законопроектов зависит эффективность депутатской деятельности, а от их необходимости и их качества. Я сейчас работаю над не менее чем 20 законопроектами, совместно со специалистами и целым рядом депутатов.
В отличие от некоторых других, депутаты бюджетного комитета попали в очень напряженную ситуацию: сразу же после начала нормальной работы парламента было предложено рассмотреть вопрос об итогах исполнения бюджета за 2001 г., рассмотреть бюджетную резолюцию 2002 г. и целый ряд изменений в законы по бюджету и системе налогообложения. Это потребовало колоссального количества времени. Причем при такой напряженной работе в ВР необходимо было еще работать в комитетах. Поэтому просто не было времени заниматься еще чем-нибудь, да и приоритеты были несколько иные. Но тут "не залежится": у меня есть с кем и над чем работать.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о разрабатываемых Вами законопроектах.
- Законопроекты будут самые разные: и изменения к целому ряду действующих законов, касающихся налогообложения отдельных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и взимание целого ряда налогов, в том числе НДС по факту предоставления услуг, а не по кассовому методу. Сейчас предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, оказав услугу и не получив оплаты от населения, должны живыми деньгами выплачивать налоги. При колоссальных неплатежах живыми деньгами, особенно по субсидиям, предприятия оказываются в таком тяжелом положении, что не только зарплаты не могут выплатить, но и не могут приобрести самого необходимого для деятельности и предоставления своих услуг. Тут требуются очень серьезные изменения.
Я буду также заниматься Налоговым кодексом, отдельными позициями законов о доходам населения, буду инициировать их рассмотрение в ВР. Есть также тема, не обсуждавшаяся ранее в парламенте - дорожное хозяйство. Безотлагательно нужно принять целый ряд законодательных актов, связанных с реформирование жилищно-коммунального хозяйства в целом. Есть и ряд других интересующих меня проблем.

- Не могли бы вы сделать прогноз о создании парламентского большинства за время второй сессии ВР?
- Можно попытаться дать оценку действующей оппозиции. На мой взгляд, в том виде, в котором нам ее сейчас подают, оппозиции нет. Оппозиция, как я понимаю, это компартия и социалистическая партия. Это действительно оппозиция, которую можно увидеть по целому ряду признаков, даже по программным материалам, по политической позиции. Она видна. А в чем оппозиционность, например, блока Юлии Тимошенко? Чему оппозиция? Да, сейчас это оппозиция к президенту, к отдельным властным структурам. Что в позиции БЮТ отличается от позиций, которые занимает, например, "Наша Украина"? Ничего! Надо же отличать личный конфликт от действительно позиции! Что сегодня общего в позиции, например, БЮТ и КПУ? Это ситуативная группа, которая объединилась не по политическим принципам, а по личным мотивам. Я думаю, что значительная часть депутатов, которые по разным причинам оказались сейчас в так называемой оппозиции, особенно в "Нашей Украине", окажутся в парламентском большинстве. Но если депутаты-оппозиционеры пришли в ВР на серьезных политических принципах и основах, то в большинство они, конечно, не войдут. Это совершенно нормально и логично. По этому поводу не надо кричать "караул!", это также естественно как то, что бывают день и ночь.
В то же время "оппозиция" использует органы государственной власти для своих целей: говорит, что некоторые работники из президентского или правительственного окружения будут противодействовать реформам или внедрению новой модели власти. Но люди, делающие подобные заявления, забывают, что государственный аппарат консервативен по своей природе. Прокуратура не творит закон, она не сидит и думает, как бы внедрить демократические принципы и изменить всю систему. Она отслеживает выполнение действующего законодательства. Бывает, что один закон не успели принять, а у Ивана Ивановича родился замысел нового, и он за него бьется. Вот поэтому Иван Иванович демократ, а прокурор, который выполняет старый закон - гад и консерватор. Ведь система правоохранительных органов всегда защищала действующий государственный строй. А какой сегодня может быть Администрация президента (АП), если она вся живет на действующем законодательстве и защищают действующую систему? Да, отдельные новые элементы они вносят, но, когда все борются с тем, что исходит от президента, они не могут не защищать его деятельности. Если бы АП была другой, ее бы не было. Если у работников АП будет другая позиция, они завтра не будут там работать - и это правильно. Там просто обязаны работать консерваторы: если их не будет, система перестанет существовать.

- Василий Иванович, как Вы считаете, было ли обращение президента политическим ходом или оно сделано по объективным причинам?
- Заявление, сделанное президентом 24 августа было объективно неизбежно. Здесь нет никаких политических ходов. Если обращение рассматривать в цепи событий последних пяти-шести лет, то этот шаг представляется абсолютно неизбежным. Разве президент пытался еще пять лет назад говорить о парламентско-президентской республике? Я знаю, что за пять лет президент изменился: не мог. Тогда нужно было укреплять президентскую власть, над ней висел дамоклов меч. Но, видя, что дело заходит в тупик, что превалирование президентского влияния становится источником конфликтов не потому, что это плохо или мешает, президент после долгой и упорной работы сделал серьезное заявление. Дай Бог, чтобы это заявление подкрепилось действиями. Это ведь более сложно.
В общем-то, это исторически неизбежный шаг, хотя, некоторые его положения, может быть, несколько преждевременны: не может ребенок в пеленках делать то же, что и в пятнадцать лет. Да, мы понимаем, да хотелось бы и надо, но спешить здесь нельзя.

