Харьков, велосипедСообщение о строительстве 30-ти километров велодорожек к 2020 году вызвало у харьковчан противоречивые чувства. Кто-то восторженно воскликнул: “Ого!” Некто скептически протянул: “И все-о-о?”

Напомним, что отвечая на вопросы горожан в ходе онлайн-конференции, харьковский городской голова Геннадий Кернес сообщил о строительстве в Первой столице 30 километров велосипедных дорожек (20 километров появятся в Лесопарке, 3 – в Саржином яру, остальные 7 - в иных частях города). Также планируется уже в августе нынешнего года открыть Велодом, в котором будут велопрокат, станция техобслуживания и детско-юношеская велосипедная школа.

SQ изучил, на каком уровне велосипедная инфраструктура находится в европейских странах и чего не хватает харьковским велосипедистам.

Дорожная разметка

Yes

Одной из стран “велосипедной классики” считается Швейцария. В швейцарских городах разметка на дорогах сделана с учетом велодвижения. Линии для велосипедистов обозначены желтым цветом. У светофоров велосипедная стоп-линия вынесена вперед, чтобы двухколесные начинали движение первыми.

Велодорожки

В европейских городах с развитой велосипедной инфраструктурой протяженность велодорожек достигает 150-300 километров. В Харькове есть одна велодорожка - в Лесопарке, ее длина - 7,6 километра. Создание велодорожек вдоль автодорог и на широких тротуарах дало бы харьковчанам возможность использовать велосипед не только для активного отдыха, но и как полноценное средство передвижения по городу.

Светофоры для велосипедистов

Yes

Движение на велодорожках и на выделенных велополосах регулируется велосветофорами, на которых существует специальный знак в виде велосипеда.

Велопарковки

Yes

Еще один элемент, который является признаком развитой велоинфраструктуры и который не развит в Харькове, – велосипедные парковки. Небольшие парковки оборудованы, как правило, около супермаркетов. Но практика европейских городов с развитой велоструктурой предписывает оборудовать велопарковками все места общественного пользования: кафе, административные здания, небольшие магазины. В швейцарских городах существуют крупные двухярусные парковки, на которых единовременно могут размещаться сотни велосипедов.

Прокат велосипедов

Yes

В европейских городах устанавливаются информационные стенды, на которых можно узнать расположение пунктов проката и существующие там условия. В Лондоне прокат велосипедов осуществляется без привлечения дополнительных работников. Стоянка предназначенных для аренды велосипедов оборудована автоматом для оплаты. Произведя оплату с помощью карточки, арендатор получает чек с кодом для снятия велосипеда с блокировки. Первые полчаса можно ездить бесплатно, поэтому некоторые особенно экономные велоарендаторы пытаются каждые полчаса менять велосипед. Стоимость аренды от 5 до 24 часов стоит 10 фунтов стерлингов (около 350 грн.).

В Германии аренда велосипедов несколько дороже: полчаса - 1 евро , сутки - 15 евро (450 грн.). А, к примеру, в Польше прокат велосипедов несколько дешевле, чем в Харькове. Как правило, первые 20 минут - бесплатно. Первый час — 2 злотых (0,5 евро, или 15 грн.)  Следующий час — 4 злотых (1 евро, или 30 грн.).

Провоз велосипедов в общественном транспорте

Yes

Данная тема в Первой столице также практически не раскрыта. В метрополитене, например, разрешено перевозить складывающиеся велосипеды. Вряд ли с иными типами велосипедов можно прокатиться в трамвае, автобусе или на поезде.

В некоторых европейских городах  автобусы оснащены на задней части кузова специальными устройствами для крепления велосипедов, а поезда оборудованы специальными местами.

В качестве примеров лояльности к велосипедистам на транспорте можно привести Чехию и Германию.

В Чехии в расписании поехдов указывается наличие или отсутствие  велоотсека или багажного отсека, куда можно сдать велосипед. Если таких отсеков нет, то велосипед разрешается везти в тамбуре первого вагона. В междугородних автобусах можно провозить только складные велосипеды в багажном отсеке. Зато в велоавтобусах, которые осуществляют туристические поездки по городам, есть прицеп. В пражском метро существуют велоотсеки в первом и последнем вагоне каждого поезда.

В Германии можно перевозить велосипеды в метро, трамвае, автобусе и S-Bahn - на городской и пригородной железной дороге. Однако во многих городах провоз велосипедов запрещен в часы пик.

Самые велосипедные города Европы

Утверждать, что вся Европа давно пересела на велосипеды, тоже нельзя. Велосипедная инфраструктура там распределена достаточно неравномерно, и городов, претендующих на звание "Велоград", не столь уж и много.  Наиболее известными "велоградами" Европы считаются Копенгаген, Фрайбург, Лунде и Гронинген.

Гронинген (север Нидерландов, 188 тыс. жителей). Один из главных претендентов на звание "Самый велосипедный город Европы". Гронинген разделен на сектора, границы которых запрещено пересекать автотранспорту. Поэтому 37% поездок осуществляется на велосипедах.

Yes

Велодорога в Гронингене

Лунд (юг Швеции, 83 тыс. жителей). Город является лидером по доле велопоездок в общем транспортном потоке – 43%. Однако следует учитывать, что в небольших городах, таких как Лунд, с менее интенсивным движением автомобилей и городского транспорта велосипеду гораздо проще завоевать место под солнцем. Протяженность велодорожек в Лунде составляет 160 километров. Количество велопарковок – около 5000.

Фрайбург (юго-западная Германия, население - 230 тыс. человек). Городские власти проводят работу по уменьшению автомобильного трафика. Цены на автостоянках достаточно высоки. Зато в городе насчитывается 9 тысяч велопарковок. Как результат, 28% всех поездок жители города осуществляют на велосипедах. На развитие велосипедной инфраструктуры до 2020 года выделяется около 9 млн евро. По европейским меркам не так уж и много. Но по меркам харьковским не так уж и мало – более 270 млн грн.

Копенгаген (столица Дании, население - 1,3 млн человек). По количеству жителей Копенгаген сопоставим с Харьковом. Датская столица - один из самых знаменитых "велоградов" Старого Света. В распоряжении велосипедистов - 300 километров велодорожек. Велодорожки шириной 2 метра, как правило, расположены по бокам автодорог.  Велосипед используют более 500 тыс. человек (едва ли не половина населения города), а велотрафик составляет 23%.