- Василий Иванович, как по Вашему, почему настолько ограничила передвижение народных депутатов новая система "Рада-3"?
- Как не прискорбно, но невооруженным взглядом видно, что значительная часть депутатов использует свое положение для решения личных вопросов, что не позволено ни одному гражданину Украины. Для меня ситуация, когда депутат не может оставить своего места в сессионном зале по чисто-техническим причинам, оскорбительно. Даже на самых жестких режимных заводах не практиковалось, чтобы работник дважды в день расписывается о своем пребывании на рабочем месте.

- Как Вы расцениваете повод к проведению акции гражданского неповиновения, начало которой было 16 сентября?
Далеко не очевидно, что поводом к началу акции стало уголовное дело в отношении Юлии Владимировны, хотя иногда это пытаются представить именно так. Политическая активность осенью обычно повышается. Этому способствует ряд причин. Некоторые из банальны - все выходят из отпусков, заканчиваются каникулы, открываются учебные заведения, напряженнее становится ситуация с подготовкой жилищно-коммунального хозяйства к осени и зиме, то есть, начало отопительного сезона, заготовка продуктов питания учебными заведениями, в том числе бюджетными, и населением. Все это накладывается и понемногу создает такое напряжение, которого нет в январе или июле. Эта акция, на мой взгляд, приурочена к осени. Можно находить любые другие причины, которые будут "раскручивать" акцию, но в конце августа - начале сентября никакую акцию не проведешь, весь народ на картошке. А вот выкопают картошку, особенно в этом году, подсчитают, что картошки не много, а может будут не удовлетворены природой или рядом других вопросов.

- Скоро пройдет полгода с тех пор как завершились выборы. Скажите, удалось ли Вам чего-то достигнуть в работе в округе?
- У меня сформирована система работы в округе, есть ее график. Все это формировалось совместно с руководителями административно-территориальных единиц (в округе два города, четыре района, несколько тысяч населенных пунктов, множество микрорайонов). Уже определены мои соратники, помощники, консультанты в каждом из районов, графики приема населения, встреч с группами избирателей, трудовыми коллективами. На этот год составлен график проведения социально-значимых акций, в которых я участвую. Уже открыты общественные приемные, в которых работают мои помощники-консультанты.
Мы сформировали определенную концепцию, систему работы с местными органами власти. Так случилось, что работа руководителей местного самоуправления с депутатом предыдущего созыва не сложилась, поэтому всю систему приходится создавать заново, но не в противодействии и противостоянии, а, наоборот, - в консолидации усилий. Я не вижу различий во взглядах на местные проблемы ни у городского головы Изюма или Купянска, ни у председателя администрации любого из районов, ни у меня. Нельзя ставить вопрос об обязательном контроле людей, которые работают на местах. Это, как минимум, оскорбительно для работников в регионе, и не должно быть свойственно народному депутату. Нужны иные формы взаимодействия. Для народного депутата очень ценно знать - как видят проблемы люди, работающие на местах. Но ни в коем случае взаимоотношения с людьми в округе не должны состоять из нравоучений, "подстёгивания", грозных замечаний и предупреждений.

- Изменилось ли что-нибудь для Вас лично после 31 марта?
- Все изменилось. Не изменились мои взгляды, мое сознание, мое видение ситуации. А жизнь поменялась абсолютно: и ее условия, и характер работы, и взаимоотношения с коллегами и в семье, и время, и деньги - их не стало больше, но чувствуешь их как-то по-другому.

- А как Ваша семья относится к киевско-харьковской жизни народного депутата?
- У нас в семье давно сложилось так: все, что мы делаем, делаем вместе. Все события, которые происходят в семье, соотносятся с событиями в жизни каждого, в том числе и у меня. Забот, переживаний, интереса к тому, что происходит в Украине, конечно, прибавилось. С одной стороны, это связано с изменениями в жизни, а с другой - возможность получить информацию "из первых уст". Сказать, что стало лучше, или хуже, не могу. Время покажет. За три-четыре месяца еще не почувствовал: то ли это связано с переменами в жизни, то ли так и должно быть - просто новый этап. Через год-другой можно будет говорить что-то с уверенностью.

- А как народный депутат Потапов проводит досуг?
- Если сказать честно, после выборов еще ни разу не удалось ни перед телевизором поваляться, ни пробежку устроить (к великому стыду). Возможностей поработать с прессой, посмотреть телевизор, в отличие от прошедших периодов, стало поменьше. Я это связываю с тем, что мне нужно обустраивать свое жизненное пространство в Киеве. Живя в гостинице много не ухватишь (это тоже накладывает отпечаток). Одно дело, когда ты живешь привычной жизнью, в семье, четко знаешь: кто за что отвечает, даже знаешь - где газета должна лежать, а когда газету никто кроме тебя не купит, когда в девять часов вечера еще